Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Сен-Жюст и диктатура




Прежде чем анализировать трактат «О республиканских установлениях», необходимо здесь одно отступление. Оно связано с приостановлением работы конституционной комиссии в связи с продолжительным Вандейским восстанием, имевшим монархический характер, и наступлением якобинской диктатуры. Дело в том, что последний трактат Сен-Жюст пишет как раз в этот период, однако же адресовывает его будущему.

Апогеем «революционности» Сен-Жюста можно назвать его речь от 10 октября 1793 «О революционном порядке управления». Но здесь важно понять, что автор имеет в виду под данным названием. В этом докладе Сен-Жюст, уже как успешный деятель Комитета общественного спасения, во-первых, изобличает неэффективность правительства, а во-вторых, пытается оправдать действия, которые должны быть, по его мнению, в таком случае применены.

«Нельзя надеяться на благоденствие до тех пор, пока не погибнет последний враг свободы. Вы должны карать не только изменников, но и равнодушных; вы должны карать тех, кто остается бездеятельным в Республике и ничего не делает для нее. Ибо, с тех пор как французский народ изъявил свою волю, всякий, кто противостоит ей, находится вне суверена, а тот, кто вне суверена, является его врагом»[75]

Пожалуй, именно приведенная выше цитата чаще всего вменяется Сен-Жюсту в вину как «провозвестнику террора». Однако надо все-таки учитывать, что саму диктатуру Сен-Жюст рассматривал как режим временный и вынужденный, введенный лишь потому, что заговоры вносят смуту в государство[76].

Таким образом, последнее сочинение Сен-Жюста можно вполне рассматривать как реальные теоретические наработки, не успевшие воплотиться в жизнь. Об этом, в частности, пишет Черноверская Т.А.: «…подойдя вплотную к пониманию связей между общественным бытием и общественным сознанием, к пониманию созидательных функций революционной диктатуры, он не успел теоретически это осмыслить».[77]

 

III. О республиканских установлениях

«Террор может освободить нас от монархии и от аристократии; но что нас

избавит от разложения?.. Установления. Это не вызывает сомнения»[78]

 

 

Последний трактат Сен-Жюста под названием «О республиканских установлениях», как мы говорили в начале (см. главу «Источники»), является наиболее фрагментарным сочинением и так же, как и трактат «О Природе…», незаконченным.

Скажем сразу, что данный трактат сочетает в себе как теоретические наработки Сен-Жюста, так и его личные замечания, вплоть до того, что заканчивается, вернее – обрывается, фрагментом чисто художественного жанра. Как и прежде, нас в первую очередь будут интересовать главы, посвященные государственному устройству и его идеологическому обоснованию.

Что же называет Сен-Жюст установлениями? «Установления есть гарантия общественной свободы; они делают нравственным (курсив мой. – Л.С.) правительство и гражданское состояние…они закладывают основы царства справедливости… Без установлений могущество республики держится либо на достоинствах жалких смертных, либо на мерах ненадежных». [79] Не зря мы в этом отрывке особо выделяем слово «нравственный»: данный трактат в большей степени, чем предыдущие, обращается к проблемам нравственности в республике и – самое важное – объясняет многое через них. Причина введения установлений – обуздать преступление (правительства) и побудить всех руководствоваться честностью и справедливостью.[80]

«Нужно, чтобы установления поставили силу и непреклонную справедливость законов на место личного влияния. Тогда революция упрочится … Установления имеют целью утвердить все общественные и личные гарантии, дабы устранить раздоры и насилие … поставить влияние нравов на место влияния людей».[81] То есть, по Сен-Жюсту, установления это не просто дополнения конституционных законов, это условие их действенности.[82]

С осени 1793 года, когда работу над новой конституцией пришлось оборвать и ввести «чрезвычайное положение», Сен-Жюст принимает это с неохотой и всячески пытается подчеркнуть всю неправильность данного положения, однако другого выхода нет. В «Республиканских установлениях» мы читаем: «поскольку в республике интерес одного охраняется силою всех, поскольку все и каждый … связаны посредством угнетения, республика, соответственно природе своего соглашения, заключила политический договор, или договор, основанный на силе … Какое насилие и какая слабость в этом организме, лишенном связей; его бесплодный механизм подобен дереву, чьи корни и свисающие ветви не соприкасаются со стволом![83]

С другой же стороны, Сен-Жюст пытается оправдать то, что происходит во Франции: «народ, управляемый согласно природе и отказавшийся от применения оружия, вскоре стал бы добычею соседей; и если этот народ откажется от роскоши и от торговли ради простой жизни, соседи обогатятся за счет его лишений и станут столь могущественными, что вскоре поработят его…. Народ, каким бы ни было его правление, должен относиться к другим народам так, как они относятся к нему.[84]

Итак, после обозначения роли установлений и обоснования причины их введения, Сен-Жюст переходит к основным положениям.

Установления как регуляторы общественной жизни, нравов и поведения людей, по мнению автора, должны отражать весь спектр общественных отношений, в то время как законы, которых «слишком много»[85], нужно сократить и сделать максимально понятными. Ведь неясные законы – это первоочередной источник злоупотреблений.

В этом трактате, пожалуй, особенно часто встречается слово «гражданин» и ему однокоренные слова. Так, например, только из 990 знаков главы «Республика и правительство» мы видим 9 слов, собственно, «гражданин», а также 14 слов, образованных от аналогичного корня (если брать весь текст трактата, то получается 28 и 76 случаев соответственно). В то время как во всем первом трактате «О духе» насчитывается всего 9 «гражданинов», если можно так выразиться, и 59 ему однокоренных. А во втором – «О Природе…» – слово «гражданин» вообще не встречается.

 

Итак, подводя итог под вышесказанным, надо еще раз отметить, что в данной главе мы имели дело с тремя неоднозначными работами Сен-Жюста. Доклад «О конституции» предвосхитил работу в конституционной комиссии, которая, однако, вынуждена была прерваться, и многие из принципиальных для автора положений не были претворены в жизнь. Доклад «О революционном порядке управления» не был, точнее – не должен был быть, по замыслу Сен-Жюста, настолько уж революционен, а представлял собой изложение необходимость принятия жестких мер в чрезвычайной ситуации, угрожавшей жизнеспособности республики. Трактат же «О республиканских установлениях» до конца, видимо, не сможет раскрыть его читателям истинного замысла автора, так как незаконченность произведения, в любом случае, станет причиной огромного множества интерпретаций. Ясно лишь одно: в последние годы своей жизни Сен-Жюст всеми силами пытался осуществить в целом то, что было в общих чертах задумано им еще в конце 1790 года, прошедшее ряд изменений и переосмыслений.

Однако «упрочение» революции, как предсказывал Сен-Жюст, так и не произошло. И не зря он часто говорил, что казнь Людовика 16 - это лишь начало всего, своеобразная точка невозврата, после которой борьба вспыхивает с новой силой: «Революция начинается, когда кончается жизнь тирана»[86]. И к сожалению, какими бы подходящими французскому обществу ни казались республиканские установления на бумаге, в жизнь их воплотить так и не удалось, что повлекло за собой новый виток революции.

 

Заключение

Итак, мы проследили эволюцию взглядов Луи Антуана Сен-Жюста на государственное и общественное устройство в разные периоды Французской революции.

Его резкий переход от идей умеренного, поощряющего конституционную монархию трактата «Дух Революции и Конституции во Франции» (1790-91) гг. до крайне республиканского «Фрагменты республиканских установлений» (1794 г.) имеет логическое объяснение, которое является прямой реакцией молодого революционера на внешние события: бегство короля 20-21 июня 1791 года, так называемый Вареннский кризис, который по удивительной случайности совпал с публикацией первого трактата; восстание 10 августа и события на Марсовом поле, после которых Сен-Жюст произнесет самую важную речь в своей жизни «О суде над королем» и навсегда останется верным идеям республики.

Все свои силы и надежды Сен-Жюст бросит на создание нового общественного порядка, где правят законы природы, а не политические законы – законы силы, которые Сен-Жюст всегда приравнивал к состоянию дикости. В идеалах самого молодого деятеля революционных событий конца XVIII века будут причудливо сочетаться переосмысленные им принципы и идеи Просвещения, призванные создать справедливые и нерушимые основы для совершенного нового государства, где царят свобода, равенство и правосудие.

 

 

Библиография

Источник: Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995

Литература:

Т.А. Черноверская. Как человек становится революционером: формирование и эволюция мировоззрения Сен-Жюста. Часть первая. Додиктаторский якобинец. Новосибирск, 2005 г.

Т.А. Черноверская. Проблема революционной диктатуры как периода перехода к новому обществу в мировоззрении Сен-Жюста (http://liberte.newmail.ru/Chernover1.html#%D0%9F%D1%8020)

Т.А. Черноверская. Жизнь и деятельность Луи Антуана Сен-Жюста.

(http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/ST-JUST.HTM)

Е.В. Смирнова. Сен-Жюст: прагматизм против утопии. М., 2002

Л.А. Морщинихина. Утопия и Великая французская революция. (http://larevolution.ru/Utopia.html)

С. Саймонович. Сен-Жюст — революционер-романтик.

(http://larevolution.ru/Salmonowicz.html)

А. Собуль. Первая республика. М., 1974

Матьез Альбер. Французская революция. Ростов-на-Дону., 1995

Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. Винченцо Ферроне и Даниэля Роша. М., 2003


[1] Т.А. Черноверская. Как человек становится революционером: формирование и эволюция мировоззрения Сен-Жюста. Часть первая. Додиктаторский якобинец. Новосибирск, 2005. С. 9

[2][2] См., напр., работы Т.А.Черноверской

[3] А. Левандовский. Кавалер Сен-Жюст. М., 1983. С. 19

[4] Л.А. Морщинихина. Утопия и Великая французская революция (http://larevolution.ru/Utopia.html)

[5]А. Левандовский. Кавалер Сен-Жюст. М., 1983. С. 8

[6] С. Саймонович. Сен-Жюст — революционер-романтик (http://larevolution.ru/Salmonowicz.html)

[7] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 201

[8] Е.В. Смирнова. Сен-Жюст: прагматизм против утопии. М., 2002. С. 60

[9] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 193

[10] Там же. С. 192

[11] Там же. С. 220

[12] Там же. С. 193

[13] Там же. С.192

[14] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 193

[15] Там же. С. 193

[16] Там же. С. 194

[17] Там же. С. 195

[18] Там же.

[19] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995.С.196

[20] Там же.

[21] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 197

[22] Т.А. Черноверская. Жизнь и деятельность Луи Антуана Сен-Жюста (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/ST-JUST.HTM)

[23] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 191

[24] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 200

[25] Там же. 201

[26] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 251

[27]Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 251-252

[28]Там же. С. 252

[29] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995.С.252

[30] Там же. С. 253

[31] Там же.

[32] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 253

[33] Там же. С. 254

[34] Там же. С. 256

[35] Там же.

[36] ср. трактат «О Духе…»

[37] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 259

[38] Там же. С. 262

[39] Там же. С. 264

[40] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 267

[41] Там же. С. 264

[42] Там же. С. 264-265

[43] Там же. С. 265

[44] Там же. С. 451

[45] Там же. С. 265

[46] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 265

[47] Там же. С. 267

[48] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 171

[49] Там же. С. 262

[50] Т.А. Черноверская. Жизнь и деятельность Луи Антуана Сен-Жюста (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/ST-JUST.HTM)

[51] См. роботы Е.В. Смирновой, Т.А. Черноверской

[52] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 86

[53] Там же. С. 87

[54] Там же. С. 86

[55] Там же. С. 11

[56] Там же. С. 264

[57] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 12

[58] Там же. С. 14

[59] Там же. С. 13

[60] Там же. С. 12

[61] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 31

[62] Е.В. Смирнова. Сен-Жюст: прагматизм против утопии. М., 2002. С. 95

[63] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 43

[64] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 44

[65] Там же. С. 251

[66] Там же. С. 47

[67] Там же. С. 43

[68] Там же. С. 43

[69] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 44

[70] Там же. С. 45

[71] Там же. С. 48

[72] Там же. С. 51

[73] Там же. С. 51

[74] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 51

[75] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 93-94

[76] Там же. С. 95

[77] Т.А. Черноверская. Проблема революционной диктатуры как периода перехода к новому обществу в мировоззрении Сен-Жюста (http://liberte.newmail.ru/Chernover1.html#Пр20)

[78] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995.С. 285

[79] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 278

[80] Там же.

[81] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 279-280

[82] Т.А. Черноверская. Проблема революционной диктатуры как периода перехода к новому обществу в мировоззрении Сен-Жюста (http://liberte.newmail.ru/Chernover1.html#%D0%9F%D1%8020)

[83] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 281

[84] Там же. С. 282

[85] Там же. С. 286

[86] Л.А. Сен-Жюст. Речи. Трактаты. Спб., 1995. С. 33




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.