Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на информацию органов государственной власти и органов местного самоуправления




 

Действующее законодательство уделяет много внима­ния обязанностям предоставления информации гражданам и организациям органами государственной власти и дру­гими органами публичного характера. Однако правил, со­гласно которым сами органы государственной власти, ор­ганы местного самоуправления, другие публичные органы могут и должны получать необходимую им информацию и разумно ею распоряжаться, нет. Частично эти вопросы затрагиваются в положениях о конкретных органах, в их регламентах, но полного правового порядка в этом отноше­нии не существует. Peгулируются отдельные фонды инфор­мации в качестве государственной информации, но и здесь отсутствует четкая концепция и порядок ее реализации.

Много правовых проблем связано и с обеспечением прав и обязанностей органов государственной власти в области информационных процессов. Признание документирован­ной упорядоченной информации информационным ресур­сом ставит перед государственными органами, во-первых, задачу по созданию своих информационных систем и уста­новлению порядка обеспечения собственной деятельности с учетом их правового статуса, а во-вторых, задачу по опре­делению прав и обязанностей в создании соответствующей материальной базы для органов, которые специально ори­ентированы на сбор, обработку и использование информа­ции, причем не только для обеспечения своей собственной деятельности. Более остро стоит вопрос об интегрирова­нии различных видов информации для выработки государ­ственных решений, определения политики и реализации общегосударственных функций и функций субъектов РФ по управлению развитием регионов, по обеспечению меж­региональных и межгосударственных отношений как в пре­делах России, так и в международном масштабе.

Стратегия национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, является основой для конструктивно­го взаимодействия органов государственной власти, орга­низаций и общественных объединений в целях защиты на­циональных интересов России и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Особое внимание в дан­ной Стратегии уделено средствам обеспечения националь­ной безопасности, которые включают: технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе телекоммуника­ционные каналы, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах но ее укреплению.

Главное внимание нормативного регулирования инфор­мационных полномочий государственных и иных публич­ных структур сосредоточено на обязанностях этих субъектов (и преимущественно органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления) создавать условия для обеспе­чения гарантий нрав граждан и юридических лиц на инфор­мацию. Часть 5 ст. 8 Закона об информации предписывает следующее: «Государственные органы и органы местного са­моуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, за­конами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Это, безусловно, обязывает названные органы создавать соответствующие нормативные акты по вопросам поряд­ка предоставления необходимой информации гражданам и иным субъектам информационного права.

Ряд вопросов этого плана решается в связи с регули­рованием проблем через институт «электронного прави­тельства»1. И все же вопрос об аккумуляции информации в ресурсах государства и его органов власти решен не пол­ностью. Формируемые государственные информационные системы, о чем сказано в соответствующей главе учебника, должны быть в таком состоянии, чтобы обеспечивать ис­полнение государственных функций и функций публичного управления с наибольшей эффективностью. Однако многие информационные системы пока выполняют функцию уче­та, инвентаризации тех или иных ресурсов и мало внимания обращают на то, как эти ресурсы используются с учетом прав на них соответствующих субъектов. Например, Фонд геологической информации осуществляет инвентаризацию разных видов информации по определенной номенклатуре. Но нет учета того, кто имеет право на эту информацию, ее авторской принадлежности и других признаков, что спо­собствует бесконтрольному ее распространению.

Шагом к восполнению пробелов в законодательстве о праве органов государственной власти и органов местно­го самоуправления мог бы стать федеральный закон об ин­формационном взаимодействии этих органов между собой и с другими субъектами. Такой закон должен быть ориен­тирован преимущественно на информационное обеспече­ние функциональной деятельности этих органов в процес­се решения государственных задач, создавая легитимную и материальную основу для реализации субъективных прав организации и физических лиц. Проекты таких законов на­чинают разрабатываться в субъектах РФ.

В связи с остротой проблемы информационного обеспече­ния органов государственной власти важно обратить внима­ние на меры, принимаемые по подготовке проектов программ, связанных с упорядочением правовой информации (с право­вой информатизацией) в системе органов исполнительной власти, с информатизацией органов государственной власти субъектов РФ. В этом направлении в последнее время рабо­та оживилась. Тема права на такую информацию и другие наиболее важные массивы информационного ресурса, необ­ходимые для поднятия правовой и социальной культуры на­селений, гарантий получения знаний и воспитания человека, должна быть отражена и в законе о праве на информацию.

Еще один уровень решения вопроса о праве на информа­цию связан с правом государства как субъекта внутригосу­дарственных, а также межгосударственных отношений.

Решение проблемы права на информационные ресурсы и информационное обеспечение применительно к такому субъекту, как государство, в целом основывается на инсти­тутах суверенитета и прав собственности и интеллектуаль­ной собственности, которые реализуются через институции международных контактов и участия государства в реше­нии планетарных и глобальных региональных проблем. На фоне развития процессов информатизации и формиро­вания информационного общества проявляется недостаточ­ность уже имеющихся ресурсов регулирования отношений на этом уровне.

Упорядочение отношений, касающихся ответственности за ведение определенных информационных ресурсов, бази­руется на положениях ст. 71 Конституции. В пункте «и» этой статьи говорится об информации, находящейся в ве­дении Российской Федерации. Это означает, что в ведении субъектов РФ также находится определенная часть инфор­мации и систем связи. Законы 2006 г. и 2009 г. снимают это сомнение, так как прямо говорят об информации государ­ственных и муниципальных органов. Это дало основание в Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об инфор­мации, информатизации и защите информации» поставить и нормативно оформить положение о государственной соб­ственности на информационные ресурсы и подразделить их на федеральные, ресурсы субъекта РФ и ресурсы, на­ходящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 7). Но такой нормы, весьма важной для упорядочения информационных ресурсов, в ныне действу­ющем Законе об информации нет.

Проблемой, требующей урегулирования на уровне пра­ва на информацию, является и проблема Интернета в плане представления во Всемирной сети официальной и иной ин­формации органов государственной власти и местного са­моуправления, а также использования информации из это­го источника для государственных нужд. Самостоятельного исследования заслуживает и тема юридической защиты права на информацию.

Рассматривая все аспекты правового оформления пра­ва на информацию, приходим к выводу, что институт права на информацию представляет собой самостоятельный ком­плекс нормативных правовых актов и практики их реализации. В данном случае затронуты только вопросы формирования законодательного оформления этого института. Практика же реализации тесно связана с направлениями инновационных процессов во всех сферах жизни общества, и именно эта сторо­на дела обеспечивает жизнеспособность и реальность данного института информационного права. Проблемы процессов ис­пользования информационных ресурсов и информационных технологий рассматриваются в гл. 3 и 4 учебника.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему право на информацию является важнейшим институ­том информационного права?

2. Как определяется право на информацию?

3. Каковы субъекты права на информацию?

4. В чем заключается конституционная основа права на информа­цию?

5. Как отражена тема права на информацию в Законе об инфор­мации?

6. Из каких компонентов формируется институт права на инфор­мацию?

7. Нужен ли закон о праве на информацию?

8. Как обеспечивается право доступа к информации граждан и других субъектов права?

 

 

Литература

 

1. Бонисар, Д. Свобода информации и доступ к правитель­ственным документам. Обзор законодательства по досту­пу к информации в мире / Д. Бонисар. — М., 2004.

2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // РГ. - 2009. - 21 янв.

3. Павлов И. 10. Право граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и су­дебная практика его защиты / И. Ю. Павлов // Теорети­ческие проблемы информационного права. — М.: ИГП РАН, 2006. - С. 135-146.

4. Права человека и процессы глобализации современного мира: колл. монограф. / под ред. Е. А. Лукашовой. — М., 2005.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об инфор­мации, информационных технологиях и о защите инфор­мации»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.

6. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспече­нии доступа к информации о деятельности государствен­ных органов и органов местного самоуправления»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.


 

Глава 9 Институт правового режима информационных ресурсов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.