Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме 32. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта




К теме 31. Экологические преступления

Преступления, включенные в главу 26 УК РФ об экологических преступлениях, являются “конвенционными” и посягают на окружающую среду.

При изучении составов экологических преступлений следует обратиться к ряду законодательных и нормативных правовых актов, в том числе: Федеральному закону РФ “Об охране окружающей” (Российская газета от 12 января 2002 г.); Федеральному закону “О континентальном шельфе Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 4694), Федеральному закону “О животном мире” (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462), Федеральному закону “Об экологической экспертизе” (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556), Федеральному закону “О радиационной безопасности населения” (Российская газета. 1996. 17 января), Федеральному закону “О мелиорации земель” (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142), Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” (СЗ РФ, 1995, № 12. Ст. 1024), Федеральному закону “Об использовании атомной энергии” (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552), Закону РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650, Российская газета, N 64-65, 06.04.1999); Федеральному закону “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648); Водному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях, другим законодательным и нормативным правовым актам.

Данная рекомендация обусловлена тем, что особенностью большинства норм, включенных в 26 главу УК РФ, является их бланкетность, в связи с чем для изучения потребуется обращение не только к УК РФ, но и к иным нормативным правовым актам.

При анализе составов преступлений следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В материальных составах экологических преступлений не указано, что общественно опасные последствия причиняются по неосторожности. Это дает основание сделать вывод о том, что ответственность за такие преступления наступает только при умышленной форме вины. Однако практика показывает, что отношение к последствиям в большинстве случаев имеет у виновных именно неосторожный характер. Таким образом, большинство деяний, причиняющих огромный вред окружающей среде, оказывается вне сферы действия уголовного закона, что существенно снижает защиту окружающей среды. Представляется, что в этой связи было бы целесообразно внести в УК РФ соответствующие изменения и дополнения, предусмотрев уголовную ответственность и за неосторожное отношение виновного к последствиям своего деяния.

 

 

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта впервые выделены в самостоятельную 27 главу УК РФ. Включенные в нее преступления можно разделить на преступления, связанные с использованием транспорта, и иные преступления, связанные с транспортом.

Как и нормы предыдущей главы УК РФ, нормы, включенные в эту главу, имеют бланкетный характер. Это означает, что для их изучения студенты должны помимо УК РФ обратиться к другим законодательным и нормативным правовым актам.

К их числу относятся: Закон РФ “О безопасности дорожного движения” (СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873); Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.; Кодекс РФ об административных правонарушениях (Российская газета от 31 декабря 2001 г.).

Необходимо использовать также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»//Российская газета от 26 декабря 2008.

При изучении состава преступления о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), следует обратить внимание на наличие специального субъекта. Им может быть только лицо, выполняющее работу или занимающее должность, в силу которых он обязан соблюдать правила безопасности. Сами правила безопасности разрабатываются и утверждаются соответствующим ведомством, что свидетельствует о бланкетной диспозиции и необходимости обратиться к их изучению.

Как и все иные составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, состав нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеет материальный характер. Это означает, что деяние влечет за собой уголовную ответственность лишь в случае наступления последствий.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ может быть только специальный субъект, т.е. лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. А вот субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ может являться общий субъект, кроме лиц, управляющих транспортными средствами или в силу работы или должности обязанных соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений, посягающих на иные объекты, но совершенные с помощью транспортных средств. Так, убийство путем наезда автомобилем на потерпевшего следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ, а не по ст. 264 УК РФ в зависимости от объекта посягательства и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.