Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог является безэквивалентным платежом




Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным дви­жением стоимости в товарной форме. Проще говоря, налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, как это пытаются представить некоторые налоговые теории, а выступает безвоз­мездным изъятием денег.

Этим самым налог отличается от такой разновидности платежей) как плата за пользование государственной собственностью, которая хотя и устанавливается государством в одностороннем порядке, но выступает относительным эквивалентом какого-то встречного удовлетворения (на­пример, плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами и т. п.). В юридическом смысле без эквивалентность обычно выражается тер­мином «безвозмездность». Отметим также, что существуют многочислен­ные теории «социальной возмездности» налогов, в соответствии с кото­рыми налогоплательщики взамен уплаченного налога получают самые разнообразные услуги в виде охраны общественного порядка, обороны страны от внешних врагов и т. п. Но такого рода возмездность может рас­сматриваться лишь в политическом плате - ни в экономическом, ни в юри­дическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выс­тупают эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налогов. В равной мере налоги не выступает платой общества государству за его деятель­ность, поскольку услуги государства (как и в целом его деятельность) не имеют стоимостной оценки. Поэтому деятельность, не создающая стоимо­сти и не имеющая соответственно цены, не может быть соизмерима с на­логами, которые представляют собой стоимость в денежной или натураль­ной форме. Наконец, эквивалентность - это свойство отношений обмена (товарно-денежных отношений). Налоги же возникают лишь на стадии распределения совокупного общественного продукта. Обмен и распределение - это различные стадии общественного производства.

5. Уплата налога влечет изменение формы собственности на предмет налогового платежа.

В процессе уплаты налога происходит смена форма собственности на де­нежные средства (при денежной форме налога) или материальные ценности(при натуральной форме налога), выступающие предметом налогового пла­тежа, с частной на государственную. Иначе говоря, налогообложение выра­жает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства.

Смена формы собственности традиционно рассматривалась в качестве признака налога. Поэтому те обязательные платежи, которые вносили в бюджет государственные предприятия и которые не выражали смены соб­ственности, поскольку осуществлялись в рамках государственной соб­ственности, не рассматривались в качестве налогов - их именовали «обя­зательные отчисления» и относили к группе неналоговых доходов бюджета.

В настоящее время налоговое законодательство сменило свою позицию, и налогообложение распространилось и на государственных субъектов.

Как с правовой, так и с экономической точек зрения такой подход пред­ставляется необоснованным, так как он ведет к игнорированию права го­сударственной собственности, что при водит к игнорированию права соб­ственности вообще.

Экономическим содержанием платежей, которые вносят в бюджет государ­ственные предприятия, является первичное распределение собственности в виде дохода предприятия, не выражающее переноса права собственности на деньги, поскольку они уже имеют форму государственной собственности. На­логи же знаменуют вторичное распределение дохода, характеризующееся его отчуждением и сменой формы собственности. Правовым содержанием плате­жей в бюджет государственных предприятий выступает акт реализации соб­ственником (т. е. государством) своего права собственности, выражающийся смене владельца имущества. При налогах происходит принудительное изме­нение формы собственности. И неслучайно, что платежи государственных пред­приятий правовой теорией рассматриваются как доходы с государственного имущества. Причем природа этих доходов совершенно аналогична тем дохо­дам, которые получает частный собственник от имущества, находящегося в ча­стной собственности: в обоих случаях в основании получения дохода лежит пра­вомочие собственника распоряжаться как имуществом, так и доходом, полученным в результате его использования, поскольку и то, и другое (имуще­ство и полученный доход) являются его собственностью.

Другими словами, платежи государственных предприятий - это часть собственного дохода государства, налоги - часть чужого; устанавливая государственным предприятиям, обязательные платежи в бюджет, государ­ство забирает свое, взимая налоги - государство забирает чужое.

На основании изложенного, представляется возможным дать следую­щее определение налога в старину такого рода платежи, именовались "домены".

Налог - это принудительное изъятие в денежной или натуральной фор­ме государством в свою пользу части собственности организаций и физи­ческих лиц, (А) осуществляемое на основе правового акта, принятого над­лежащим государственным органом и в надлежащей форме, (6) производимое в определенных размерах и в установленные сроки, (В) но­сящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Данное определение носит научный (доктринальный) характер. Оно выступает теоретической дефиницией, призванной раскрыть сущность налога как экономической и финансово-правовой категории.

Вместе с тем Налоговый кодекс Республики Казахстан дает легальное (законодательное) определение налога. Согласно Кодексу: «налоги - за­конодательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер».

Надо сказать, что это достаточно точное и научно корректное опреде­ление налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирова­ния налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятель­ности государства применительно к условиям Казахстана (как, впрочем, и к условиям любой другой цивилизованной страны на современном этапе исторического развития).

Рассмотрим соотношение налога с другими обязательными платежами, также формирующих государственные доходы.

1. Отличие налогов и государственных сборов.

Государственный сбор - плата государственному органу за соверше­ние юридически значимого по отношению к плательщику акта (придание плательщику определенного правового статуса, юридическая легализация определенного имущества, без которой использование данного имуще­ства не разрешается, выдача разрешения на пользование чем-либо либо предоставление права осуществления какой-либо деятельности).

К государственным сборам Налоговый кодекс сбор за государственную регистрацию лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную регистрацию прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию меха­нических транспортных средств, гербовый сбор, лицензионный сбор и др.

Основное отличие налогов и государственных сборов заключается в следующем.

Во-первых, государственные сборы призваны компенсировать расхо­ды государственного аппарата, т. е. они должны быть скорреспондирова­ны с затратами, произведенными при реализации соответствующей госу­дарственной услуги в виде юридически значимых действий; налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.

Некоторые авторы определяют налог через понятие "сбор" (см., напр.: Со­колов А. Теория налогов. М., 1928. С. 11; Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. С.6). В свете ныне существующих представлений понятия "сбор" и "налог" выражают собой различные виды обязательных платежей.

Во-вторых, признаком налога является безвозмездность (юридический критерий) и безэквивалентность (экономический критерий); сбор же яв­ляется относительно эквивалентным платежом - уплатив сбор, субъект по­лучает определенное право, статус или разрешение от государства. На­пример, с уплатой сбора за государственную регистрацию юридических лиц связано приобретение субъектом статуса юридического лица, лицен­зионный сбор взимается при выдаче лицензии, которая дает плательщику право заниматься определенным видов деятельности. Налог уплачивает­ся «просто так» - уплатив налог, плательщик ничего взамен не получит; сбор уплачивается в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то юридически значимого действия.

В-третьих, сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.

В-четвертых, вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер; вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица доброволь­ный характер, поскольку добровольным является само обращение к госу­дарству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обраща­ется в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение носит сугубо добровольный характер ­

никто не заставляет лицо заниматься такой деятельностью. Однако выда­ча лицензии обусловлена уплатой лицензионного сбора, который в силу этого приобретает характер обязательного платежа.

2. Отличие налогов от платы.

Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящи­мися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства. Название «плата» при меняется в Казахстане к нескольким видам пла­тежей: плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами, плата за пользование животным миром, плата за лес­ные пользования и т. п.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог являет­ся безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата - возмездным эквивалентным; налог опосредует финансовое отношение, а плата - граж­данско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает ее эквивалент в виде права пользова­ния тем или иным объектом.

3. Отличие налога от государственной пошлины.

Государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совер­шение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполно­моченными на то государственными органами или должностными лицами.

Таким образом, пошлины в отличие от налога носят относительно эк­вивалентный характер, что, кстати, сближает их со сборами. Государствен­ная пошлина - платеж за какую-либо услугу государства; при уплате нало­га нет встречной услуги со стороны государства. Вместе с тем мы гово­рим, что пошлины носят «относительно» эквивалентный характер, так как государственная услуга, подобно любой другой разновидности государ­ственной деятельности, не является носителем стоимости. Поэтому гово­рить, что в данном случае возникает товарно-денежной отношение, где лицо, уплатившее пошлину, взамен получает ее товарный эквивалент в виде государственной услуги, в экономическом смысле нет оснований.

Понятие обязательные отчисления в современной налоговой прак­тике Казахстана не используется. Однако в прошлом оно употреблялось весьма часто: в советские времена им обозначались обязательные плате­жи государственных предприятий в бюджет, в более поздние времена так назывались некоторые виды платежей, являющихся по своей сути налога­ми (например, «отчисления пользователей автомобильных дорог»).

Если говорить об отчисления как форме обязательных платежей в бюд­жет государственных предприятий, то их отличие от налогов заключается в факторе смены собственности - при уплате налогов право собственнос­ти на денежные средства меняется с частной на государственную, при вне­сении обязательных отчислений форма собственности не меняется - дви­жение денег производится в рамках государственной собственности.

Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обяза­тельства по передаче налогоплательщиком государству определенной сум­мы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объеди­нить через понятие «налогообложение». В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложе­ние налогом».

В свою очередь «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству).

Таким образом, налогообложение - это деятельность государства по установлению и взиманию налогов.

Налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства. Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеются еще и другие способы. Тем не менее, налоги являются либо основным, либо од­ним из основных способов источников финансирования государства следует сказать, что в отличие от категории «финансовая деятельность государства», довольно тщательно освещенной в юридической литературе.

Речь, разумеется, идет о государстве, функционирующем в условиях рыноч­ной экономики, т. е. экономики, основанной на частной собственности. Со­циалистические государства имеют иную структуру доходов.

ре, понятие «налоговая деятельность» хотя и встречается в тех или иных источниках, однако своей развернутой характеристики в отечественной литературе до сих пор не получило. Между тем, от того, как эта деятель­ность будет осуществляться, зависит само существование государства.

Налоговая деятельность - это деятельность государства по орга­низации налогообложения и обеспечению его осуществления.

Таким образом, понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Отличие между ними заключается, по нашему мнению, в том, что понятие «налоговая деятельность» шире понятия «налогообложе­ние», поскольку включает в себя не только установление и взимание нало­гов, что свойственно налогообложению, но и деятельность по формирова­нию налогосборочного аппарата и обеспечению его функционирования.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из следующих основных направлений:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в обла­сти налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) осуществление контроля за соблюдением налогового законодатель­ства, исполнением налоговых обязательств, организация налогового кон­троля за полной и своевременной уплатой Не новых платежей;

5) осуществление сбора налогов как путем 11Х принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудитель­ное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообло­жения, включая установление юридической ответственности за наруше­ние налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов.

Под методами налоговой деятельности понимаются те конкретные приемы и способы, посредством которых государство организует и осу­ществляет налогообложение.

Основными методами налоговой деятельностью являются: 1) установ­ление налогов; 2) ведение учета налогоплательщиков; 3) ведение учета объектов обложения по окладным видам налогов; 4) взимание окладных ви­дов налогов; 5) организация удержания налогов у источника выплаты дохо­да; 6) установление для определенных категорий налогоплательщиков на­логовой отчетности; 7) осуществление контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а налоговыми аген­тами, сборщиками налогов, банками и другими лицами, связанными с на­логообложением, - своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; 8) принятие мер по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а иными лицами, свя­занными с налогообложением, - своих налоговых обязанностей; 9) организация налоговой службы государства (системы налоговых органов); 10) при­влечение лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к установленной ответственности. Налоговая деятельность осуществляется в определенных правовых формах.

Основными правовыми формами осуществления налоговой деятельности являются:

1) издание юридических актов, носящих нормативный характер. Этими актами государство устанавливает правила поведения субъектов и участ­ников налоговых отношений, определяя их права и обязанности. Совокуп­ность данных актов образует налоговое законодательство страны. В числе главных актов можно назвать Налоговый кодекс;

2) издание индивидуальных правовых актов, посредством которых го­сударство в лице своего уполномоченного органа, регулирует поведение субъектов конкретного налогового отношения. Например, взимание неко­торых налогов производится на основании уведомления налогового орга­на, направленного конкретному налогоплательщику. В этом уведомлении содержится предписание произвести уплату налога в определенном раз­мере и в определенные сроки. Данный документ содержит все признаки индивидуального правового акта. Эти акты относятся к числу односторон­них налогово-правовых актов;

3) совершение двухсторонних налогово-правовых актов, в числе кото­рых можно назвать налоговые договоры;

4) реализация государством в лице уполномоченного своих прав и обя­занностей в качестве субъекта налогового правоотношения (например, принудительное взимание налоговым органом с неисправного налогопла­тельщика суммы налоговой задолженности).

Юридические акты, издаваемые органами налоговой службы государ­ства в процессе осуществления налоговой деятельности, являются нало­гово-правовыми актами.

Налогово-правовые акты - это юридические акты, принимаемые госу­дарственными органами в пределах своей компетенции по вопросам на­логовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

По своим юридическим свойствам налогово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные.

В процессе осуществления налоговой деятельности государство выс­тупает в двух качествах: 1) в роли политически властвующего субъекта, уп­равомоченного устанавливать налоги в односторонне-властном порядке урегулировать налоговые отношения посредством издания соответствую­щих нормативных правовых актов; 2) в роли субъекта (стороны) конкрет­ного налогового отношения.

Деятельность государства в сфере налогообложения в качестве политически властвующего субъекта, устанавливающего налоги и регулирующего налого­вые отношения, носит в основном нормотворческий характер. Посредством издаваемых законов и иных нормативных правовых актов государство водит налоги и регулирует возникающие при этом налоговые отношения, определяя права и обязанности их участников. В этом же порядке устанавливается ответ­ственность за нарушение налогового законодательства, которая обычно носит

характер ответственности за неполную или несвоевременную уплату налогов.

Как субъект (сторона) конкретного налогового отношения государство в лице своих специализированных налоговых органов добивается испол­нения конкретным налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту правовую базу, которая была уже ранее создана им самим же.

Государство - сложный организационный механизм, представляющий систему определенных органов. Деятельность государства - это деятельность его определенных органов, осуществляющих государственные полномочия в соответствии с установленным порядком и на основе своей компетенции.

Соответственно этому и налоговая деятельность государства реализу­ется через деятельность большого количества органов, каждый из кото­рых имеет свою сферу, определяемую его компетенцией и наличием прин­ципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По сложившимся в большинстве стран демократической ориентации традициям установление налогов является прерогативой законодательной (представительной) ветви власти, которая делает это путем принятия за­конов. Эта же ветвь власти принимает законы, устанавливающие юриди­ческую ответственность за правонарушения в сфере налогообложения. Удел исполнительной власти - обеспечение сбора налогов, для чего обыч­но создаются специализированные органы налоговой службы. В юриди­ческом смысле это выражается в деятельности по обеспечению исполне­ния налогового законодательства. Судебная власть осуществляет привлечение лиц, нарушающих предписания налогового законодательства, что обычно выражается в неуплате (неполной уплате) налогов или наруше­нии сроков их уплаты, к установленной юридической ответственности.

На формирование системы органов, осуществляющих налоговую дея­тельность, определенное воздействие оказывает государственное устрой­ство - федеративное или унитарное. Государственное устройство оказы­вает воздействие и на формирование налоговой системы. Но при этом и для унитарных государств характерно деление налогов на общегосудар­ственные и местные. При федеративном устройстве государства они под­разделяются федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

При осуществлении своей налоговой деятельности государство руко­водствуется определенными представлениями, научными доктринами идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно налогообложение. Эти взгляды формируют налоговую доктрину, руководствуясь которой государство проводит свою налоговую политику.

 

Налоговая политика государства - это система проводимых им в облас­ти налоговых мероприятий, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед государством в соответствии с его налоговой доктриной. Воплощением налоговой политики государства является его налоговая деятельность.

Налоговая политика имеет свое содержание и реализуется в установлен­ных правовых формах. Содержание налоговой политики определяется теми задачами и функциями, которые возлагает на себя государство или которые объективно ему присущи. Сами же цели и задачи налоговой политики обычно определяются конкретной экономической и политической конъюнктурой.

В зависимости от характера налоговой политики государства, Л. Окунева выделяет три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, осно­ванная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена«налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприят­ный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматриваю­щая достаточно высокой уровень обложения, но при значительной социаль­ной защите. Первоначально для Казахстана был характерен, по нашему мнению, первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Однако в на­стоящее время он постепенно переходит на второй тип налоговой политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.