Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий специальных терминов и понятий




Абсолютные права – такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности). Акт нормативно-правовой – акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Акт толкования права (интерпретационный акт) – правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными, компетентными органами. Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случаи. Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Аутентическое толкование – разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму. Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением. Вето– отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом. Властные решения – правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия. Власть социальная – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Власть социальная (власть вообще) – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощь каких-либо средств; воли, авторитета, подчинения, регламентирующих актов. Воля народа – концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме). Вотум – решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству). Всенародное голосование (референдум) – принятие непосредственно гражданами решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой. Всенародное обсуждение – форма демократии, заключающаяся в непосредственном участии граждан в процессе управления государством, выработке и принятии оптимальных государственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при обсуждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различных групп, слоев, отдельных граждан общества). Гарантии законности – средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан. Глава государства – высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным, официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений. Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общественных, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Признаки: 1) наличие публичной власти, 2) система налогов, 3) территориальное деление населения, 4) суверенитет, 5) связь с правом, 6) законы, 7) наличие государственной символики. Государственная власть – публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение; разновидность социальной власти, воплощенная в государственно-правовых институтах, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе путем использования различных методов; опирающиеся на государственное принуждение публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами. Государственное принуждение – осуществляемое организованно, персонифицировано и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества. Государственно-правовой режим – система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный аппарат – система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Государственный контроль – форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение нормативных актов. Государственный орган – это относительно самостоятельное структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Государство правовое – действующая на основе принципов верховенства закона и разделения властей форма народовластия, которая гарантирует всемерную реализацию личности, ее социальную и правовую защиту государством. Государство социальное – государство, в конституционной форме гарантирующее своим гражданам достойные условия – обеспечение прожиточного минимума, обеспечение за достойную плату нормальных условий существования, принудительное государственное страхование отдельных социальных групп, проведение социально ориентированной налоговой политики. Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп; это система негосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку удовлетворение его неотъемлемых и социальных прав и выражающаяся в стремлении передать их из поколения в поколение. Действие права – содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психоло­гическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений. Декларация – провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации. Демократизм права – один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию. Демократический режим – система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства. Действие нормативно-правового акта – это признание за ним юридической силы: а) во времени; б) в пространстве; в) по кругу лиц. Динамизм права – способность права изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности. Доктрина права – мнения ведущих ученых – юристов, которым в определенных правовых системах придается общеобязательное нормативное значение. Догма права (специально-юридическая теория)– наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений. Договор нормативный – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.) Доктринальное толкование норм права – разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п. Договор нормативного содержания – соглашение между различными субъектами права, содержащее правовые нормы. Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя. Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законность– требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Законный интерес – это отраженная в объективном праве либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлении субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в возможности обращаться за его защитой к компетентным органам государства или общественным организациям – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным. Законодательная власть – избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов. Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов государственной Думы, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект. Законодательная оговорка – социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия. Законодательство (в широком смысле) – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект – текст, предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум. Законотворческий процесс – установленных и юридически нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Индивидуальное-правовое регулирование – поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью пробудить их совершить предусмотренные нормами права социально ценные действия. Инкорпорация – форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Институт права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений в рамках отрасли права. Интерпретационный акт – см. Акт толкования права. Использование права – форма реализации права, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага. Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность. Исполнение права – форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Историко-политическое толкование норм права – способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемые с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия. Источник права в идеологическом смысле – причины возникновения правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием. Источник права в материальном смысле – причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей. Источник права в юридическом смысле – см. Форма права. Каноническое право – система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейные и имущественные отношения. Каузальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая. Качество закона – совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребность общества, государства или отдельной личности соответственно природе права. Кодекс – систематизированный единичный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений. Кодификация – форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания; деятельность компетентного государственного органа, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Коллизии юридические – противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Компетенция– совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций. Кодифицированный акт – система связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих определенную сферу относительно однородных достаточно устойчивых общественных отношений на остове единых принципов. Конкретизация норм права – мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой, но объему, по тире – по содержанию). Консолидация– деятельность компетентного государственного органа по сведению нескольких разрозненных нормативно-правовых актов в один крупный акт; форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Конституция – основной закон государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства. Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству. Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Лоббизм– форма воздействия «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур. Логическое толкование норм права – способ разъяснения смысла правых норм, осуществляемых с использованием законов и правил логики. Локальный нормативный акт – такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятия, учреждения и организации и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной структуры. Материальное право – совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством права и обязанностей) возможность удовлетворять их материальные (а не процессуальные) интересы. Метод правового регулирования – совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений; совокупность различных способов воздействия отрасли права на регулируемые его общественные отношения. Механизм государства – это система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм правового регулирования – система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности. Неофициальное толкование – разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий. Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений. Нормативно-правовой акт – принимаемый уполномоченным на то государственным органом официальный акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий норму права. Норма социальная – правило поведения, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в определенной сфере. Нормативное толкование норм права – разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев). Нормативность – признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний. Обратная сила закона– распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Общество – (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Объект правоотношений – то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий). Обыденное толкование – неофициальное разъяснение смысла правовых норм на основе повседневной практики и житейского опыта. Ограничительное толкование норм права – разъяснение правовой нормы, действительный смысл которой уже текстуального выражения. Орган государства – это составная часть механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками, создаваемая в установленном законом порядке, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, наделенная определенной компетенцией, и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Основы законодательства – кодифицированный акт, предназначенный для типового регулирования на основе норм-принципов, норм-дефиниций. Общие принципы права – исходные начала правовой системы, основополагающие подходы к правовому регулированию. Относительное правоотношение – разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) все его участники Отрасль права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Политика – это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом – с другой. Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политический режим – система методов, приемов и средств, с помощью которой осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества. Полномочия – комплекс прав и обязанностей, предоставленные субъекты в соответствии с занимаемой должностью и необходимый для разрешения какого-либо вопроса. Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.) устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Право в субъективном смысле – это нечто, принадлежащее индивиду, то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на отдых, на труд и т.п.) т.е. право расценивается как свобода человека поступать тем или иным образом. Правовая аксиома – положение правовой теории, которое берется в исследованиях в качестве исходного, не требующего доказательства. Правовая жизнь общества – это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая культура личности – знание и понимание права, а также деятельность в соответствии с ним. Правовая культура общества – уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и сводов человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, построений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Правовая система общества – совокупность всех правовых явлений, образующих правовую действительность общества. Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством, существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Правовая (юридическая) цель – будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений. Правовое предписание – властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формирования общеобязательной, или индивидуальной нормы поведения для соответствующих субъектов права. Правовое регулирование – это форма упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права, юридическое воздействие со стороны государства путем использования сугубо правовых средств. Правовой вакуум – специфическое правовое явление, характеризуемое как временное наличие новых общественных отношений, не урегулированных ранее, но нуждающихся в правовой регламентации. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям. Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовой статус субъекта – юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей. Правовой стимул – правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Правовые иммунитеты – это особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Правовые привилегии – это специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей. Правовые средства – все те юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Правомочие – предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников этого правоотношения. Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Правоположения юридической практики – сформулированные в ходе разрешения юридических дел, правила (образцы, примеры) наиболее целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода. Правопорядок– система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированное социальных связей. Правосознание – совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву. Правоспособность – установленная (признанная) в законе возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правосубъектность – признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их правоотношения. Правотворчество – деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм. Преамбула – вводная или вступительная часть нормативного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к его принятию, излагающая цели и задачи, стоящие перед данным документом. Правовой институт – обособленный комплекс юридических норм, регулирующий незначительный круг однородных общественных отношений. Может быть отраслевым (содержит нормы одной отрасли права) и межотраслевым (содержит нормы различных отраслей права). Предмет правового регулирования – те общественные отношения, социальные связи, которые упорядочивает право. Презумпция – факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (наустановленным), поскольку доказаны другие находящиеся с ним в связи факты. Преюдициальность – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо другому делу. Применение права – властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Принципы права – основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативный правовой акт компетентного органа (организации), изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Они издаются исполнительной властью в пределах компетенции во исполнение действующих законов. Применение права – это особая форма реализации права, в котором субъектом реализации выступает государство. Властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Пробел в праве – полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов. Распространительное (расширительное) толкование – разъяснение юридических норм, действительный смысл которых шире их текстуального выражения. Реализация права – претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, это фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав. Рецепция права – возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике. Свод законов – собранные в одном издании и расположенные в определенном порядке действующие нормативные акты, сборники законодательства. Система права – внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Систематизация законодательства – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. Систематический способ толкования – разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа ее системных связей с другими нормами, выявления мета и роли конкретного правила поведения в иерархии правовых предписаний. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, определяющая их иерархию. Социальные нормы – правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. Способы толкования – совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла правовых норм. Статья нормативного акта – форма выражения (изложения) нормы права, содержащая (в различной степени) ее элементы. Структура нормы права – упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. См.: гипотеза правовой нормы; диспозиция правовой нормы; санкция правовой нормы. Субъективное право – мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъекты права – участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъектными правами и юридическими обязанностями. Судебный (административный) прецедент – есть правовой акт, представляющий собой решение суда по конкретному делу, которому в дальнейшем придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел. Сфера правового регулирования – система общественных отношений, упорядоченных правом либо подлежащих правовой регламентации. Технические нормы – правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Тип правового регулирования – общая направленность юридической регламентации общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регулирования (дозволения, обвязывания, запреты) либо различных вариантов сочетания этих способов. Типология государства и права – их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. Толкование права – деятельность, направленная на установление смысла юридических норм. См.: аутентическое (авторское) толкование; Буквальное толкование; грамматический способ толкования; историко-политическое толкование; каузальное толкование; логическое толкование; нормативное толкование; обыденное толкование; ограничительное толкование; распространительное (расширительное толкование; систематический способ толкования; способы толкования. Форма права – способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения. Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Философия права – концепции, теории, иные логические построения, раскрывающие сущность, природу права как социального феномена. Функции государства – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права юридические – через них право проявляется как особое явление социальной сферы, не имеющее аналогов (регулятивная, охранительная функции). Другие институты социальной сферы не вправе исполнять эти функции. Функции права общесоциальные – через них право проявляется как один из институтов общественной сферы, эти функции наряду с правом могут исполнять и другие социальные институты (культурная, историческая воспитательная функции, функция социального контроля и т.д.). Ценность права – реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов. Частное право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Юридическая обязанность – мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами мера государственного принуждения, выраженная в обязанности лица претерпеть неблагоприятные (негативные) последствия за совершенное правонарушение в виде лишений личного, имущественного или иного характера. Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Юридическая техника – система средств, правил и приемов подготовки и упорядоченная правовых актов, применяемая в целях повышения их эффективности. Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права, к которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как относительно самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества. Юридические презумпции – правовые презумпции, закрепленные в правовых нормах. Юридическое толкование – процесс раскрытия содержания правовой (юридической) нормы. Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего и индивидуального характера.    
 
 
 

 

 

СВЕДЕНИЯ Об авторе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.