Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания к решению задач




Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. В соответствии с государственным стандартом специальности «юриспруденция» на самостоятельную работу отводится не менее 50% объема часов, предусмотренного по дисциплине. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балло-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

 

Предполагается, что фактические обстоятельства, приведенные в задаче, являются установленными, а лица, совершившие указанные в условиях задачи деяния, вменяемыми и достигшими необходимого возраста уголовной ответственности, поэтому не следует выдвигать предположений, не вытекающих из условий задач.

Решение задачи должно отражать мыслительную и поисковую деятельность студента по квалификации преступления, которая затем в виде ссылок, аргументов, мотивировок, доказательств и выводов получает свое закрепление в письменной форме.

3. Прежде всего, надо в обобщенной форме отметить наличие или отсутствие в деянии лица, указанного в условиях задачи, состава конкретного преступления.

3.2.При положительном ответе необходимо дать точную квалификацию деяния, указать пункт, часть, номер статьи УК РФ, подлежащей применению. Наличие приготовления или покушения на преступление надо отразить путем дополнительной ссылки на ст. 30 УК РФ. Квалификацию надлежит давать в отношении каждого виновного лица и по всем совершенным преступлениям, если в содеянном содержится несколько составов преступлений.

Если в руководящих постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР /действующих/ или РСФСР /РФ/ есть разъяснения о квалификации описанных в задаче преступных деяний, то необходимо привести их, указать название постановления и назвать соответствующий пункт.

3.3. Предложенную квалификацию преступления следует подробно обосновать, т.е. дать развернутый юридический анализ состава преступления, изложенного в задаче, так как совершенное лицом деяние может быть признано преступлением только при наличии в нем всех признаков какого-либо конкретного состава, предусмотренного уголовным законом. Юридический анализ предполагает выделение юридически значимых конкретных признаков деяния, описанного и условиях задачи, их сопоставление с абстрактными (обобщенными) признаками, указанными законодателем в составе этого преступления, и установление тождества между этими признаками. Следует определить вид состава преступления по степени тяжести (основной, квалифицированный или особо квалифицированный), по структуре (простой или сложный, т.е. с двумя объектами, двумя иди более действиями, а также с двумя формами вины) и по законодательной конструкции, т.е. по моменту окончания (материальный, формальный и усеченный).

Вид состава по степени тяжести определяется сразу же после квалификации деяния, описанного в условиях задачи, по какой либо статье Уголовного кодекса РФ.

Если состав простой, то необходимо это указать после определения вида состава по степени тяжести. Если состав сложный, то это обстоятельство указывается при анализе соответствующего элемента состава (т.е. объекта, объективной стороны или субъективной стороны преступления), подчеркивая связь сложного состава именно с данным его элементом.

При анализе признаков объективной стороны преступления студент должен определить вид состава, исходя из законодательной конструкции.

При совершении лицом (лицами) двух или более преступлений содеянное анализируется раздельно по составам Преступлений. Если одно преступление совершено несколькими лицами, то анализ надо давать одновременно в отношении всех участников деяния, определить вид соучастников, форму соучастия, а также показать, как соучастие в исследуемом случае влияет на квалификацию преступления (ссылка на ст. 33 УК РФ).

Усмотрев прикосновенность к преступлению, необходимо доказать это, исходя их специфических признаков объективной и субъективной сторон при такого рода преступной деятельности и фактических обстоятельств, изложенных в условиях задачи.

4.Анализ элементов состава преступления рекомендуется провести в следующей последовательности:

4.1. Характеризуя объект преступления, необходимо назвать родовой, видовой и непосредственный объекты; если преступление посягает на два объекта, то основной и дополнительный или факультативный объекты. Следует также выделить и предмет преступления, если он имеется. В случаях, когда преступление относится к так называемым беспредметным, в решении задачи это обстоятельство должно найти свое обоснование.

4.2. Анализ объективной стороны следует начинать с указания на то, и какой форме уголовный закон допускает возможность совершения данного преступления - путем действия или бездействия и в какой форме оно было совершено лицом, указанным в условиях задачи. После этого нужно раскрыть конкретное содержание совершенного лицом действия или допущенного бездействия, последовательно отмечая тождество объективных признаков этого деяния объективным признакам состава, указанным в диспозиции статьи УК, по которой предложена квалификация.

Если диспозиция статьи УК, по которой квалифицируется деяние, носит бланкетный характер, необходимо использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции объективных признаков состава преступления.

Исходя из конструкции состава преступления, следует показать момент окончания этого преступления, в соответствии с чем определить, окончено ли данное преступление, с какого момента, или если не окончено, то почему и определить его стадию. Анализируя материальный состав, необходимо назвать деяние (действие или бездействие), последствия и причинную связь, а при анализе формального состава определить само деяние. При наличии факультативных признаков объективной стороны (место, время, способ и т.д.) следует описать и определить их юридическое значение.

4.3.При описании субъекта преступления следует указать на его признаки - вменяемость и возраст, по достижении которого возможна уголовная ответственность за данное преступление, а если субъект является специальным - указать на его признаки.

4.4. Характеризуя субъективную сторону, надо назвать, какую форму и какой вид вины допускает закон при совершении данного преступления и, исходя из положений статей 25 и 26 УК и фактических обстоятельств, изложенных в условиях задачи, доказать наличие у виновного именно такой формы и такого вида вины, раскрыть предметное содержание ее интеллектуального и волевого признаков в анализируемом преступном деянии.

4.5.Если закон, подлежащий применению, предусматривает квалифицирующие признаки, необходимо их подробно описать, после чего отметить, какие из них имеются в содеянном.

4.6.Если анализируемое преступление имеет смежный состав, то следует отграничить их с приведением соответствующих аргументов.

4.7. В необходимых случаях решение должно содержать отграничение рассматриваемого преступления от административного или дисциплинарного проступка.

5. После обстоятельного анализа всех признаков состава преступления делается окончательный вывод об обоснованности. предложенной квалификации.

Вели в деянии, описанном в задаче, студент не обнаружит наличия состава преступления, то такой вывод следует аргументировать.

Решение рекомендованных задач будет в значительной степени облегчено, если студенты изучат опубликованную судебную практику. Поэтому им рекомендуется ознакомиться с комментариями и обзорами судебной практики по отдельным категориям уголовных дел. Они публикуются в ежегодных комментариях судебной практики и в Бюллетенях Верховного Суда РФ (а раньше - в Бюллетене и Вестнике Верховного Суда СССР).

Образцы правильного применения уголовного законодательства студент найдет не только в журналах Верховных Судов, но и в сборниках, которые изданы в виде книг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.