Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим информационных ресурсов




Информация как предмет отношений различных субъ­ектов является объектом внимания отраслей публичного н частного права. Многие вопросы информации информационных ресурсов являются объектом норм международ­ного права. Это легко прослеживается на институте права на информацию, который освещается в гл. 8 учебника.

Что касается информационных ресурсов или их от­дельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим, и применяется он к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция относит к ведению Российской Федерации такие отрасли права, как граждан­ское, уголовное и др. Административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это пример режима в области законотворчества. Наиболее распространен этот институт в административном праве. Большое внимание этому ин­ституту уделил в своих работах Д. Н. Бахрах. Уже в учеб­нике по административному праву 1993 г. он определил административно-правовой режим как «определенное сочетание административно-правовых средств регулиро­вания, опосредованное централизованным порядком, им­перативным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по свое­му статусу занимают юридически неравные позиции...». Здесь по существу речь идет о режиме административно-правового метода регулирования применительно к отрасли права, идеологи которой считают, что административно-правовые отношения строятся на неравенстве нрав госу­дарственных органов власти и других субъектов, которые обязаны выполнять предписания исполнительных органов власти, действующих от имени государства.

Но когда этот институт применен к конкретным об­ластям отношений, то главным становится императивное установление определенного поведения всех субъектов в этой предметной области. Напомним о режиме границы, о режиме чрезвычайных ситуаций. Применительно к раз­личного рода ресурсам (земля, недра, леса и др. природные ресурсы) могут устанавливаться определенные правовые режимы.

В Словаре административного права, изданном в 1999 г., правовой режим определен как «нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуа­ции)». В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт право­вого режима дает характеристику предмета отношений. Этот институт применим и к информационным ресурсам.

В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об ин­формации, информатизации и защите информации» со­держалась специальная гл. 2. «Информационные ресурсы», а в ст. 4 «Основы правового режима информационных ре­сурсов» были установлены две важные правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информа­ционных ресурсов. Одна из них устанавливала включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Рос­сийской Федерации. Вторая определяла состав, структуру правового режима этого ресурса. При этом были сформу­лированы нормы, которые устанавливали четыре обяза­тельных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и не может получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов но поводу конкретных объектов данного ресурса.

В состав правового режима включались нормы, которые устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информаци­онных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой защиты информации.

Закон содержал ряд статей, которые в общей форме раскрывали содержание каждого требования правового режима, что не исключало наличия специальных законов или иных нормативных актов, которые бы формулировали требования в соответствии со ст. 4 этого базового закона. На основе этих норм за годы действия первого российско­го закона об информации многие субъекты сформировали свои ресурсы и продолжают их пополнять и использовать. Несмотря на то что в новом Законе об информации этих норм нет, остановимся на краткой характеристике каждой позиции правового режима информационных ресурсов. Это важно еще и потому, что за три года применения За­кона об информации накопилось много вопросов, которые не могут быть разрешены без детального правового регули­рования этой проблемы на федеральном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.