Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий




Политика учебной дисциплины

Контроль оценки результатов обучения

Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРО; два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования; промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

Текущий контроль - 20%

Контроль СРОП И СРО - 20%

Рубежный контроль:

коллоквиум - 10%

тестирование - 10%

Текущий и рубежные контроля не менее- 60%

Итоговый контроль не менее- 30%

 

Дисциплина «Финансовое право РК» является обязательной дисциплиной. Объем учебной нагрузки составляет 2 кредита, из них 15 часов - лекций, 15 часов - семинарские занятия.

Требования дисциплины: обязательное посещение аудиторных занятий, активное участие в обсуждении вопросов, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям по учебно-методическому пособию и основной литературе, качественное и своевременное выполнение заданий СРО, участие во всех видах контроля (текущий контроль, контроль СРО, рубежный контроль, итоговый контроль). Кроме того, обязательной является активность на занятиях.

 

Аудит негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

Дотация – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Функция – это способ выражения присущих категории свойств. Функции производны от сущности экономической категории. Посредством функций проявляется общественное назначение экономической категории.

Структура правовой нормы - ее структурное строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза – часть нормы, где указываются условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой.

Договор - в гражданском праве - соглашение двух или более сто­рон, направленное на установление, изменение или прекращение граж­данских прав и обязанностей.

Закон - в широком смысле слова - все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле закон - это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме и регулирующий наиболее важ­ные общественные отношения.

Диспозиция – часть нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция – та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

Финансовое правоотношение - общественное финансовое отношение, возникающее в ходе финансовой деятельности государства, имеющее властно-имущественный характер и выражающее публичный интерес.

Субъект права – это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности.

Субъекты финансового правоотношения – это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителем финансовых обязанностей и прав.

Денежная система – исторически сложившаяся система и закрепленная национальным законодательством, организационная форма функционирования денег в стране.

Валюта - денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров; применяется в значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена), денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, используемые в международных расчетах, и международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (переводной рубль, евро).

Валютные расчеты - система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам в иностранной валюте, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Расчеты могут быть наличные и в кредит, т.е. с рассрочкой платежа. Наличный расчет представляет полную оплату товара до срока или в момент перехода товара или товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя. Расчет в кредит или расчет с рассрочкой платежа имеет две формы: коммерческий кредит (кредит экспортера импортеру) и выдача авансов импортером экспортеру.

Валютный курс - цена денежной единицы данной национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны.

Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее круговорот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Деноминация - укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране с одновременным пересчетом (в таком же соотношении) цен, тарифов, заработной платы и др.

Девальвация - понижение курса национальной или международной (региональной) денежной единицы по отношению к валютам другой страны. Очень часто девальвация отражает обесценение валютных средств в результате инфляции.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты, улучшение оборота национальной валюты.

Правовые основы денежной системы – институт финансового права, устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства.

Тенге - валюта Республики Казахстан, законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан.

Валютное регулирование – установление государством порядка проведения валютных операций.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом, или в установленном им порядке для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.

Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами и указывающая на долю владельца (держателя) в капитале данного общества, дающая право их владельцу на получение прибыли в виде дивиденда, а также, в зависимости от типа, способные давать право голоса на общем собрании акционеров.

Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Налоговая задолженность – сумма недоимки, а также неуплаченные суммы пени и штрафов.

Налогоплательщик – лицо, являющиеся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговый агент – индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Налоговый режим – совокупность норм налогового законодательства, применяемых налогоплательщиком при исчислении всех налоговых обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных Налоговым Кодексом.

Недропользователи – физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию, включая нефтяные операции, на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели.

Трансферт – передача одним лицом другому права владения именными ценными бумагами.

Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Финансово-правовые акты – юридические акты, принятые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам финансовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

Финансовый институт -группа однородных, взаимосвязанных по формам и методам акку­муляции или распределения денежных средств экономических отношений.

Финансо­вая система -совокупность групп экономических (фи­нансовых) отношений (финансовых институтов).

Методы финансовой деятельности государства - конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов государства.

Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе формирования, распределения и организации использования денежных фондов государства.

Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов - установленные настоящим Кодексом способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов.

Кодекс (от лат. codex - собрание законов) - законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

Компетенция (лат. competentia, от competo - добиваюсь, соот­ветствую, подхожу) - совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, органа общественной ор­ганизации.

Кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд.

Конвенция (лат. conventio - соглашение) международная - одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.

Консенсус (лат. consensus - соглашение, общее мнение) - приня­тие решения или текста договора на основе общего согласия участников без проведения формального голосования.

Лицо физическое (в гражданском законодательстве) - отдель­ный гражданин как субъект гражданского права - в отличие от лица юридического, то есть организации, предприятия, учреждения. Лицо фи­зическое обладает правоспособностью и дееспособностью.

Лицо юридическое - субъект гражданского права. Лицо юри­дическое - это различные предприятия, объединения, учреждения, которые по закону имеют правоспособность и право выступать от собствен­ного имени через свои органы.

Налоги - вид обязательных платежей в государственный или мест­ный бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.

Пакт (от лат. pactum) - вид международного договора, соглашения.

Парламент {англ. parlament, от фр. parlement, от parler - говорить) - общенациональное представительное учреждение, осуществляющее зако­нодательные функции.

Права человека - совокупность правил, характеризующих право­вой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момен­та рождения, основное понятие естественного и любого права в общем.

Правомерное поведение - не противоречащее, соответствую­щее нормам права.

Правомочие - предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять те или иные действия или требовать ка­ких-либо действий от других участников правоотношений.

Правонарушения - противоправное деяние, нарушающее правог вые нормы и приносящее вред конкретным людям и обществу.

Правоотношение - урегулированное нормами права обществен­ное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Правопорядок - система общественных отношений, урегулиро­ванных правом.

Правоспособность - способность иметь права и обязанности.

Правосудие - деятельность судов, направленная на укрепление законности и правопорядка.

Прецедент (от лат. praecedens, род. падеж praecedentis - предшест­вующий) - поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.

Ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора.

Суверенитет (фр. souverainete, нем. souveranitat - верховная власть) - верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во внешних делах.

Специальный налоговый режим – особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и платы за пользование земельными участками, а также представления налоговой отчетности по ним.

Таможенные сборы - виды таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан.

Таможенный тариф - систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан.

Указ - в парламентарных государствах - правовой акт единоличного главы государства, например президента. В мировой практике указ не­редко ограничивает права и прерогативы парламентских учреждений.

Финансовая деятельность любого государства - про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета.

Финансы – совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Электронный документ налогоплательщика – электронный документ, переданный в установленном электронном формате, удостоверенный электронной цифровой подписью налогоплательщика, после его приема и подтверждения аутентичности.

Электронная цифровая подпись налогоплательщика – последовательность электронных цифровых символов, созданная средствами электронной цифровой подписи и подтверждающая достоверность электронного документа, его принадлежность налогоплательщику и неизменность содержания.

Эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние.

Юридическая ответственность - применяемая к лицу, со­вершившему правонарушение, мера государственного принуждения, свя­занная с нанесением правонарушителю лишений различного характера.

Юридические факты - жизненные обстоятельства, условия воз­никновения, изменения и прекращения правоотношений.

 

3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

План лекционных занятий по дисциплине «Финансовое право РК»

Тема лекционного занятия №1: Финансовая деятельность государства.

Цель: Рассмотреть методы и формы осуществления финансовой деятельности.

План:

  1. Понятие финансов.
  2. Понятие финансовой деятельности государства.
  3. Финансовая система и ее состав.
  4. Методы и формы осуществления финансовой деятельности.

1. Можно выделить 2 значения категории «финансы», рассматривая данную категорию в их материальном значении и в соотношении с понятием «деньги».

В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятия»деньги».

Не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми.

Существует узкое значения понятия «финансы» которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц.

Отнесение денежных отношений к разряду финансовых основано на использовании двух критериев:

а) субъекты денежных операций – государство и юридические лица,

б) сфера проявления – стадия распределения.

В связи с тем, что юридические лица могут быть как государственными, так и не государственными, а денежные фонды как государственными и частными, то возникло деление финансов на государственные и частные.

Под финансами в специальном значении (в материальном значении) понимаются лишь государственные деньги, которые сосредоточены в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств.

Государственные финансы в материальном смысле представляют собой совокупность денежных средств, которые находятся в собственности государства.

Деньги (и естественно финансы) могут существовать как в налично-денежной форме, так и в безналичной форме.

Финансы в качестве экономической категории определяют как совокупность определенных отношений именуемых «финансовыми».

Финансовые отношения определяют как отношения «по образованию, распределению и использованию денежных фондов».

В экономическом смысле государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов.

Финансовые отношения, которые связаны с формированием денежных фондов, возникают по поводу добывания государством денежных средств.

Финансовые отношения по поводу распределения денежных фондов возникают в связи осуществлением государством финансирования тех или иных своих расходов (финансирование расходов на культуру, оборону, науку, здравоохранение, а также содержание собственного аппарата).

Финансам присущи 2 функции: распределительная и контрольная.

Содержанием распределительной функции выступает то что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение стоимости совокупного (валового) общественного продукта(в ее денежной форме) в результате чего денежные средства переходят от одного лица к другому выражая собой процессы либо формирования денежных фондов либо их расходования.

Материальной основой существования государства служат финансы. В связи с этим главное назначение государственных финансов – это денежное обеспечение функционирования государства.

2. Финансовая деятельность государства – деятельность государства выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению надлежащего его функционирования а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов.

Государство осуществляет финансовую деятельность, выступая в двух качествах: как субъект политической системы, как собственник денежных средств, которые сосредоточены в определенных фондах.

Главная цель финансовой деятельности – это создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.

Государство решает 3 главные задачи осуществляя финансовую деятельность:

1) создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования,

2) добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности,

3) воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, которые государство полагает благоприятными для этого общества.

Финансовая деятельность государства должна строиться на принципах: 1) учет потребностей общества и подчиненность его интересам, 2)гласность и публичность, подконтрольность и подотчетность обществу,

3)предсказуемость и доступность общественному пониманию, 4)законность, 5)научная обоснованность, эффективность и рациональность, 6) экономичность и бережливость в расходовании денежных средств, 7)плановость и нормативность.

3. Финансы как совокупность денежных средств государства начали делиться на определенные фонды.

Денежный фонд – это относительно обособленная часть денежных средств, которая предназначена для определенных целей и имеет относительную самостоятельность функционирования.

Финансовая система в материальном смысле представляет собой совокупность денежных фондов.

Каждый фонд в экономическом смысле опосредован финансово-экономическим институтом представляющим собой совокупность отношений по формированию распределению и организации использования денежного фонда.

Финансовая система – это совокупность определенныхфинансово-экономических институтов.

Финансовая система включает включает в себя такие институты: 1)бюджетная система, 2) внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды, 3)финансы предприятий, организаций, отраслей народного хозяйства, 4)имущественное и личное страхование, 5)кредит(государственный и банковский).

В основе формирования финансовой системы лежит деление финансов на государственные и частные. Но необходимо различать финансовую систему страны в целом и финансову систему собственно государства.

Частные финансы включают в себя следующее: 1)финансы организаций(коммерческих и некоммерческих), 2)финансы страховых организаций, 3)финансы банков, 4)финансы негосударственных специальных фондов(негосударственные пенсионные фонды, например).

Государственные финансы включают в себя следующие финансово-экономические институты: 1)бюджетная система, 2)внебюджетные целевые фонды, 3) финансы государственного страхования, 4)финансы государственных банков, 5)финансы государственных предприятий м учреждений, а также центров хозяйственных систем (органов государственного управления).

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений – это взаимосвязь финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Министерство финансов РК стоит во главе системы финансовых органов и является органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РК.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РК, который осуществляет руководство в области кредита.

В финансовую систему входят налоговая служба, таможня и бухгалтерии предприятий и организаций всех форм собственности.

4. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на 2 группы:

1)методы собирания денежных средств,

2)методы их распределения и использования

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты является налоговый метод – метод установления налогов. Государство с помощью этого метода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджет определенного уровня. Это важнейший источник средств государства. Через налоги развитые государства мобилизуют от 27-29 % ВНП (в США, Японии) до 53% (Швеция).

В мировой практике существуют разные классификации налогов. Например различают основные и дополнительные налоги.

Основные: подоходный налог, НДС.

Дополнительные: налог на имущество, отдельные потребительский налоги.

Принято выделять также прямые и косвенные налоги.

Прямые: подоходный налог, налог на имущество.

Косвенные: НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей ( взносов) в государственные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонд социального страхования). В отличие от налогового метода которому свойственен принудительный и обязательный характер изъятия денежных средств, применяется метод добровольных взносов – покупка государственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются 2 важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение или предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, а метод кредитования – как в отношении государственных организаций так и иных организаций.

 

В определенных правовых формах осуществляется финансовая деятельность. К ним относятся:

1)издание юридических актов, которые носят нормативный характер,

2)издание индивидуальных финансово-правовых актов посредством которых государство регулирует поведение субъектов конкретного финансового отношения,

3)совершение двухсторонних финансово-правовых актов в т.ч. заключение финансовых договоров,

4)реализация государством в лице его управомоченного органа своих прав и обязанностей в качестве конкретного субъекта финансового правоотношения.

Финансово-правовые акты - это юридические акты, принятые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам финансовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

Финансово-правовые акты по своим юридическим свойством принято подразделять на нормативные и индивидуальные.

Нормативный акт содержит в себе норму права, т.е. общее правило поведения.

Индивидуальный акт рассчитан на определенный случай адресован конкретным лицам, имеет разовое применение.

Тема лекционного занятия № 2: Предмет и система финансового права РК

Цель: Дать характеристику предмету и системе финансового права РК.

План:

  1. Предмет финансового права.
  2. Понятие финансового права.
  3. Методы правового регулирования, применяемые в финансовом праве.
  4. Система и источники финансового права.

1.Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, которые ограничены государственными финансами. Исключением является такой элемент финансовой деятельности как формирование государством денежной системы страны и обеспечение ее нормального функционирования.

По своей экономической природе отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства являются финансовыми и представляют такую разновидность, так называемую «государственные финансовые отношения». Частные финансы предметом финансового права выступать не должны. Государство устанавливает порядок формирования, распределения и использования частных денежных фондов и данное осуществляется в рамках административного, гражданского и других отраслей права.

Отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, носят нефинансовый характер и регулируемых нормами не финансового, а других отраслей права, существовать не может.

Также не существует государственных финансовых отношений которые регулируются не финансовыми а иными отраслями права.

Общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, представляя собой государственные финансовые отношения формируют собой государственные финансы и выступают предметом финансового права.

Выступая предметом финансового права в процессе финансовой деятельности государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Данные отношения связаны с движением конкретных денег либо от плательщика в государственный фонд либо из фонда к получателю. (напр. налоговые отношения).

Организационные финансовые отношения – это отношения которые возникают в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой системы государства в частности, системы финансовых учреждений государства (органов управления государственными финансами), обеспечения их деятельности.

К общему признаку организационных и материальных финансовых отношений относится то что они обусловлены существованием государства и являются продуктом его финансовой деятельности. Государство является обязательным субъектом этих отношений.

Характеристика материальных финансовых отношений.

  1. Данные отношения являются денежными, т.к. выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования фонда.
  2. Эти отношения опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме.
  3. Материальные отношения носят распределительный характер, перераспределение совокупного валового продукта
  4. Они являются разновидностью экономических отношений
  5. Существуют лишь в правовой форме

В связи с формированием денежной системы страны, финансовой системы государства, системы управления в области государственных финансов, организацией финансового планирования, осуществлением государственного финансового контроля.

2.Предметом финансового права являются отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Финансовое законодательство выступает формой существования финансового права.

Финансовое законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

3. Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Данная отрасль права использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основной метод – это императивный метод, который называют односторонне-властный, метод властных предписаний, директивный, ранее его называли административным.

Данный метод характеризуется следующими признаками:

1)государство определяет поведение субъектов финансового отношения путем односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, которые носят нормативный характер,

2)данное предписание детально регламентирует поведение сторон,

3)взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, регулирующие данное отношение,

4)стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства,

5)исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, которое реализуется уполномоченным органом государства либо через суд либо в одностороннем порядке,

6)возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их взаимного соглашения, или вообще отсутствует, или касается несущественных моментов,

7)неисполнение предписания влечет за собой юридическую ответственность нарушения,

8)субъект, который представляет в финансовом правоотношении государства наделен более широкими правами чем другой.

Диспозитивный метод (договорной, автономный) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения, правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. Речь идет о договорной форме финансового отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.