КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие информационного праваВ итоге рассмотрения информации и информационных ресурсов как предмета социальных отношений, а также объектов правового регулирования может быть сформулировано и понятие информационного права. Информационное право — это наука о предметах, принципах и методах правового регулирования деятельности и отношений в областях формирования и использования информационных ресурсов, технологий н коммуникаций и их сетей, организации управления процессами информатизации и обеспечения информационной безопасности граждан, государства и общества в целях удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества. Проблема жизни информации не ограничивается рамками компьютера или систем компьютеров. Благодаря развитию средств связи, в частности спутниковых систем, сформировалась еще одна область отношений, находящихся в теснейшем контакте с информационным ресурсом. Это система коммуникации информации, самых разных, и прежде всего, как знамение нашего времени, — телекоммуникаций. Информатизация как организуемый социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей общества является составной частью предмета информационного права. Жизненный цикл информационного ресурса немыслим без системы связи и передачи информации по системе субъектов: создателей, обработчиков, держателей, пользователей и т.д. Это говорит в пользу включения проблем коммуникаций в среду информационного права. Тем более что самостоятельной правовой области по регулированию отношений в области связи и коммуникаций нет. Сфера связи рассматривается как одна из отраслей управления, государственного управления. Но при этом из поля зрения права выпадает немало проблем. Особенно тех, которые на стыке информатики и коммуникаций образуют промежуточные и оконечные точки для жизненного цикла информационных ресурсов. Включение круга проблем, связанных с коммуникативными системами, с областью достаточно развитой и самостоятельной — с системой отношений в области связи, может вызвать неоднозначную оценку. Таким образом, проблемы коммуникаций в части использования всех видов связи для транспортировки информации по системам и сетям для оказания услуг субъектам, осуществляющим информационную деятельность, должны быть включены в орбиту информационного права. Информационное право могут обвинить в узурпации относительно части сферы связи. Но есть и аргумент в защиту такого объединения. Эксперименты по слиянию и разделению проблем связи и информатизации в структуре органов исполнительной власти в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия закончились образованием единого органа исполнительной власти — Министерства информационных технологий и связи РФ. которое в настоящее время преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В ст. 1 Федерального закона от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи» было указано: «Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации». Это лишний раз свидетельствует о системной связи информационных ресурсов с системами коммуникаций и говорит в пользу комплексного подхода к включению отношений информационного характера в единую отрасль правового регулирования с учетом коммуникативных проблем. Однако это не исключает того, что проблематика информационных технологий и коммуникаций может быть выделена в подсистемы информационного права, получить свои углубленные курсы изучения и преподавания, а также занять определенное место в системе законодательства. Но при этом их единство и органическое взаимодействие в системе информационного права, в развитии информационного общества все же реализуется в комплексе предметов этой отрасли российского права. Проблематика обеспечения безопасности в информационной сфере является как бы родной для права, и введение в состав предмета рассматриваемой отрасли вопросов выявления, разрешения конфликтов, реализации ответственности за правонарушения в этой области отношений не может вызвать сомнения. Однако и здесь есть проблемы, к которым надлежит обратиться в соответствующем разделе учебника. С учетом сложности структуры предмета информационного права вопрос о методе этой отрасли представляется не менее трудным. Предварительно рассмотрим вопрос о взаимодействии информационного права с базовыми и другими комплексными отраслями права в правовой системе РФ. Темы развития информационного права касается и проблема глобализации. Практически она выражена в функционировании и развитии самой крупной информационной сети — Интернета. Она заслуживает специального рассмотрения, и это будет сделано в отдельной главе.
Место информационного права в системе других отраслей права Российской Федерации Сфера действия отрасли очерчивает границы институциональных и функциональных отношений, которые выделяются в определенную предметную отрасль права. Напомним, что отрасли права не являются абсолютно однородными ни по предмету, ни по методам правового регулирования, и достаточно условно группируются в рамках конкретной системы по признакам приоритета генерального предмета регулирования (земельные, налоговые, финансовые, информационные отношения). Система права как совокупность всех его отраслей по своей внутренней структуре достаточно сложное образование. Она включает: а) базовые, или классические, отрасли права, которые различаются между собой по методу правового регулирования. К таким классическим отраслям относятся: конституционное, гражданское, уголовное, административное право; б) специальные отрасли права, ориентированные на определенную область отношений: трудовое, земельное, финансовое, социального обеспечения; в) комплексные отрасли, которые ориентированы на регулирование отношений в определенных предметных областях деятельности: природоохранительное, предпринимательское, торговое, морское, воздушное право1. Не все исследователи придерживаются такой структуризации отраслей права, так как достаточно очевидна относительность разделения групп «б» и «в». В учебнике «Теория государства и права» В. М. Сырых такого деления отраслей нет2. Однако, несомненно, есть различие между классическими отраслями и всеми остальными, которые могут быть комплексными по связанным группам предметов регулирования или более строго ориентированными на определенный предмет (земельное, финансовое, воздушное, семейное). Классические отрасли права формируют наиболее полную гамму методов правового решения проблем во всех остальных отраслях, регулируя и тот круг отношений, который бесспорно входит в данную базовую отрасль. Как правило, комплексные или узкоспециализированные отрасли нрава появляются в результате вычленения их предмета из базовых отраслей при сохранении метода решения юридических проблем своей отрасли. Базовые отрасли создают свои семейства специализированных отраслей. Так, административное право явилось основой для таких отраслей права, как финансовое, таможенное, хозяйственное, в значительной мере муниципальное. К такой дочерней отрасли административного права относится и информационное право. Следует иметь в виду, что в пределах предметной отрасли права, или комплексной отрасли, не формируется самостоятельный метод правового регулирования в полном смысле. Такие отрасли реализуют функцию аккумуляции всех методов правового воздействия в пределах своего предмета. Иначе говоря, одна и та же предметная область отношений регулируется нормами разных базовых отраслей права. И это относится не только к отраслям, которые взаимодействуют в границах систем публичного или частного нрава. Одновременное применение норм конституционного, административного и гражданского права наблюдаем в таких областях отношений, как право собственности. Это можно видеть и на примере регулирования финансовых, налоговых, патентных отношений, предпринимательства. Собирание норм разных отраслей права вокруг одного предметного комплекса отношений особенно становится заметным в результате выделения отрасли в самостоятельную, получающую свой титул в системе права. Она и превращается в комплексную отрасль именно на том основании, что более активно взаимодействует со всеми отраслями права, оставаясь в системе своей базовой отрасли. По этому признаку можно сказать об информационном праве, что эта отрасль является новой комплексной отраслью публичного права, входит в семейство административного права; законодательство этой отрасли привлекает и активно использует нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права.
Контрольные вопросы 1. Какая область отношений регулируется информационным ирамом? 2. Почему необходимо правовое регулирование отношений, связанных с информацией? 2-141» 34 Глава 1. Предмет, цели, сфера действия информационного права. 3. Что является предметом отношений в информационной сфере? 4. Как можно определить понятие информационных ресурсов? 5. Что является объектом правового регулирования в информационном праве? 6. Дайте определение информационного права как юридической дисциплины.
Литература
1. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия / С. С. Алексеев. - М., 2000. 2. Алексеев, С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. — М., 1971. 3. Батурин, Ю. М. Проблемы компьютерного права / Ю. М. Батурин. - М., 1999. 4. Пачило, И. Л. Информационное право. Роль и место информационного нрава в системе права Российской Федерации / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2001. -№2. 5. Рассолов, И. Право и киберпространство / И. Рассолов. — М., 2007.
Глава 2 Формы реализации информационного права Информационное право, как и всякая иная отрасль права, проявляется в четырех свойственных юридическим знаниям формах. Имеются в виду такие формы, как: юридическая наука в области информационного права; информационное законодательство и связанная с ним правоприменительная практика; учебная дисциплина «Информационное право»; информационное правосознание.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |