Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий и информационный статусы гражданина




Наиболее сложное решение нрав субъекта в информа­ционной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «человек», «личность», «лицо» при условии оговорки, что оно физиче­ское. Декларация прав человека и гражданина так и названа потому, что относится не только к индивиду, привязанному к определенному государству, его гражданству, но ко всем индивидам, безотносительно к территории нахождения. Конституция в гл. 2 «Права и свободы человека и гражда­нина» признает и гарантирует названные права согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Субъекты, на которых распространяется действие данной главы Конституции, названы термином «каждый». Статья 62 Конституции устанавливает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражда­нами Российской Федерации, кроме случаев, установлен­ных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Реализация прав и свобод в области информации по со­держанию нрава на информацию рассматривается в главе настоящего учебника «О праве на информацию». Здесь важно затронуть некоторые общие вопросы, связанные с пониманием легитимного оформления гражданина и че­ловека как субъекта отношений в информационной сфере. Открывается немало особенностей в этой области по срав­нению с общетеоретическими представлениями о право­субъектности физического лица.

Например, общая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. Полная дееспособность на­ступает во всех отраслях права с 18 лет. Правоспособность, означая предусмотренную правом способность лица иметь субъективные права и обязанности, реализуется в процес­се правосубъектности и дееспособности, выраженных в его правовом статусе. Большинство отраслей законодательства используют в этой связи категории, означающие реальное выражение «своей воли» и «способности исполнять обя­зательства». Такая конструкция, скорее всего, касается гражданско-правовой дееспособности и деликтоспособности - нести правовую ответственность за правонаруше­ния. Но и дееспособность малолетних наступает поэтапно, но мере достижения ребенком определенных рубежей воз­раста: 6, 14, 18, 21 год (об этом пишет профессор А. М. Неча­ева).

Однако есть несколько ситуаций, когда право лица на­ступает до его рождения. Это наблюдаем в странах, где запрещены аборты. Это же происходит и с правом насле­дования, которое может действовать еще до рождения ре­бенка. Проблема гарантии права на информацию, на за­щиту от вредного информационного воздействия на плод еще не родившегося ребенка может быть отражена в нормах информационного права. Право на доступ к завещанию, которое было составлено на имя ребенка, не родившего­ся еще к моменту составления и вступления в силу доку­мента, должно осуществляться уполномоченными лицами в соответствии с защитой нрав, принадлежащих адресату завещания. Право на защиту здоровья матери в период де­крета от вредных воздействий, в том числе и от вредной ин­формации, может рассматриваться в ряду гарантий права на здоровье матери и ребенка и одновременно действовать как ограничение для субъектов, ответственных за создание соответствующих условий.

Ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реали­зовать право на доступ к информации в период дошкольно­го и школьного воспитания и образования. Книги, аудио-и телепередачи, доступные для него с согласия родителей или без такого согласия, формируют его информационное поле. Задача права — создать такие гарантии при этом, что­бы оградить ребенка от нежелательного информационного воздействия и обязать ответственных лиц (родителей, пер­сонал дошкольных учреждений, начальной школы) обеспе­чивать необходимые условия для здорового информацион­ного развития ребенка. В связи с этим на парламентских слушаниях в Государственной Думе, состоявшихся в июле 2008 г., был обсужден большой спектр вопросов об инфор­мационном обеспечении нравственного и патриотического воспитания детей, об их защите от вредного воздействия в информационной сфере.

При реализации прав в области информации надо иметь в виду п. 2 ст. 26 ГК РФ, согласно которому несовершен­нолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятель­но, без согласия родителей, усыновителей и попечителей: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией или ины­ми доходами (приобретать печатные издания, аудиопро­дукцию, иные объекты информационных ресурсов); 2) осу­ществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного результата интел­лектуальной деятельности, т.е. создавать информационную продукцию; 3) иметь электронную карту при распоряже­нии своим вкладом в кредитном учреждении. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки, получать телефонные услуги, выходить в Интернет с согласия родителей и совершать иные действия, за по­следствия которых согласно ст. 28 ГК РФ ответственность несут их родители.

Можно сказать, что гражданин с момента своего рожде­ния находится в различных формах контакта с информа­ционным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию и кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация рождения, получение паспорта, регистрация но месту постоянного жительства и месту пребывания, оформление жилищно-коммунальных услуг, прикрепление к учреждениям здра­воохранения и получение страхового полиса, решение во­просов пенсионного обеспечения и т.д. — все это действия, которые порождают определенные документы и создают блоки документированной информации, определяющей статус гражданина.

При этом стоит критически отнестись к определению гражданина как «отдельного лица, которое не находится в устойчивых правовых отношениях», в устойчивых орга­низационных связях, не является членом определенного коллектива. Речь можно вести об отсутствии служебных, деловых, производственных связей, в которых гражданин обретает специальный статус и определенные права и обя­занности в информационной сфере. Но было бы неточно сказать, что гражданин как субъект, не работающий и не свя­занный с какой-либо конкретной организацией, находится вне связи с государством. Государство тоже организация, представляемая системой разных органов и должностных лиц. Гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополити­ческих, административно-территориальных, культуроло­гических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с информа­ционным фоном потребностей этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные ин­ституты демократии, тем прочнее связи гражданина с госу­дарством, государственной организацией.

Этот сюжет затрагивает давний спор в административ­ном праве. Он связан с признанием гражданина субъектом административного права и его правомочиями как активно­го участника этого круга отношений. Гражданин — не толь­ко «объект» опеки со стороны права, субъект, к которому обращены правопритязания в результате нарушений норм права, но и равноправный субъект, инициирующий и по­рождающий ряд отношений, которые обязывают органы государственной власти реализовать свои властные полно­мочия. К сожалению, за последние годы внимание к этой стороне дела в науке ослаблено.

Надо отдать должное постановке вопроса Д. Н. Бахрахом, который рассматривает категорию индивидуальных субъектов через призму трех административных произ­водств: административной опеки, статуса жителей террито­рий с особым режимом, разрешительной системы.

Но заметим, что информационная правосубъектность гражданина не связана только с экстремальными ситуа­циями, а является постоянной, прочной именно на основе гражданства конкретного лица или его законного пребыва­ния на территории государства без гражданства. Информа­ционная среда, формирующаяся в пределах общего и специ­ального статуса гражданина (ребенок, пенсионер, инвалид и т.п.), подлежит защите со стороны государства, а свои права в сфере информации каждый может реализовать в соответствии со своим статусом и в рамках действующего законодательства.

Реализуя свою правоспособность и дееспособность, граж­данин приобретает специальные административные стату­сы, и это создает дополнительные возможности, равно как и ограничения для статуса информационного. Естественно, что служащий, работник государственного или частного предприятия, должностное лицо, человек свободной про­фессии приобретают дополнительные информационные характеристики, права и обязанности в связи с профилем их социально значимой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.