Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением




 

Запрет злоупотребления доминирующим положением является одним из элементов принудительного ограничения государством одностороннего поведения хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью и способных определять общие условия обращения товара на рынке.

Следует учитывать, что указанный запрет распространяется только на тех хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых установлено в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Необходимо учитывать, что квалифицировать поведение доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта, как злоупотребление возможно лишь при условии наличия (или реальной угрозы) последствий в виде: недопущения, ограничения, устранения конкуренции; ущемления интересов других лиц.

Студентам необходимо разобраться, что представляет собой недопущение, устранение, ограничение конкуренции и ущемление интересов других лиц в результате злоупотребления доминирующим положением.

Стоит отметить, что статья 10 Закона о Защите конкуренции выделяет 11 форм злоупотребления доминирующим положением. При этом указанный перечень не является закрытым и следовательно иные действия доминирующего хозяйствующего субъекта также могут быть признаны злоупотреблением в случае, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Студентам следует подробно рассмотреть особенности отдельных форм злоупотребления доминирующим положением хозяйствующим субъектом на товарном рынке.

При этом рассматривая монопольно высокую цену товара нужно помнить, что это цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Рассматривая такую форму злоупотребления доминирующим положением, как навязывание невыгодных условий следует правильно определить, какие условия могут быть отнесены к невыгодным для контрагента.

Также важно разобраться в вопросе о критериях правомерного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), поскольку необоснованный отказ заключения договора выступает одной из форм злоупотребления. При этом необходимо учитывать, что отказ от заключения договора не будет считаться злоупотреблением доминирующим положением в случае, если он обоснован экономическими или технологическими обстоятельствами.

Одной из форм злоупотребления доминирующим положением является создание дискриминационных условий. При этом стоит отметить, что дискриминационными признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или с другими хозяйствующими субъектами.

Студентам необходимо уяснить, что дискриминационность условий договора может быть оценена лишь в совокупности всех условий договора. Так, различие в цене товара для отдельных покупателей само по себе не может являться основанием для признания различия условий по цене дискриминацией, если такое различие обусловлено объемом закупаемого товара (чем больше объем, тем меньше цена), порядком оплаты товара (предоплата или рассрочка) или иными экономически мотивированными обстоятельствами. Если же ценовое различие в условиях договора обусловлено тем фактом, входит или не входит контрагент в группу лиц (контрагентам, входящим в группу лиц с доминирующим хозяйствующим субъектом цена ниже), то такое различие является дискриминацией и рассматривается как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Закон выделяет и иные формы злоупотребления доминирующим положением, к числу которых могут быть отнесены:

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ или судебными актами;

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

При рассмотрении данной темы необходимо особое внимание уделить определению критериев допустимости действий хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке. При это нужно учитывать, что действия доминирующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если такими действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий, а также если их результатом является или может являться: совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких действий.

Также следует обратить внимание на особенности предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением. При этом необходимо проанализировать утвержденные Правительством Российской Федерации Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и объектам инфраструктуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.