Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные права в сфере права




Понятие источников трудового права, их классификация

Трудовое право

Розподіл балів за модулями

Модуль І (обов’язковий) поточне тестування Модуль ІІ (факультативний) індивідуальна робота Сума балів за 2 модулі Підсум- ковий іспит Сума загальна (два модулі і іспит)  
3М 1   5-9 3М 2   5-11 ЗМ 3   5-10 3М 4   5-10     4-10 20 - 50     1-50     21-100
               

Примітка: ЗМ – змістовий модуль.

 

ЗМІСТ

 

1. Вступ.  
2. Опис предмета курсу  
3. Загальний розрахунок годин навчальної дисципліни “Трудове право”  
4. Програма навчальної дисципліни “Трудове право”  
5. Завдання до практичних занять  
6. Словник основних термінів трудового права  
7. Самостійна робота студентів  
8. Індивідуальна робота студентів  
9. Теми курсових робіт.  
  Контрольні питання для підготовки до іспиту з навчальної дисципліни “Трудове право”  
  Критерії оцінки успішності студентів  

 


 

 

Источники трудового права – это формы выражения правовых предписаний через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства, которые устанавливают или санкционируют правовые нормы, обязательные для сторон правоотношений, которые составляют предмет трудового права.

У термина «источники права» два значения:

1.материальное – причины образования права, т.е. все то, что порождает позитивное право, те или иные материальные, духовные факторы общественных отношений, природа вещей, природа человека и т.д.

2.формальное – это форма внешнего выражения положений действующего права.

Источники права в формальном смысле – результат правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Следовательно, к источникам трудового права относятся нормативные акты, которые издаются, санкционируются, применяются и охраняются компетентными органами и содержат в себе нормы, направленные на регулирование трудовых отношений между субъектами трудового права на основании трудового договора на предприятиях всех форм собственности, а также у физических лиц. Эти нормативные акты обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства в случае их не исполнения.

В зависимости от направленности классификация источников проводится по следующим признакам: по органам принятия:

- принимаемые высшими органами государственной власти (Верховной Радой, Кабинетом Министров, Президентом Украины);

- центральными органами государственного управления (министерствами, комитетами и ведомствами)

- местными органами власти

- руководителями предприятий совместно с профсоюзными органами

По форме принятия: законы; указы; декреты; постановления; приказы; инструкции

По сфере действия: общегосударственные; отраслевые; межотраслевые; локальные

По степени обобщения: кодифицированные (КЗоТ); комплексные (источники нескольких отраслей права); базовые (законы или постановления Верховной Рады, которые содержат общие положения, а детальные предусмотрены подзаконными актами).
По юридической силе: - международные правовые акты, ратифицированные Украиной;
- законы Украины;
- подзаконные нормативные акты:
а) указы Президента
б) декреты, постановления, распоряжения КМ
в) инструкции соответствующих министерств, госкомитетов
г) инструкции и акты профсоюзов (по вопросам охраны труда)
д) локальные нормативные акты.

К ним относятся: КЗоТ Украины, ЗУ «О собственности, ЗУ «О занятости населения», ЗУ «О профсоюзных организациях», ЗУ «Об охране труда»

 

Конституция Украины - основной источник трудового права. В Конституции предусмотрены:

1. Право на предпринимательскую деятельность;
2. Право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов;
3. Право на надлежащие и безопасные условия труда;
4. Право на соц. Защиту в случае безработицы;

5. Право на труд сформулировано в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.
Основное значение Конституции состоит в закреплении основных трудовых прав с обязательным учетом того, что она имеет высшую юридическую силу. Законы и подзаконные акты принимаются на основании Конституции и должны соответствовать ей. Конституция как основной закон нашего государства: обеспечивает единство правого регулирования труда на предприятиях всех форм собственности, закрепляет принципы регулирования которые проявляются в конституционных трудовых правах, в юридических гарантиях относительно всей системы законодательства; устанавливает равенство перед законом; определяет право на участие в профсоюзах с целью защиты своих прав и интересов; закрепляет равноправие в поступлении на госслужбу.

 

10. Характеристика ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях» от 1993 г.

Коллективное соглашение – одна из правовых форм социального партнерства и основа цивилизованных отношений профсоюзов с государством (определение в ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 лип 1993г. Виды соглашений: 1. Генеральное, заключается на государственном уровне и сторонами которого выступают профсоюзы, которые объединяются для ведения кол.переговоров и заключения Генерального соглашения и собственники, которые объединяются для ведения кол.переговоров и заключения кол.соглашений. Интересы собственников при заключении Генерального соглашения представляют КабМин и объединения работодателей, а со стороны работников выступают только объединениям профсоюзов. 2. Отраслевое заключается на отраслевом уровне, сторонами которой являются собственники или представительский объединения собственников и отраслевые объединения профсоюзов на предприятиях государственной собственности интересы собственника представляют министерства и ведомства. 3. Региональное заключается на региональном уровне, сторонами которого являются местные органы государственной власти или региональное объединение предпринимателей, которые объединились для заключения регионального соглашения и объединения профсоюзов. Таким образом, коллективное соглашение – это срочный нормативно-правовой акт, который заключается между собственниками и объединениями профсоюзов, которые уполномочены представлять работников на государственном, отраслевом, региональном уровнях при определении основных положений и общих принципов регулирования отношений в сфере труда, а также социально-экономических интересов работников и собственников, определяя тем самым основу для разработки и заключения коллективных договоров на отдельных предприятиях.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА 1.На основании ст.10-11 ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях» заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, которые начинаются письменным предложением какой либо стороной не раньше, чем за три месяца до окончания срока действия предыдущего коллективного договора. Другая сторона на протяжении 7 дней после получения такого предложения должна начать переговоры. Уклонение представителей сторон от ведения переговоров, которые предшествуют заключению коллективного договора, умышленное нарушение установленных сроков влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность. 2. Создание рабочей комиссии из представителей сторон на пропорциональной основе, для определения содержания коллективного договора. Функции рабочей комиссии: 1.Подготовка проекта коллективного договора; 2.Принятие предложений от трудового коллектива; 3.Принятие решения, которое оформляется протоколом; Кроме представителей сторон участие в переговорах могут принимать независимые эксперты, специалисты. Лица, которые участвуют в переговорах как представители сторон, на время ведения переговоров освобождаются от своей основной работы с сохранением места работы т средней заработной платы. Стороны могут прерывать ведение переговоров с целью проведения консультаций и экспертиз. Законом не предусматривается сроков ведения переговоров. 3. Устранение разногласий. Если сторонами не достигнуто согласия по какому-либо вопросу, то составляется протокол разногласий, в который заносится содержание разногласий и предложение стон относительно спорных вопросов, а также сроки возобновления переговоров. Далее в 3-х дневный срок создается примирительная комиссия, которая состоит из одинакового количества представителей сторон для подготовки рекомендаций относительно принятия решения, которое устроит обе стороны. Если соглашение не достигнуто, то стороны могут обратиться за помощью к посреднику, который в семидневный срок обязан рассмотреть протокол разногласий и обязан внести рекомендации относительно спора. Если, вследствие работы примирительной комиссии или посредника соглашение не достигнуто, то стороны могут использовать такие средства, как проведение митингов, забастовок, демонстраций. 4.Внесение изменений и дополнений. После достижения согласия по всем вопросам, рабочая комиссия сформулированный проект коллективного договора передает на обсуждение в трудовой коллектив для внесения изменений и дополнений. После такого обсуждения рабочая комиссия собирает, обобщает и рассматривает предложения предоставленные в ходе обсуждения и вносит изменения в проект коллективного договора. Доработанный проект выносится на общее собрание трудового коллектива для обсуждения и дополнения. В случае отклонения проекта, то стороны в 10-и дневный срок возобновляют переговоры и проект в целом выносится на обсуждение. 5. После общего одобрения коллективный договор подписывается на протяжении 5 дней, а генеральное соглашение подписывается не позднее 10 дней после прекращения коллективных переговоров. Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда и социальной политики. 6. Подписанный сторонами договор подлежит уведомительной регистрации в местных органах исполнительной власти в двухнедельный срок. Вступает в силу с момента подписания, если сторонами не предусмотрено другое.. После истечения срока действия коллективный договор продолжает действовать до того времени, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. Законодательство о труде не устанавливает требований относительно структуры коллективного договора. Стороны самостоятельно определяют его структуру, какие разделы включать и чем его дополнить. В тоже время законодательством четко определяется содержание коллективного договора. Содержание коллективного договора – это согласованные сторонами условия, которые подразделяются на: нормативные, обязательственные, информационные и организационные. Нормативные – это совокупность правовых норм локального значения, установленные сторонами в пределах их компетенции. Действуют на протяжении всего срока действия коллективного договора. К ним относится условия об оплате и условиях труда. Обязательственные – это конкретные обязательства сторон с указанием срока их исполнения и субъектов исполнителей. Эти условия не носят нормативного характера и гасятся их исполнением. К ним относятся: условия относительно изменения в организации производства, нормирование и установление систем оплаты труда, установление гарантий, компенсаций и льгот. Организационные – это условия, которые связаны с регламентацией порядка подписания, изменения и прекращения действия коллективного договора (условия о сроке действия договора, контроль за его исполнением, порядок внесения изменения и дополнений, ответственность за нарушение условий коллективного договора). Информационные – это условия, которые содержат в себе информацию об уже действующих нормативных актах.

 

11.Основные положения ЗУ «Об общегосударственном социальном страховании на случай безработицы от 2000 г.

 

ЗУ состоит из 8 разделов: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы - система прав, обязательств и гарантий, которые предусматривают материальное обеспечение на случай безработицы по независимым от застрахованных лиц причинам и предоставление социальных услуг. Застрахованные лица - наемные работники, а в случаях, предусмотренных Законом, также другие лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, если другое не предусмотрено международным договором Украины, согласие, на обязательность которого дал Верховный Совет Украины), в пользу которых совершается страхование на случай безработицы. Представителями застрахованных лиц являются профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы (представители). Страхователи - работодатели и застрахованные лица, которые в соответствии с Законом уплачивают взносы. Страховщик - Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Объект страхования на случай безработицы - страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение материального обеспечения на случай безработицы и предоставления социальных услуг. Частичная безработица - вынужденное временное сокращение нормального или установленное законодательством Украины длительности рабочего времени, перерыв в получении заработка или сокращение его размера через временное приостановление производства без прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного характера. Ст.4. Лица, подлежащие страхованию на случай безработицы 1. Страхованию на случай безработицы подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), гражданско-правового договора, включая проходящих альтернативную (невоенную) службу, а также работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица — предприниматели.
РАЗДЕЛ II УПРАВЛЕНИЕ СТРАХОВАНИЕМ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ раскрывает порядок функционирования Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

РАЗДЕЛ III НАДЗОР В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ. Его осуществляют центральные органы исполнительной власти.

РАЗДЕЛ IV определяет СРЕДСТВА СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ основными являются страховые взносы страхователей.

РАЗДЕЛ V МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ определяет Условия и продолжительность выплаты пособия по безработице, его размер.

РАЗДЕЛ VII ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ определяет права, обязанности и ответственность Фонда, работодателя и застрахованных лиц. РАЗДЕЛ VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.