Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Глоссарий 3 страница




Национальные обычаи- исторически установившиеся, во многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде, национальной группе и являются привычной для их членов.

Национальные предрассудки- ставшие привычными ложные взгляды у части лиц одной национальности по отношению к представителям другой национальности. Вызываются превратно понятыми событиями или неправильно истолкованными обычаями, обрядами, традициями какого-нибудь народа, а также преданиями, мифами, слухами и т. п. Националистические предрассудки могут приводить в практике межнациональных отношений к негативным действиям.

Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы — это действия, направленные на незаконный вывоз, перевоз детей, а также перемещение внутри страны и за ее пределы, сопряженные с незаконным изъятием из семьи или учреждений опеки родителями, опекунами и другими третьими лицами. Государство обязано предотвращать похищение или удержание детей за границей родителем или третьей стороной и ликвидировать связанные с этим последствия.

Начальное образование – первая ступень общего образования, задачами которой являются воспитание и развитие детей, обучение чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, формирование мотивации к дальнейшему обучению; является базой для получения основного общего образования.

Недискриминация означает, что все дети могут в равной мере осуществлять свои права, право на выживание, развитие, участие и защиту без исключения и на равной основе. Конвенция о правах ребенка утверждает, что все дети равны. В соответствие со ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государство обязано уважать и обеспечивать все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации.

Непрерывное образование – образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, совокупностью преемственных, согласованных дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, повышать квалификацию, а также созданием условий для самообразования.

Несовершеннолетний (малолетний) — детский возраст заканчивается и совершеннолетие наступает на 18 год рождения, «за исключением тех случаев, когда в соответствие с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте» (Конвенция о правах ребенка, ст.1). Статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах признает право каждого ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства». В Общем Комментарии 1989 г.

Комитет по правам человека отмечал, что каждое государство определяет возраст наступления «совершеннолетия» в соответствии со своими общественными и культурными традициями. В отчетах Комитету по правам ребенка государство должно определить возраст, в котором ребенок достигает совершеннолетия для гражданских правоотношений и несения уголовной ответственности. Государство определяет возраст, с которого ребенок может легально работать. Государство определяет возраст, в котором ребенок рассматривается как взрослый. Комитет по правам человека считает, что возраст наступления совершеннолетия не может быть заниженным. Неформальное образование - образование, которое поддерживается и организуется, но в отличие от формального образования не характеризуется последовательными ступенями обучения. Оно осуществляется в и вне образовательных учреждений и открыто для всех возрастных групп, будь это дети, не посещающие обычные школы, неграмотные взрослые или рабочие, которым необходимо овладеть определенными навыками работы.

О

Образовательная программа – программа, заключающая в себе содержание образования определенного уровня (ступени) и направленности, порядок его освоения и способы реализации, исходя из целей и конкретных задач образования.

Обучаемость пониженная - снижение показателей скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Выражается в разобщенности и неустойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами познавательных действий и слабой податливости направленным на их коррекцию усилиям.

Общее образование, результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой

деятельности. Основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования начальное, неполное среднее и среднее.

Основное общее образование – ступень (ступени) общего образования и одновременно образовательный ценз, который является обязательным. Его задачами является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. О.о.о. является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина О. указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

Одаренность умственная - общая способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти; признак приспособления - от гениальности (сущность к-рой состоит в самопроизвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (к-рый у человека проявляется, как правило, в к.-л. определенном виде деятельности). Термин разработан В. Штерном.

Омбудсмен (швед. ombudsman –представитель чьих-либо интересов) - лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц/

Опека — семейная форма устройства ребенка, а также правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.

 Опасные и вредные виды работ, выполняемые детьми, представляют собой виды деятельности или профессии, которые по своему характеру или в силу

обстоятельств, в которых они осуществляются, могут нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка (Конвенция МОТ № 182).

Организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка — организации, осуществляющие социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста. Подобные организации включают органы образования (органы опеки и попечительства), здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, а также их уполномоченные службы.

Особые потребности включают более легкие состояния, по сравнению с инвалидностью, которые могут быть не столь очевидными или не распознанными до достижения детьми школьного возраста и включают неспособность к учебе, и до некоторой степени, связанные с этим поведенческие нарушения.

Отношения межличностные - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Охрана прав детей — комплексная система мер, направленная на охрану прав всех детей с особым акцентом на группы детей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях. К таким уязвимым группам относятся дети, живущие в бедности; дети, лишенные родительской опеки; дети с особыми потребностями и дети-инвалиды; дети-беженцы; дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению; дети-жертвы вооруженных конфликтов; дети-жертвы насилия и дети в конфликте с законом.

Эффективность охраны прав детей зависит от наличия законодательно-нормативной базы, соответствующей международным принципам и наилучшим интересам ребенка; государственных программ по охране прав детей, обеспеченных достаточным финансированием; единого органа, несущего ответственность и координирующего деятельность государственных и негосударственных организаций по охране прав детей; уполномоченных служб, оказывающих профессиональные профилактические и реабилитационные услуги детям и их семьям; а также системы государственного и независимого мониторинга положения детей и охране их прав.

Ошибки педагогического оценивания - результат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловленный уровнем сформированности пед. сознания учителя. Проявляются в выставлении завышенных оценок (О. «великодушия»); стремлении избегать крайних оценок (О. «центральной тенденции»); переносе личностного отношения на оценивание (О. «ореола»); оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающегося в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя (О. «контраста»); неумении преподавателя после высокой отметки сразу ставить низкую и наоборот (О. «близости»); вынесении сходных оценок разным проявлениям, к-рые кажутся логически связанными (логические О.).

П

Патронат — альтернативная форма воспитания, при которой ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на воспитание в семью граждан по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным

воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание. Патронатным родителям может выплачиваться специальное пособие или предоставляться определенные льготы. Патронатный воспитатель должен пройти специальную подготовку и обучение.

Первоначальный доклад о выполнении Конвенции о правах ребенка — В соответствии со статьей 44 Конвенции, государства-участники обязуются представлять Комитету по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Первоначальный доклад должен быть представлен в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника, а впоследствии через каждые пять лет. Согласно Конвенции, государства-участники должны обеспечивать широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Передача ребенка на воспитание подразумевает воспитание ребенка в другой семье, которое является временным по своему характеру, может продолжаться, в случае необходимости, до достижения ребенком совершеннолетия, но при этом оно не должно исключать возможности возвращения ребенка к его собственным родителям или его усыновления до наступления совершеннолетия. 12

Персонализация - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную соц. роль, творчески строить общение с др. людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Подросток — согласно определению ООН, это лица в возрасте от 10 до 19 лет. Термин включает ранний, средний и старший подростковый возраст.

Политика деинституционализации подразумевает существенное сокращение численности детей в учреждениях интернатного типа; создание комплексной системы поддержки семей; развитие семейных форм устройства; перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения; создание условий, максимально приближенных к семейным, для проживания, воспитания и образования детей, которые не могут быть переданы в семьи. Эта политика направлена на заботу о ребенке с учетом его индивидуальных потребностей. Реализация политики охраны прав детей предполагает наличие национального законодательства о правах ребенка, о браке и семье, комплексные законодательные акты, посвященные всем несовершеннолетним детям; государственные программы по охране прав детей, которые включают:

 систему мер, нацеленных на экономическую и социальную самодостаточность семьи выполнять функцию воспитания детей;

 комплекс мер по устранению причин, ведущих к помещению детей на государственное обеспечение;

 развитие новых форм и совершенствование процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающую семью;

 обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих детей на воспитание.

С финансовой точки зрения деинституционализация означает перераспределение ресурсов и даже возможное их сокращение. Высвобождаемые средства направляются на создание служб сопровождения замещающих семей, обеспечение дополнительных услуг детям с ограниченными возможностями.

Реализации государственной политики деинституционализации позволяет:

 снизить численность детей, оставленных родителями;

 снизить численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа;

 уменьшить количество учреждений интернатного типа и закрыть те, которые по разным причинам не могут быть преобразованы в учреждения семейного типа;

 увеличить долю детей, вовлеченных в альтернативные формы заботы и находящихся в учреждениях семейного типа, или детей, возвращенных в кровные семьи, по сравнению с численностью воспитанников учреждений интернатного типа;

 разнообразить альтернативные формы устройства детей;

 сократить период пребывания детей в учреждениях интернатного типа;

 повысить профессионализм участников программы;

 установить жесткий контроль за распределением и использованием финансирования программы;

 обеспечить баланс между затраченными средствами и качеством альтернативных форм заботы;

 создать гибкую систему наблюдения за деятельностью по защите детей. 13

Попечительство — альтернативная форма устройства ребенка, правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Право на образование — цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 Конвенции о правах ребенка — это «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Право на образование включает обеспечение безопасной учебной обстановки, свободной от эксплуатации и дискриминации, и означает выработку у ребенка самоуважения, приобретение им базовых знаний и бытовых навыков, с тем, чтобы учение было позитивным и полезным, а не слишком жестким и полностью отделенным от потребностей ребенка. Поскольку Конвенция увязывает все права воедино, здесь учитываются такие факторы, как пол, состояние здоровья и питания, физические и умственные особенности, а также участие детей в содействии качественному образованию.

Вопросам образования посвящены две статьи Конвенции. Статья 28 признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование и защиту достоинства ребенка во всех дисциплинарных вопросах. Статья 29 призывает государство обеспечить образование с максимально возможным развитием способностей каждого ребенка и содействовать уважению родителей и культурной самобытности. В соответствии с Конвенцией правительства берут обязательства принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Право на здоровье подразумевает систему мер, при которых все дети могут достичь по возможности наивысшего уровня здоровья и пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. В статье 24 предусмотрены практические шаги, которые должны предпринять страны после подписания и ратификации Конвенции. В частности, страны обязуются сокращать детскую смертность, развивать первичную медико-санитарную помощь, бороться с болезнями и недоеданием, обеспечивать дородовой и послеродовой уход, распространять санитарную информацию и развивать профилактические службы. Конвенция конкретно указывает, что ее положения касаются всех детей без какой-либо дискриминации.

Право на проживание в семье реализуется посредством опеки, попечительства, воспитанием в замещающей семье (патронат). Данное право подразумевает право на проживание в семье детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в родной (биологической) семье, а при отсутствии таковой в замещающей семье, соответствующей индивидуальным потребностям ребенка.

Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которые могут представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Право ребенка на жизнь предполагает право на свободу от жестокого и бесчеловечного обращения и иных форм угрожающего жизни преследования, а также право на здоровье и элементарные условия существования, такие, как жилище, питание и одежду. 14 Данное право признано всеми основными международными правозащитными документами, является основой всех остальных аспектов развития.

Право ребенка на развитие — Конвенция о правах ребенка в статье 27 (1) признает «право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития». Хотя основная ответственность за обеспечение такого уровня жизни ребенка возлагается на родителей, «государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем». 15 Право людей с психическими и физическими нарушениями на развитие в полную меру своего потенциала аналогичным образом устанавливается международными нормами. 16

Право ребенка на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия

Право ребенка на свободу слова, информацию и участие в общественной жизни — в соответствии с Конвенцией ребенок имеет право на самовыражение (ст. 13), право на доступ к информации (ст.17), право на свободу ассоциаций (ст,15). Кроме того, это подразумевает и право родителей на получение информации по воспитанию и развитию индивидуальности ребенка, и право ребенка выражать собственное мнение по вопросам, касающимся его жизни, и право на самостоятельное мышление, свободу мысли и совести, и, наконец, требование уважительного отношения к его жизни.

Право ребенка быть выслушанным на любом административном или юридическом процессе (ст. 40), как и право на образование (ст. 28, 29), закрепленные в Конвенции, подразумевают ответственность большого числа лиц и учреждений. Поскольку ребенок имеет право высказывать собственное мнение по всем вопросам, касающимся его непосредственно, взрослые, облеченные властью принимать решения, разрабатывать политику, и влиять на среду, в которой живет ребенок, обязаны прислушиваться к мнению детей.

Приемные дети — это дети, которые находятся под опекой государства или частного агентства, занимающегося усыновлением/удочерением и устройством детей в приемные семьи, но находящиеся на воспитании в семьях приемных родителей на краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной договорной основе. Эти дети находятся в приемных семьях до воссоединения с биологическими родителями или до их усыновления/удочерения. Усыновление/удочерение ребенка может иметь место или по добровольному согласию биологических родителей, или после решения суда о лишении родительских прав. Таким образом, родители таких детей могут, как иметь родительские права, так и быть лишенными этих прав по суду. В соответствии с этим дети подлежат или не подлежат усыновлению.

Принцип участия предоставляет возможность детям участвовать в формировании общества, в котором они живут. Это включает выслушивание детей и уважения их взглядов. Конвенция о правах ребенка утверждает, что дети должны иметь свое мнение в каждом аспекте жизни, который их касается, в семье, дома, в школе, в медико-санитарной помощи, в местном сообществе и в обществе.

Р

Развивающиеся способности ребенка (статья 5, статья 14(2)) — одна из ключевых концепций Конвенции — это признание, что процесс развития ребенка требует уважения, и поэтому необходимо содействовать развитию на протяжении всего детства. Эта концепция связана со статьей 12, по которой взглядам ребенка уделяется должное внимание «в соответствие с возрастом и зрелостью ребенка». Концепция также получила отражение в статье 14, по которой родители и законные опекуны ребенка могут направлять ребенка в реализации его или ее права на свободу мысли, совести и религии, методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка. Когда ребенок достигает зрелости, он или она может принимать решения самостоятельно, в случае если не имеются какие-либо определенные ограничения, установленные законом.

Ребенок — в соответствие со статьей 1 Конвенции о правах ребенка, это лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Расовая дискриминация (Racial discrimination) - Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение на основании расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности, имеющее целью отказ или умаление признания и возможности иметь и осуществлять на принципе равенства индивидуальные права и основные свободы человека в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области общественной жизни. Позитивные действия, предпринятые с единственной целью обеспечения адекватного развития некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в такой защите, которая может быть необходима для обеспечения таким группам или лицам равные возможности в пользовании и осуществлении индивидуальных прав человека и основных свобод, не является расовой дискриминацией при условии, однако, что такие меры впоследствии не приведут к утверждению отдельных прав для различных расовых групп. Такое действие, направленное на исправление последствий предшествующей дискриминации, однако, не должно продолжаться после того, как цель, для которой оно было предпринято, будет достигнута.

С

Саламанская декларация и Рамки действий о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г):

- “обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех;.” (Саламанская декларация, статья 2).

“школы должны принимать всех детей, не взирая на их физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное, языковое и пр. положение”

«Сюда необходимо включить детей-инвалидов и одаренных детей, беспризорных и работающих детей, детей из отдаленных или кочевых поселений, детей лингвистических, этнических или культурных меньшинств и других детей из групп, находящихся в невыгодной или маргинальной ситуации.”(статья 3)

Самостоятельное образование (самообразование) форма получения образования, целью которой является удовлетворение разносторонних познавательных потребностей граждан и оказание им помощи в обучении. Получению с.о. способствуют народные университеты, лектории, библиотеки, культурные центры, средства массовой информации.

Сексуальная эксплуатация и торговля детьми — Статья 34 Конвенции призывает государства защищать детей от «незаконной сексуальной практики» и использования в целях эксплуатации в проституции и порнографии. Статья 35 Конвенции указывает, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды с любыми целями и в любой форме. 25 мая 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, который вступил в силу 18 января 2002 года. Протокол предусматривает, что государства, участвующие в нем, полностью запретят торговлю детьми, детскую проституцию и порнографию.

Семья — «основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей» (Преамбула Конвенции о правах ребенка). Международный пакт о гражданских и политических правах отмечает в статье 23, что семья «является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В статье 24 Пакта отмечаются права ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».

Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими __________и национальными особенностями.

Содержание образования – обусловленная целями и потребностями личности, общества, государства система знаний, компетентностей, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе образования с учетом самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, перспектив развития мирового сообщества.

Социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.

Социальная интеграция (от лат. integratio—восполнение) - понятие, характеризующее: совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами определенной устойчивости и равновесия обществ, отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, социальной адаптации, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Социальная реабилитация ребенка — означает процесс, направленный на достижение оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддержание его с предоставлением тем самым средства для изменения жизни. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью.

Социально-психологическое консультирование — обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, содействие становлению индивидуальности, развитию способностей и склонностей личности, создание развивающей, психологически-комфортной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.