Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой конституции. Конституция РФ 1993г.: основные черты, особенности функции и юридические свойства




Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К особенностям конституционной реформы можно отнести следующее:

1. Содержание ее предполагает создание или видоизменение основных институтов конституционного строя, переустройство государственных органов, развитие конституционного законодательства.

2. Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.

3. Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

4. По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:

1. Внутриполитическая причина. Смена формы правления либо политического режима вызывают необходимость реформирования основ строя и отдельных государственно-правовых институтов, ограничения неадекватной власти определенного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.

2. Переход к новой форме государственно-территориального устройства, т.е. переход от РСФСР, прежде построенной на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик, краев, областей.

3. Масштабное изменение «политической карты» общества, приход к власти оппозиционной силы. Победившая партия стремится закрепить путем пересмотра Конституции свои представления о социально-экономическом строе.

4. Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает реформа правовой системы, обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы.



5. Внешняя причина бывает продиктована изменением геополитического положения, окружения страны, провозглашением независимости.

После августа 1991г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 года. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т.е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц и т.д.

Но как бы не обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, т.к. старая включала в себя всевластие Советов и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Кроме этого существовал психологический барьер в сознании граждан, привыкших за многие годы советской власти к определенной форме правления и плохо понимавших зачем ее менять. В условиях кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе, мирная смена конституции оказалась не возможна и развитие событий привело к вооруженному противостоянию в октябре 1993 г. Верховный Совет РСФСР был распущен и 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция России - впервые Конституция действительно суверенного государства.

В ходе проведения конституционно-правовой реформы 1991 – 1993 гг. были предприняты следующие шаги:

– введение политического плюрализма, отказ от конституционного закрепления роли одной политической партии как ведущей силы общества и государства;

– отказ от господствующего положения государственной собственности, установление конституционного принципа многообразия форм собственности и их равной защиты государством;

– закрепление новой концепции статуса личности в обществе и государстве, которая основана на приоритете личных прав и свобод человека и гражданина, его свободном выборе форм своего участия в политической, экономической и государственной жизни;

– провозглашение государственного суверенитета РСФСР;

– утверждение нового содержания принципа федеративного устройства РСФСР, закреплено, что субъектами являются республики, автономные образования (автономная область и автономные округа), а также территориальные единицы (края, области, города федерального значения);

– введение новой избирательной системы, которая построена на состязательности сторон и выдвижении альтернативных кандидатов;

– установление принципа разделения властей, который предполагает разделение функций власти между государственными органами одного уровня, и государственными органами различных уровней (Федерация, субъекты РФ, местное самоуправление);

– введение поста Президента РСФСР, которая затем переименована в Российскую Федерацию;

– учреждение постоянно действующего высшего представительного органа власти (парламента);

– установление института конституционного контроля и конституционного правосудия – Конституционного Суда.

Конституция Российской Федерации 1993г.: основные черты, особенности и юридические свойства

Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918г. и Конституция Российской Федерации 1993г.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституции Российской Федерации 1993г. характерны следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституции республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесение поправок. Пересмотр касается только положений глав 1, 2 и 9. Поправки вносятся в гл. 3-8 Конституции РФ.

Структура Конституции Российской Федерации 1993г.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т.е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

В основе определения последовательности расположения в Конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию.

Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937г. и в Конституции РСФСР 1978г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).

При разработке проекта Конституции 1993г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ Конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное собрание Российской Федерации.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции РФ 1993 года существенно отличается от ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года. В последней редакции Конституции РСФСР 1978 года выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре Конституции РФ 1993 года четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» - отражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.

Конституция Российской Федерации 1993г. не включила текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела - явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления. Второй раздел содержит действующие нормы права.

Порядок принятия Конституции Российской Федерации

Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993г.

В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г.

Положение от всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т.е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали: как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.

Вторая группа охватывает нормы права, которые наполняют указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.

В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:

1) возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;

2) наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;

3) определение порядка и сроков проведения агитации;

4) установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.

Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Центральная избирательная комиссия была призвана:

1) давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;

2) рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;

3) в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;

4) осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;

5) распределять выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средств и контролировать их целевое использование;

6) рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;

7) устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

Согласно ст. 14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.

По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т.д.

Окружные избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации.

Функции Конституции Российской Федерации

Роль любой конституции в обществе реализуется в ее функциях. Под функциями конституции понимают основные направления ее воздействия на общественные отношения, в связи с этим можно выделить три основные ее функции: правовую, политическую и гуманистическую.

Правовая функция заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы государства, учреждает основополагающие правовые положения, которые являются основополагающими для различных отраслей права. Конституция, обладая высшей юридической силой, обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений, с помощью взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. В основе их реализации лежат краеугольные положения Конституции: государственный суверенитет, права и свободы и человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, разграничение предметов ведения органов государственной власти Федерации и органов власти субъектов Федерации и т.д.

Следующая функция – это политическая, которая заключается прежде всего в закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Новая Конституция РФ предоставляет всем политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, запрещая лишь действия направленные на подрыв основ конституционного строя, безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Гуманистическая функция Конституции РФ заключается в том, что в ней воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью для государства и конституция возлагает на него обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека.

Изменение Конституции Российской Федерации, внесение поправок

Конституция Российской Федерации вводит новые подходы к порядку изменения Конституции. Впервые в истории российского конституционализма устанавливается различие пересмотра Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок.

В ранее действовавшей Конституции 1978г. речь шла лишь об изменениях и дополнениях Конституции, производившихся Съездом народных депутатов Российской Федерации путем принятия закона большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов. Причем в Конституции 1978г. не был установлен круг субъектов, которые обладали правом вносить предложения об изменениях и дополнениях в Конституцию.

В новой Конституции Российской Федерации этот вопрос решается достаточно четко. А именно, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

В случае внесения предложений о поправках и пересмотре определен различный порядок их реализации. Если в отношении внесения поправок в Конституцию Российской Федерации признается право решения данного вопроса самим Федеральным Собранием, то в отношении пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 135) таким правом парламент не наделялся, а решение должно приниматься специально созываемым органом - Конституционным Собранием или всенародным голосованием, решение о проведении которого принимается Конституционным Собранием. Таким образом, поправками к Конституции Российской Федерации являются принимаемые Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, изменения и дополнения глав 3-8 Конституции. Главы же 1, 2 и 9 Конституции без пересмотра самой Конституции и разработки и принятия проекта новой Конституции России изменены быть не могут.

В Конституции РФ 1993г. отражен также особый порядок изменений в ст.65, в которой закреплен поименный состав субъектов Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся двумя путями. Во-первых, как изменения к нормам, определяющим состав субъектов. Согласно ст.137, ч.1 Конституции РФ изменения в эти нормы вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Во-вторых, как изменения к нормам, закрепляющим наименования субъектов РФ. Этот порядок самой Конституцией не конкретизирован, поэтому согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года «По делу о толковании части 2 ст.137 Конституции Российской Федерации» новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст.65 Конституции без особых дополнительных процедур на основании Указа Президента РФ о внесении соответствующих изменений в ст.65. Данное решение Конституционного Суда РФ основано на том, что изменения названия субъекта относится к компетенции самого субъекта. Если наименование субъекта меняется в его конституции или уставе, то Президент Российской Федерации приводит в соответствие с этими изменениями ст.65 Конституции РФ.





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.225.15.88
Генерация страницы за: 0.094 сек.