Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Рекомендации к проведению семинарских занятий




В соответствии с учебным планом семинарские занятия необходимо проводить, делая акцент на наиболее трудных теоретических темах курса.

Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме – изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

V. Работа с монографиями и первоисточниками.

Важной работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий.

Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Психолого-педагогическая антропология», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п.

Важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование – краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование – дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование – краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка – вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. Д.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана.

Далее – накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник.

Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст.

Общепринятыми пометками являются такие:

! – полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте;

? – несогласие с автором, сомнение;

?! – недоумение, удивление;

NB – весьма важно;

V – важно, стоит заметить;

~~ - интересно, может пригодиться.

Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.

V.2. Формы, содержание и требования к выполнению самостоятельной работы

Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практических занятий целесообразно выполнение самостоятельной работы с использованием научных и учебно-методических источников.

Результаты выполнения и защиты самостоятельной работы являются основанием для получения бонуса на экзамене. Студенты, не выполнившие в полном объеме самостоятельную работу, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. 1.Причины плюрализма взглядов на понятие «Образование».

2. 2.Образование – как социальный институт.

3. Механизм правового регулирования образовательных отношений и его элементов.

4. Нормы образовательного права.

5. 5.Юридическая ответственность в сфере образования.

6. Система законодательства РФ об образовании.

7. Национальная доктрина образования в РФ.

8. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.

9. 9.Компетенция в нормативно-правовом регулировании образования.

10. Подзаконные акты в системе образования.

11. Государственные стандарты и образовательные программы.

12. Управление системой образования.

13. Система образовательных учреждений.

14. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательного учреждения.

15. 15.Обучающиеся и их правовой статус.

16. 16.Правовая ответственность как гарантия прав и законных интересов обучающихся.

17. 17.Правовой статус педагогических работников.

18. Система юридических гарантий и законных интересов педагогических работников.

19. Правовая ответственность педагогических работников.

20. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

21. Международное законодательство об образовании.

 

Темы контрольных работ.

1. Взаимосвязь понятий «социальный институт», «культура», «наука», «религия».

2. Социальная система.

3. Соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная система».

4. Право на образование может ли быть охарактеризовано как естественное право человека.

5. Образовательное правотворчество.

6. Образовательные правоотношения.

7. Субъекты образовательных правоотношений.

8. Субъективные права.

9. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.

10. Закон РФ «Об образовании».

11. Высшее и послевузовское профессиональное образование.

12. Государственные образовательные стандарты.

13. Государственные стандарты и образовательные программы.

14. Виды образовательных программ.

15. Конституционный статус образовательного учреждения.

16. Гражданско-правовой статус образовательного учреждения.

17. Финансово-экономический статус образовательного учреждения.

18. Административно-правовой статус образовательного учреждения.

19. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного и образовательного уровней.

20. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,

21. Правовой статус обучающихся в высших учебных заведениях и в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования.

22. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Требования и рекомендации по оформлению рефератов:

Реферат (от лат. Reffere – докладывать, сообщать) один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении курса. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде исследуемой студентом научной проблемы, с последующим докладом в форме публичного выступления.

В реферате должны быть представлены:

1. Титульный лист (указание учебного заведения, темы реферата, наименование дисциплины и специальности, номера учебной группы и ФИО исполнителя, должности, ученой степени и ФИО преподавателя).

2. План-оглавление (названия 3-5 параграфов).

3. Введение (объясняется выбор темы; ее значимость, актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи психологии).

4. Основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый параграф должен быть логическим продолжением другого).

5. Заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме).

6. Список используемой литературы. (Оформляется список следующим образом: Ф.И.О. автора; название работы; место и год издания).

При разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников. Объем реферата 10-15 страниц.

Критерии оценивания реферата:

Критерии оценки реферата (проекта) могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

1. соответствие реферата теме;

2. глубина и полнота раскрытия темы;

3. адекватность передачи содержания первоисточника;

4. логичность, связность;

5. доказательность;

6. структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

7. оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. Д.);

8. языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (проекта): введению, основной части, заключению.

V) Критерии оценки введения:

· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

· наличие сформулированных целей и задач работы;

· наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

· наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

· проблемность и разносторонность в изложении материала;

· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

· наличие выводов по результатам анализа;

· выражение своего мнения по проблеме.

Все требования к реферату (проекту) сообщаются студентам задолго до его написания, по крайней мере, с начала семесместра, в котором им предстоит сдавать экзамен по дисциплине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.