Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представители работодателя (работодателей). Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев




Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, касаются отношений, связанных с привлечением их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также оплатой отпусков.

Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, могут быть в пределах этого срока привлечены с их письменного согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 290 ТК).

При этом работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется им в денежной форме не менее чем в двойном размере (ч. 2 ст. 290 ТК).

Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или им выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК). Учитывая непродолжительность трудовых отношений, указанные работники, как правило, получают денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.

2.3. Некоторые особенности имеет и порядок расторжения трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев. Так, работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, обязан в письменной форме предупредить работодателя о досрочном расторжении трудового договора по собственному желанию за три календарных дня, а не за две недели, как другие работники (ч. 1 ст. 292 ТК). В свою очередь работодатель обязан предупредить работника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата или численности работников в письменной форме под роспись не менее чем за три календарных дня, тогда как по общему правилу этот срок составляет не менее двух месяцев (ч. 2 ст. 292 ТК).

Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, в отличие от других работников выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (ч. 3 ст. 292 ТК).

3. Сезонными работниками являются работники, занятые на сезонных работах. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических или иных природных условий могут выполняться не круглый год, а только в течение определенного периода, не превышающего, как правило, шести месяцев (ч. 1 ст. 293 ТК). Например, работы на лесозаготовках и лесоповале, на торфяных разработках, работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования в полевых условиях, работы в организациях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности и др.

Перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства (ч. 2 ст. 293 ТК).

Заключение трудового договора на определенный сезон для выполнения работы, не предусмотренной указанными перечнями, будет считаться неправомерным.

До утверждения соответствующих перечней сезонных работ при заключении трудового договора на определенный сезон следует руководствоваться Перечнем сезонных работ, утвержденным Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185 <1>.

--------------------------------

<1> Известия НКТ. 1932. N 28, 29.

 

Особенности правового регулирования труда сезонных работников касаются, в частности, заключения трудового договора, порядка предоставления оплачиваемых отпусков и порядка расторжения трудовых договоров.

3.1. Основанием для заключения с работником трудового договора на определенный сезон является сезонный характер работы, для выполнения которой он принимается. Поэтому в соответствии со ст. 294 ТК при заключении трудового договора с сезонным работником в нем обязательно должно быть предусмотрено условие о сезонном характере работы.

При приеме на работу работников для выполнения сезонной работы на период от двух до шести месяцев в трудовых договорах с ними может быть предусмотрено испытание на срок, не превышающий двух недель (ч. 6 ст. 70 ТК). Однако если продолжительность сезонной работы в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением, заключенным на федеральном уровне социального партнерства, превышает шесть месяцев, то при заключении трудового договора для выполнение такой сезонной работы испытательный срок может быть установлен на общих основаниях в соответствии с ч. 5 ст. 70 ТК, т.е. на срок, не превышающий трех месяцев.

При неудовлетворительном результате испытания увольнение работника, заключившего трудовой договор о сезонной работе, производится в общем порядке, предусмотренном ст. 71 ТК.

3.2. Работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы (ст. 295). Как правило, отпуск в натуре сезонным работникам не предоставляется. При увольнении им выплачивается компенсация за неиспользованные дни отпуска.

3.3. Трудовой кодекс не предусматривает ограничений для досрочного расторжения с сезонным работником трудового договора по собственному желанию. Поэтому такой работник, как и другие работники, вправе досрочно расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в любое время.

Однако в отличие от общих правил, предусматривающих обязанность работника предупредить работодателя о расторжении трудового договора по собственному желанию не позднее чем за две недели (ч. 1 ст. 80 ТК), сезонный работник должен предупредить работодателя в письменной форме о досрочном расторжении трудового договора по собственному желанию за три календарных дня (ч. 1 ст. 296 ТК).

В отличие от общих правил, предусматривающих обязанность работодателя предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением ее численности не менее за два месяца (ст. 180 ТК), работника, заключившего трудовой договор о сезонной работе, работодатель обязан предупредить об увольнении по этим основаниям в письменной форме под роспись не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК).

Трудовой кодекс не предусматривает также сохранение за сезонным работником, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата или численности работников, среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Сезонный работник, как и другие работники, имеет право на выходное пособие при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата или численности работников (ч. 3 ст. 296 ТК). Однако работнику, принятому на сезонную работу и уволенному в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, выходное пособие выплачивается в размере только двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 296 ТК). По общему правилу, предусмотренному ст. 178 ТК, выходное пособие при увольнении по указанным основаниям выплачивается в размере среднего месячного заработка.

 

 

 

 

1.1. Представителем работодателя - юридического лица - названы руководитель организации или уполномоченные им лица. В том случае, когда работодателем является индивидуальный предприниматель, он представляет свои интересы самостоятельно (лично) или через уполномоченных лиц.

Руководитель организации в соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.

Надо учитывать также возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В последние годы становится актуальным еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 129 Закона о банкротстве).

Соответственно внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Такой вид представительства актуален скорее не для заключения коллективного договора, а для его изменения или обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

При заключении коллективного договора в обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя осуществляется обычно по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юридического лица. Однако в соответствии со ст. 40 ТК представлять интересы работодателя в этом случае может и иное лицо.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Эти лица ведут коллективные переговоры, представляя интересы работодателя, но не принимают окончательных решений и не подписывают коллективный договор.

1.2. При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона об объединениях работодателей объединение работодателей является самостоятельной формой некоммерческой организации, которая основана на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Предложенное определение позволяет выделить характерные черты объединения работодателей. Это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>). Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объединениях работодателей). Закон называет следующие виды объединений работодателей:

- общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей;

- межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей;

- региональное объединение работодателей;

- региональное отраслевое объединение работодателей;

- территориальное объединение работодателей;

- территориальное отраслевое объединение работодателей.

Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей - общероссийское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, запрещается (ст. 6 указанного Закона).

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые выступают в качестве органов социального партнерства (ст. 35 ТК). Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров интересов, т.е. споров, возникших при заключении или изменении соглашений (ст. ст. 398 - 408 ТК).

Статья 13 Закона об объединениях работодателей предусматривает и другие права объединений, в частности право:

- формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

- принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

- проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

Объединение работодателей, будучи некоммерческой организацией, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и гарантировать выполнение работодателями принятых на себя обязательств. Объединение работодателей осуществляет лишь представительские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в правилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права - разногласий по поводу невыполнения соглашений.

1.3. Интересы государственных и муниципальных предприятий в системе социального партнерства также представляют объединения работодателей, а вот государственные и муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления (ст. 34 ТК).

На практике интересы государственных учреждений обычно представляет государственный орган отраслевого управления - министерство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК). Следовательно, именно они могут принимать участие в консультациях, получать информацию, направлять предложения о принятии законов и т.п.

По сложившейся практике в региональные трехсторонние комиссии также входят объединения работодателей, а не иные представительные органы. Это нашло отражение в ряде законов субъектов РФ. Кстати, ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятельность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, представляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов РФ определяются в конечном счете региональным законодательством.

Об участии указанных представительных органов в деятельности территориальных трехсторонних и отраслевых комиссий Трудовой кодекс не упоминает. Очевидно, этот вопрос должен решаться в положениях о соответствующих комиссиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.