Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на информацию юридических лиц и других хозяйствующих организаций




Закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ относит к числу пользова­телей таких субъектов, как организации, являющиеся юри­дическими лицами, и общественные объединения. Судя но формуле «организации (юридические лица)», организа­ции без статуса юридического лица к пользователям не от­носятся или приравниваются полностью к категории «граж­данин (физическое лицо)». Специальной статьи о правах юридических лиц и иных организаций, включая и учрежде­ния негосударственного сектора, в этом Законе нет. Однако ст. 13 все же содержит нормы, которые позволяют отнести их к этой категории субъектов-пользователей. Имеем в виду п. 3, 4 ч. 1 ст. 13. В них указано на необходимость размеще­ния в сети Интернет информации: об участии государствен­ного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, вклю­чая официальные тексты соответствующих международных договоров РФ, и других мероприятиях органов публичной власти; о состоянии защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, что, по нашему мнению, необходимо для приня­тия соответствующих решений организациями, имеющими отношение к данной проблеме. Еще один пункт этой статьи важен преимущественно для организации работы с инфор­мационными ресурсами. Это п. 5 ч. 1, в котором говорится об информации о результатах проверок, проведенных госу­дарственным органом, его территориальными органами, ор­ганом местного самоуправления, подведомственными орга­низациями в пределах их полномочий.

Институт права на информацию требует нормативного обеспечения права юридических лиц - различных хозяй­ственных и нехозяйствующих (коммерческих и неком­мерческих) организаций. Сфера деятельности и правовой статус организаций, выступающих в качестве юридических лиц в процессе производства, участия в рыночном оборо­те, в коммерческой и финансовой области, определяет их права и обязанности в области производства, получения и использования информационных ресурсов. В ст. 8 За­кона об информации установлено, что «организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а так­же информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организа­цией своей уставной деятельности». Это в принципе пра­вильно. Однако стоит обратить внимание на то, что эта нор­ма не распространяется на хозяйствующие организации, не являющиеся юридическими лицами, а их в стране вели­кое множество в числе малых форм предпринимательства. Здесь необходима координация с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Лю­бая организация имеет право на получение информации по кругу своей деятельности от государственных органов. Эта информация связана с правилами образования органи­зации (регистрационный, разрешительный, лицензионный порядок); с налаживанием своей собственной информаци­онной (производственной) базы — технологии; с ведением деловой, служебной информации (учет, отчетность, от­ношения договорные, контрактные и т.п.); с обеспечением контрольной деятельности со стороны государства и предо­ставлением своей информации государственным органам по установленным правилам; с обеспечением безопасности своей деятельности — производственной и личной. Здесь прежде всего имеется в виду ознакомление с действующим законодательством, знание подзаконных нормативных, индивидуальных актов органов государства относительно конкретной сферы деятельности; знания экономические, технические, маркетинговые и т.д. Это проблема доступа и соблюдение правил открытости, платности или бесплат­ности информации для реализации определенной деятель­ности. Принятие Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ в известной мере снимает эти вопросы, так как уравнивает права орга­низаций и граждан в этом отношении.

Федеральный закон о развитии малого и среднего пред­принимательства впервые уделил внимание проблеме информационной поддержки этого сектора экономики. Инфраструктура информационной поддержки в данном случае должна выстраиваться на основе специальных фе­деральных, региональных и территориальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Она реализуется в разных формах информационного обеспече­ния, инновационных процессов на базе информационных технологий, в консультационной поддержке этой части хо­зяйствующих субъектов.

Совсем мало внимания уделяется в научном и приклад­ном плане вопросам информационных прав и обязанностей крупных корпоративных организаций и различных холдин­гов, а также различных экономических и финансовых кла­стеров. Но именно на этом уровне могут быть заложены основы информационной поддержки предпринимательства на более низком уровне, основы так необходимой стандар­тизации в информационной сфере.

Достаточно острым является вопрос о правах на инфор­мацию некоммерческих общественных неправительственных организаций, реализующих право на информацию и в форме их частных интересов, и в форме структур публичного пра­ва. Рассматривая проблему юридических лиц публичного права, В. Е. Чиркин уделил большое внимание этим фор­мам организаций1. Таких организаций насчитывается более полумиллиона. И они принимают активное участие в ин­формационном обеспечении своей собственной частной и публичной деятельности. Но еще большее значение имеет аспект деятельности таких организаций в качестве инфор­мирующих население по разным аспектам общественной и личной жизни граждан. Этот вопрос один из малоиссле­дованных и требует внимания в правовом аспекте реализа­ции права на информацию.

Особое место в системе юридических лиц занимают те, деятельность которых ориентирована на непосредственное участие в процессах информатизации. Это информаци­онная поддержка разработки программного продукта, его реализации, обеспечение услуг через системы связи или системы информации. Здесь важно правильно реализовать решения по организации, развитию и деятельности техно­парков и специализированных информационных центров. О специализированной информационной деятельности и о правовом статусе субъектов этой сферы мы уже говори­ли. У таких организаций особый правовой статус и правила производства, генерации информации и информационных ресурсов. В их деятельности возникают и реализуются про­цессы, требующие специального правового регулирования. Но эта сторона дела затрагивает и права пользователя ин­формацией.

В секторе разработки и распространения программного продукта в настоящее время заняты сотни тысяч програм­мистов и тысячи организаций-посредников. Этот участок требует особого внимания, ибо он связан с формированием технической основы информационного общества в России и его включения в мировое информационное пространство. Здесь не только правовые нормы, определяющие порядок деятельности, статус этих организаций, их права и ответ­ственность. Здесь и масса стандартов и технических усло­вий, связанных со стандартизацией продукции, установ­лением правил выхода на рынок и т.п. Стандарт — также форма ограничения права отдельного субъекта и всех вме­сте. Определение обязательности и необходимости стан­дартов в области информатики — задача закона.

Проблемой является и регистрация информационного про­дукта. Не все производители и авторы понимают ее значение для защиты их прав при передаче, использовании продукта, при оценке объекта информационной системы, выдаче серти­фиката, при осуществлении функций хранения информации. При этом судьба баз данных, информационных систем, ката­логов, картотек справочного характера, служебной и деловой информации, а также права собственника, владельца, пользо­вателя такой информации остаются неурегулированными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.