Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посягательства на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов




Посягательства на авторитет Республики Казахстан

Надругательство над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном Республики Казахстан (ст. 317 УК)

Государственными символами Республики Казахстан являются Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Каждый из них выражает политическую, социальную сущность, суверенитет Республики Казахстан, ее авторитет.

Символы государства требуют уважительного к ним отношения. Надругательство над Государственными символами Уголовный кодекс рассматривает как преступление.

Непосредственным объектом данного преступления является авторитет Республики Казахстан.

В качестве предмета преступления закон называет официальные символы государства - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Закон ставит под охрану только государственный флаг, герб и гимн. Поэтому в качестве предмета преступления не могут выступать гербы и флаги городов, каких-либо организаций, обществ, например, спортивных и др.

Объективная сторона выражается в надругательстве над государственными символами. Надругательство охватывает широкий круг разнообразных действий, которые выражают глумление, презрительное, оскорбительное отношение к государственным символам, олицетворяющим суверенитет, независимость Республики Казахстан. Такие действия свидетельствуют о неуважении к государству, к патриотическим чувствам его народа.

Надругательство может состоять в уничтожении, повреждении, срывании государственных символов, учинении на них неприличных надписей, изображений, внесение в текст государственного гимна оскорбительных выражений и т.п.

Каждая деталь, изображенная на Государственном флаге и гербе, символизирует определенный девиз, заключающий вполне определенный политический смысл. Поэтому надругательство будет иметь место и тогда, когда производятся вышеуказанные действия в отношении отдельных элементов Государственных символов.

Хотя в законе не указан признак публичности оскорбительных для государства названных действий, однако, их сущность такой признак предполагает. В одних случаях сами действия совершаются в присутствии других людей (хотя бы одного человека), в других случаях сами действия не были публичными, но их результаты стали известны другим людям.

Если надругательство над государственными символами осуществляется публично и соединено с особо дерзким нарушением общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, ответственность в таких случаях должна наступать по совокупности преступлений по статьям 317 и 257 Уголовного кодекса.

Субъективная сторона надругательства характеризуется прямым умыслом Мотивы и цели надругательства над Государственными символами в Уголовном кодексе, поэтому они могут быть разными. Для квалификации их содержание не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания Субъектом рассматриваемого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-тилетнего возраста.

Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности (ст. 318 УК)

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом. «Президент Республики, - говорится в статье 40 Конституции Республики Казахстан, - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина».

Президент Республики Казахстан, его честь и достоинство неприкосновенны (ст. 45 Конституции Республики). Статья 318 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности. В части 1 статьи 318 УК установлена ответственность за публичное оскорбление и иное посягательство на честь, и достоинство Президента Республики Казахстан.

Непосредственным объектом этого преступления будет нормальная деятельность и авторитет, честь и достоинство Президента Республики.

Объективная сторона преступления выражается в публичном оскорблении или ином посягательстве на честь и достоинство Президента.

Оскорбление - это выраженное в неприличной форме унижение чести и достоинства. Оно может быть осуществлено как путем насильственных действий (физических и психических), так и ненасильственных. Оскорбление может выражаться в устной или письменной форме. Оскорбление должно носить публичный характер и быть совершенным при исполнении Президентом его служебных обязанностей или в связи с исполнением им таких обязанностей. Понятие публичности раскрывается при анализе статьи 320 УК РК.

Оскорбление считается оконченным преступлением, когда имеет место сам факт публичного совершения унизительных действий.

С субъективной стороны оскорбление - преступление, совершаемое с прямым умыслом. Субъект преступления сознает, что он в унизительной форме, публично оскорбляет Президента Республики Казахстан при исполнении им или в связи с исполнением им его служебных обязанностей. Целью оскорбления и иного посягательства на честь и достоинство Президента является воспрепятствование его служебной деятельности. Публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, не влекут уголовной ответственности по статье 318 УК (см примечание к этой статье). Посягательство на честь и достоинство Президента может выражаться и в иных видах, в частности, в клевете на Президента, поскольку последнее деяние также имеет своим непосредственным объектом честь и достоинство. Оскорбление или иное посягательство на его честь и достоинство становится более общественно опасным, если такие деяния совершаются с использованием средств массовой информации (телевидения, газет, журналов, радио и др.) Это преступление предусмотрено частью 2 статьи 318 УК. Уголовный кодекс рассматривает как преступление не только посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан, предусмотренное частями1 и 2 статьи 318, третьей частью этой статьи предусмотрен более тяжкий вид посягательства, воздействие в какой бы то ни было форме на Президента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствования исполнению им своих обязанностей.

Объективная сторона данного преступления выражена в общей форме.

Воздействие на Президента, его близких родственников в какой бы то ни было форме. Поскольку посягательства на честь и достоинство Президента, а также насилие опасное для жизни и здоровья («Убийство» пункт «б» статьи 96; «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» часть 2 пункт «б» статьи 103; «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» часть 2 пункт «б» статьи 104 УК), совершенное в отношении лица или его близких в связи с осуществлением лицом служебной деятельности, прямо предусмотрено другими статьями Уголовного кодекса, то под воздействием, согласно статье 318, следует понимать насилие не опасное для жизни или здоровья (часть 1 статьи 104 УК, статья 108, статья 112. статья 106 УК).

С субъективной стороны данное преступление может совершаться только с прямым умыслом Обязательный субъективный признак - цель воспрепятствовать исполнению Президентом своих обязанностей.

Посягательства на неприкосновенность государственной границы Республики Казахстан.

Умышленное незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Республики Казахстан (ст. 330 УК). Статья предусматривает ответственность за умышленное незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Республики Казахстан без установленных документов и надлежащего разрешения «Государственная граница, - говорится в Законе «О государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года с изменениями от 15 июля 1996 года, - это линия, определяющая юридически закрепленный пространственный предел территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которую распространяется суверенная власть республики. Государственная граница определяет пределы территориального верховенства государства».

Государственная граница неприкосновенна, ее нарушение считается нарушением Суверенитета государства. Каждое государство заботится о безопасности своих границ, устанавливает режим охраны государственной границы, исключающий возможности ее нарушения.

Непосредственным объектом данного преступления является неприкосновенность государственной границы, а также нормальная деятельность пограничных органов по охране государственных границ Преступление будет в том случае, если допускается незаконное пересечение охраняемой границы.

С объективной стороны преступление выражается в умышленном незаконном пересечении государственной границы. Незаконным, как указывается в статье 330 УК, считается ее пересечение без установленных документов и надлежащего разрешения - пропуска.

Законное пересечение (железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное и другое) государственной границы осуществляется в пунктах пропуска. Преступление будет оконченным, если субъекту удалось пересечь государственную границу.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Субъект сознает общественно опасный характер своих действий, отсутствие у него законных оснований для пересечения охраняемой государственной границы и желает этого.

Мотивы и цели у виновного могут быть разными. Исключаются лишь цели и мотивы антигосударственной направленности.

При наличии таких субъективных моментов деяние можно квалифицировать как покушение на совершение какого-либо преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства.

Субъектом данного преступления могут быть граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства.

Квалифицированный состав анализируемого преступления характеризуется его совершением:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) либо с применением насилия или угрозы его применения.

Противоправное изменение Государственной границы Республики Казахстан (ст. 331 УК)

«Государственная граница Республики Казахстан, - говорится в статье 331 Закона Республики Казахстан от 13 января 1993 года «О государственной границе Республики Казахстан», - есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы территории - суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана».

Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Государственная граница неприкосновенна. Ее нарушение считается нарушением суверенитета государства.

Государственные границы между соседними государствами, согласно международному праву, определяются двумя путями:

1) посредством делимитации и 2) посредством демаркации.

Делимитация - это определение в договоре общего направления линии Государственной границы и ее графического изображения на прилагаемой к договору карте.

На основе делимитации проводится демаркация - т.е. обозначение границы на местности с помощью пограничных знаков (столбов, пирамид, буев и др.).

Демаркация проводится специальными комиссиями, и ее результаты закрепляются в протоколах, описаниях, картах. Статья 331 УК рассматривает как преступление противоправное изменение Государственной границы Республики Казахстан.

Непосредственным объектом преступления является неприкосновенность Государственной границы, независимо охраняема она или нет.

Объективная сторона преступления выражается в противоправном изменении Государственной границы, понимая под этим изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы Республики Казахстан. Преступление окончено, когда имеет место сам факт изъятия, перемещения, уничтожения пограничных знаков.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле, поскольку в статье называется специальная цель действий виновного в целях противоправного изменения Государственной границы.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 летнего возраста. В части 2 статьи 331 предусмотрен более квалифицированный вид данного преступления. Отягчающими признаками являются: а) те же деяния, совершенные не­однократно; б) если такие деяния повлекли тяжкие последствия. В последнем случае состав преступления материальный: деяние считается оконченным тогда, когда наступили тяжкие последствия (например, международные осложнения, вооруженные столкновения и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.