Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие информационного права




В итоге рассмотрения информации и информационных ресурсов как предмета социальных отношений, а также объектов правового регулирования может быть сформули­ровано и понятие информационного права. Информацион­ное право — это наука о предметах, принципах и методах правового регулирования деятельности и отношений в об­ластях формирования и использования информационных ресурсов, технологий н коммуникаций и их сетей, органи­зации управления процессами информатизации и обеспе­чения информационной безопасности граждан, государства и общества в целях удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества.

Проблема жизни информации не ограничивается рам­ками компьютера или систем компьютеров. Благодаря развитию средств связи, в частности спутниковых систем, сформировалась еще одна область отношений, находящих­ся в теснейшем контакте с информационным ресурсом. Это система коммуникации информации, самых разных, и пре­жде всего, как знамение нашего времени, — телекоммуни­каций. Информатизация как организуемый социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей общества явля­ется составной частью предмета информационного права.

Жизненный цикл информационного ресурса немыс­лим без системы связи и передачи информации по системе субъектов: создателей, обработчиков, держателей, пользова­телей и т.д. Это говорит в пользу включения проблем ком­муникаций в среду информационного права. Тем более что самостоятельной правовой области по регулированию от­ношений в области связи и коммуникаций нет. Сфера связи рассматривается как одна из отраслей управления, государ­ственного управления. Но при этом из поля зрения права выпадает немало проблем. Особенно тех, которые на стыке информатики и коммуникаций образуют промежуточные и оконечные точки для жизненного цикла информацион­ных ресурсов. Включение круга проблем, связанных с ком­муникативными системами, с областью достаточно разви­той и самостоятельной — с системой отношений в области связи, может вызвать неоднозначную оценку. Таким обра­зом, проблемы коммуникаций в части использования всех видов связи для транспортировки информации по системам и сетям для оказания услуг субъектам, осуществляющим информационную деятельность, должны быть включены в орбиту информационного права.

Информационное право могут обвинить в узурпации от­носительно части сферы связи. Но есть и аргумент в защиту такого объединения. Эксперименты по слиянию и разделе­нию проблем связи и информатизации в структуре органов исполнительной власти в Российской Федерации на протя­жении последнего десятилетия закончились образованием единого органа исполнительной власти — Министерства информационных технологий и связи РФ. которое в настоящее время преобразовано в Министерство связи и массовых ком­муникаций РФ. В ст. 1 Федерального закона от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи» было указано: «Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техниче­скую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопле­ния и распространения информации». Это лишний раз сви­детельствует о системной связи информационных ресурсов с системами коммуникаций и говорит в пользу комплексно­го подхода к включению отношений информационного ха­рактера в единую отрасль правового регулирования с учетом коммуникативных проблем. Однако это не исключает того, что проблематика информационных технологий и коммуни­каций может быть выделена в подсистемы информационного права, получить свои углубленные курсы изучения и препо­давания, а также занять определенное место в системе зако­нодательства. Но при этом их единство и органическое вза­имодействие в системе информационного права, в развитии информационного общества все же реализуется в комплексе предметов этой отрасли российского права.

Проблематика обеспечения безопасности в информаци­онной сфере является как бы родной для права, и введение в состав предмета рассматриваемой отрасли вопросов выяв­ления, разрешения конфликтов, реализации ответственно­сти за правонарушения в этой области отношений не может вызвать сомнения. Однако и здесь есть проблемы, к которым надлежит обратиться в соответствующем разделе учебника.

С учетом сложности структуры предмета информаци­онного права вопрос о методе этой отрасли представляется не менее трудным. Предварительно рассмотрим вопрос о вза­имодействии информационного права с базовыми и другими комплексными отраслями права в правовой системе РФ.

Темы развития информационного права касается и про­блема глобализации. Практически она выражена в функци­онировании и развитии самой крупной информационной сети — Интернета. Она заслуживает специального рассмо­трения, и это будет сделано в отдельной главе.

 

Место информационного права в системе других отраслей права Российской Федерации

Сфера действия отрасли очерчивает границы инсти­туциональных и функциональных отношений, которые выделяются в определенную предметную отрасль права. Напомним, что отрасли права не являются абсолютно одно­родными ни по предмету, ни по методам правового регу­лирования, и достаточно условно группируются в рамках конкретной системы по признакам приоритета генерально­го предмета регулирования (земельные, налоговые, финан­совые, информационные отношения).

Система права как совокупность всех его отраслей по своей внутренней структуре достаточно сложное обра­зование. Она включает:

а) базовые, или классические, отрасли права, которые раз­личаются между собой по методу правового регулирования. К таким классическим отраслям относятся: конституцион­ное, гражданское, уголовное, административное право;

б) специальные отрасли права, ориентированные на определенную область отношений: трудовое, земельное, финансовое, социального обеспечения;

в) комплексные отрасли, которые ориентированы на ре­гулирование отношений в определенных предметных обла­стях деятельности: природоохранительное, предпринима­тельское, торговое, морское, воздушное право1.

Не все исследователи придерживаются такой структури­зации отраслей права, так как достаточно очевидна относи­тельность разделения групп «б» и «в». В учебнике «Теория государства и права» В. М. Сырых такого деления отраслей нет2.

Однако, несомненно, есть различие между классически­ми отраслями и всеми остальными, которые могут быть комплексными по связанным группам предметов регули­рования или более строго ориентированными на опреде­ленный предмет (земельное, финансовое, воздушное, се­мейное). Классические отрасли права формируют наиболее полную гамму методов правового решения проблем во всех остальных отраслях, регулируя и тот круг отношений, кото­рый бесспорно входит в данную базовую отрасль. Как пра­вило, комплексные или узкоспециализированные отрасли нрава появляются в результате вычленения их предмета из базовых отраслей при сохранении метода решения юри­дических проблем своей отрасли.

Базовые отрасли создают свои семейства специализи­рованных отраслей. Так, административное право явилось основой для таких отраслей права, как финансовое, тамо­женное, хозяйственное, в значительной мере муниципаль­ное. К такой дочерней отрасли административного права относится и информационное право.

Следует иметь в виду, что в пределах предметной отрасли права, или комплексной отрасли, не формируется самосто­ятельный метод правового регулирования в полном смыс­ле. Такие отрасли реализуют функцию аккумуляции всех методов правового воздействия в пределах своего предмета. Иначе говоря, одна и та же предметная область отношений регулируется нормами разных базовых отраслей права. И это относится не только к отраслям, которые взаимодей­ствуют в границах систем публичного или частного нрава. Одновременное применение норм конституционного, ад­министративного и гражданского права наблюдаем в таких областях отношений, как право собственности. Это можно видеть и на примере регулирования финансовых, налого­вых, патентных отношений, предпринимательства.

Собирание норм разных отраслей права вокруг одного предметного комплекса отношений особенно становится заметным в результате выделения отрасли в самостоятель­ную, получающую свой титул в системе права. Она и пре­вращается в комплексную отрасль именно на том основа­нии, что более активно взаимодействует со всеми отраслями права, оставаясь в системе своей базовой отрасли. По этому признаку можно сказать об информационном праве, что эта отрасль является новой комплексной отраслью публичного права, входит в семейство административного права; зако­нодательство этой отрасли привлекает и активно использу­ет нормы конституционного, административного, граждан­ского, уголовного права.

 

Контрольные вопросы

1. Какая область отношений регулируется информационным ира­мом?

2. Почему необходимо правовое регулирование отношений, свя­занных с информацией?

2-141»

34 Глава 1. Предмет, цели, сфера действия информационного права.

3. Что является предметом отношений в информационной сфере?

4. Как можно определить понятие информационных ресурсов?

5. Что является объектом правового регулирования в информаци­онном праве?

6. Дайте определение информационного права как юридической дисциплины.

 

Литература

 

1. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия / С. С. Алексеев. - М., 2000.

2. Алексеев, С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. — М., 1971.

3. Батурин, Ю. М. Проблемы компьютерного права / Ю. М. Батурин. - М., 1999.

4. Пачило, И. Л. Информационное право. Роль и место ин­формационного нрава в системе права Российской Феде­рации / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2001. -№2.

5. Рассолов, И. Право и киберпространство / И. Рассолов. — М., 2007.

 

 


Глава 2 Формы реализации информационного права

Информационное право, как и всякая иная отрасль права, проявляется в четырех свойственных юридическим знани­ям формах. Имеются в виду такие формы, как: юридическая наука в области информационного права; информационное законодательство и связанная с ним правоприменительная практика; учебная дисциплина «Информационное право»; информационное правосознание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.