Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Трудовой стаж в праве социального обеспечения




Республиканский бюджет

Общая характеристика бюджетной системы РК.

Тема 12. Финансирование мероприятий по праву социального обеспечения

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права, составляющих в целом единую отрасль права.

Право социального обеспечения состоит из общей и особенной части.

К общей части относятся институты:

· предмет, метод, система права социального обеспечения;

· принципы права социального обеспечения;

· источники права социального обеспечения;

· правоотношения по социальному обеспечению.

В особенную часть включаются институты, регулирующие предоставление отдельных видов социального обеспечения:

· пенсионное обеспечение;

· государственные пособия;

· медицинское обслуживание;

· социальное обслуживание.

· Контрольные вопросы:

· Понятие и предмет права социального обеспечения.

· Особенности метода права социального обеспечения.

· Система и принципы права социального обеспечения.

· Источники права социального обеспечения

· Место права социального обеспечения в правовой систем РК.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты: 1, 2, 4, 9, 10

Основная и д ополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 12

План лекции:

1.Общая характеристика бюджетной системы РК.

В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения лю­бого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюд­жете организации и даже отдельного лица или семьи.

Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 г. «О бюджетной систе­ме» определяет бюджет как «централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, пре­дусмотренных законодательными актами» (статья 1).

Признаками, отличающими бюджет от других государ­ственных денежных фондов, выступает:

1. Его величина - он яв­ляется крупнейшим и основным денежным фондом как на вертикальном, так и горизонтальном срезе финансовой системы.

2. Его пред­назначение - он призван финансировать общие задачи и функции госу­дарства. То есть бюд­жет, независимо от того, является он центральным или местным, всегда выступает в качестве универсального денежного фонда государства.

Республиканский бюджет утверждается законом Парламента Республики Казахстан, местный бюджет - решением маслихата. Чрезвы­чайный бюджет утверждается указом Президента Республики Казахстан.

Структура бюджета состоит из:

· поступлений, именно: а) доходов; б) полученных официальных транс­фертов (грантов); в) погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам;

· расходов и кредитования;

· дефицита (профицита) бюджета;

· финансирования дефицита (использования профицита) бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов над расхо­дами бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему.

Для государств унитарного типа, к которым относится Казахстан, характерна двухуровневая система: центральный (республиканский) бюджет; местные бюджеты.

2.Порядок формирования и использования республиканского и местного бюджетов.

Республиканский бюджет предназначен для финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. За счет него содержатся центральные органы государственной власти: Президент РК и его аппарата, Парламент, Правительство, министерства и другие центральные ведомства, судебная система, финансируется оборона и безопасность страны, правоохранительная деятельность на республиканском уровне, специальные программы строительства в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне и т.п. За счет средств республиканского бюджета осуществляется пенсионное обеспечение пенсиями, выплата специальных государственных пособий участникам и инвалидам ВОВ, государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пособия на рождение ребенка и т.д.

Местные бюджеты предназначены для финансирования нужд административно-территориальных образований. За счет этих бюджетов содержатся местные представительные и исполнительные органы государственной власти, осуществляется финансирование деятельности на местном уровне, программы занятости населения, жилищные программы, промышленности, строительства объектов на местном уровне и т.п.

К местным бюджетам относятся областные бюджеты, финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон, бюджеты городов (кроме городов районного значения), районов, за исключением районов в городах.

В соответствии с Конституцией РК маслихат утверждает местный бюджет, а местные представительные органы обеспечивают их исполнение.

Основным источником доходов бюджета являются налоги, сборы и другие обязательные платежи: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, социальный налог, импортные таможенные пошлины, пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей, поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы и т.д.

Социальный налог — самый молодой в системе налогов. Назначение социального налога, что следует из его названия, быть источником определенных социальных выплат, осуществляемых в качестве социальной защиты главным образом наемных работников.

Социальный налог является прямым реальным (имущественным) налогом, имеющим целевую направленность. Поэтому данный налог, в отличие от всех других, используемых в налоговой системе Республики Казахстан, можно отнести к специальным видам налогов.

Плательщиками социального налога выступают лица, осуществляющие свою деятельность с привлечением наемных работников. Объектом обложения выступают выплаты работодателя своим работникам. Ставка налога для юридических лиц составляет 21 процент. Исчисление социального налога производится путем применения ставки к объекту обложения. Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту регистрационного учета налогоплательщика. Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Из местного бюджета производится многочисленные выплаты, в том числе: адресная социальная помощь; специальное государственное пособие инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР, жертвам политических репрессий, персональным пенсионерам; дополнительные надбавки на уход к государственным социальным пособиям одиноким инвалидам 1,2 групп, нуждающимся в посторонней помощи; пособия на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому; жилищное пособие; единовременная материальная помощь и т.д.

Для осуществления пенсионных выплат, а также осуществления других функций в соответствии с Законом был создан Центр в форме государственного предприятия. Центр осуществляет:

1) пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом за счет средств республиканского бюджета;

2) присвоение социальных индивидуальных кодов гражданам;

 

3)перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в накопительные пенсионные фонды;

4)персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;

5) представление в центральный исполнительный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, реестров и платежных документов агентов по перечисленным на счет Центра и возвращенным агенту из Центра суммам обязательных пенсионных взносов и т.д.

3.Порядок уплаты социального налога.

Для точного и безошибочного учета поступающих денежных средств по обязательным пенсионным взносам и осуществления их выплат был разработан механизм персонифицированной идентификации каждого отдельного получателя и каждого отдельного вклада. Таким механизмом является присвоение социального индивидуального кода (СИК) каждому получателю и, в целом, всему населению Республики Казахстан.

Порядок присвоения социального индивидуального кода гражданам РК в ГЦВП утвержден постановлением Правительства РК от 16сентября 1997 г. № 1342.

Социальный индивидуальный код – это постоянный индивидуальный код, который присваивается каждому человеку, для обеспечения возможности ведения и контроля индивидуальных.

В целях создания персонифицированного учета в республике, каждому жителю (при рождении ребенка, устройстве на работу, получении паспорта, а также иностранцам, прибывшим на постоянное место жительства и др.) должен присваиваться СИК.

Базой для создания единого идентификационного кода должна послужить действующая в Центре система присвоения СИК, как отвечающая всем необходимым требованиям:

уникальность СИКа базируется на структуре, в основе которой лежит фамилия, имя, отчество и дата рождения человека;

один человек может получить только один личный идентификационный код;

присвоенный код остается неизменным в течение всего жизненного цикла физического лица;

проверка СИК по определенному однозначному алгоритму.

Социальный индивидуальный код должен использоваться для:

ведения по каждому гражданину учета количества аккумулированных средств на персональном счете;

создание информационной базы для учета получателей социальных выплат;

учета поступлений обязательных пенсионных взносов от плательщиков;

учета индивидуальных пенсионных счетов в накопительных пенсионных фондах;

обеспечения каждому получателю возможности контроля его индивидуального пенсионного счета;

учета всех видов социальных выплат;

для персонифицированного учета любых обязательных отчислений и выплат.

Для присвоения СИК заполняется регистрационная карточка на основании документа, удостоверяющего личность лица, на которого заполняется карточка.

На основании регистрационной карточки Центр открывает получателю карточку учета, присваивает СИК и оформляет свидетельство о присвоении социального индивидуального кода.

Свидетельство о присвоении СИК содержит следующие сведения:

СИК;

Фамилию, имя, отчество при получении СИКа;

1. Дату рождения;

Серию, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего личность

· Контрольные вопросы:

· 1. Общая характеристика бюджетной системы Республики

· Казахстан

· 2. Порядок формирования республиканского бюджета и

· использования его средств в целях формирования

· социального обеспечения

· 3.Государственный центр по выплате пенсий – его место и роль в системе источников финансирования

· 4. Формирование индивидуальных пенсионных накоплений.

· Нормативно-правовые акты: 1, 2, 4, 9, 10

· Основная и д ополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 12

·

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность деятельности, которая дает право на получение пенсии. При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра засчитываются:

1) работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

2) военная служба;

3) служба в правоохранительных органах;

4) государственная служба;

5) предпринимательская деятельность;

6) время ухода за инвалидом I группы, одиноким инвалидом II группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

7) время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;

8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;

9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;

10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;

12) период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

13) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;

14) обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

15) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

16) иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.

Существует льготный порядок определения трудового стажа, т.е. применение повышающих коэффициентов. При льготном исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра также засчитываются:

1) военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на лечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы – в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим;

2) работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба, кроме военной службы - в двойном размере;

3) работа в г. Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – в тройном размере;

4) время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в г. Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в двойном размере;

5) время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины, - в двойном размере;

6) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы, ссылки, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы, на спецпоселении и на принудительном лечении в психиатрических учреждениях граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и репрессированных, впоследствии реабилитированных, - в тройном размере;

7) работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года - в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года – в полуторном размере;

8) работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, - в двойном размере; в учреждениях судебно-медицинской экспертизы и в патологоанатомических отделениях лечебных учреждений - по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, - в полуторном размере;

9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;

10) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их подведомственной подчиненности, - по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе либо на основании решения суда.

· Контрольные вопросы:

· Понятие трудового стажа и его значение в праве социального обеспечения

· Виды трудового стажа для начисления пенсий

· Порядок льготного исчисления трудового стажа

Нормативно-правовые акты: 1, 2, 4, 9, 10

Основная и д ополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.