Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие нормативной основы формирования и использования информационных ресурсов




Правовой режим открытой информации

В структуре проблем правового регулирования режима информации по доступу важнейшее место занимает вопрос о свободе доступа к информации и легитимном определе­нии открытой информации.

Эта проблема решается двумя путями. Первый связан с включением в законодательство норм о свободе инфор­мации и ее ограничении исключительно на основе закона. Второй путь реализуется через включение норм о запрете относить определенные виды информации к категориям ограниченного доступа. Так, в ч. 4 ст. 8 Закона об информа­ции указано, что не может быть ограничен доступ к: 1) нор­мативным правовым актам, затрагивающим нрава, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавлива­ющим правовое положение организаций и полномочия го­сударственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) инфор­мации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и ар­хивов, а также в государственных, муницнпачьных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и орга­низаций такой информацией; 5) иной информации, недо­пустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Перечень ограничений по отнесению сведений к кате­гории государственной тайны содержится и в Законе о го­сударственной тайне. Об этом более подробно будет рас­сказано в главе учебника, посвященной информационной безопасности. Самостоятельно будет рассмотрен и вопрос о защите информации с учетом уже обозначенных характе­ристик правового режима информационных ресурсов и от­дельных видов информации.

 

Рассмотренные основные положения базового Закона об информации не исчерпывают проблемы регулирования отношений в области формирования, сбора, хранения, ис­пользования информационных ресурсов различных субъ­ектов, обладающих правом на информацию. Предстоит большая работа по регулированию отношений, связанных с отдельными видами информационного ресурса страны. Мы уже говорили о сложностях разграничения права соб­ственности на ресурсы федерального ведения и ведения субъектов РФ. Субъекты РФ активно формируют свои региональные системы информационных ресурсов и, есте­ственно, хотят ими продуктивно распоряжаться. На этой основе развивается законодательство субъектов РФ в об­ласти регулирования информационных ресурсов. Напом­ним о законе Ханты-Мансийского автономного округа, который так и называется «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа Российской Фе­дерации». Он принят в 1998 г. и успешно действует уже много лет. С учетом изменившихся обстоятельств в на­стоящее время в этом субъекте РФ ведется работа по под­готовке новой редакции этого закона. Подобные законы приняты в Воронежской области, проекты таких законов обсуждаются законодательными органами Москвы, Мо­сковской области, других субъектов РФ. На состоявших­ся в декабре 2009 г. парламентских слушаниях по вопросу о законодательном обеспечении создания и ведения еди­ных государственных информационных ресурсов много было сказано о том, что и как должно быть преобразова­но в структуре государственных информационных услуг, а также приведены факты локальных решений вопросов о введении электронного оборота документов. В част­ности, отмечен опыт Республики Татарстан. Например, введение в этой Республике в действие государственной системы телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тыс. бюджетных учреждений и более 900 муниципаль­ных образований, позволило создать систему электронно­го документооборота. Свыше 8,5 тыс. служащих работают в системе межведомственного электронного документо­оборота. Члены Правительства Татарстана рассматрива­ют документы преимущественно в электронной форме, используя специальные «мобильные офисы». Эти офисы используются и для дачи голосовых и рукописных пору­чений. По сообщению заместителя председателя Комите­та Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи В. Л. Горбачева, в этой Республике все должностные лица бюджетных учреждений имеют электронную цифровую подпись и сдают всю налоговую и пенсионную отчетность в элек­тронном виде. Более 200 тыс. пользователей являются по­сетителями сайтов в составе единого портала Правитель­ства Татарстана. Это лишь один пример. Есть и другие. Но до создания единой системы государственных инфор­мационных ресурсов еще необходимо сделать немало.

Закон — не единственная форма обеспечения норматив­ного регулирования отношений в области формирования и использования информационных ресурсов. На основе за­кона разрабатываются пакеты или блоки нормативных ак­тов, которые регламентируют порядок осуществления той или иной процедуры или операции с информационными ресурсами. Так, на основе и во исполнение закона Ханты-Мансийского автономного округа разработан и проходит апробацию ряд документов, в их числе положения: о пра­вилах ведения Государственного регистра населения, о ре­естре юридических лиц, о Единой системе информацион­ных ресурсов округа и др. Существуют правовые акты отдельных федеральных органов исполнительной власти о порядке работы с информацией. Например, в системе Федеральной налоговой службы России. Еще ожидают своего решения вопросы о правовом режиме служебной информации, о служебной тайне, а также другие пробле­мы, связанные с уточнением правового режима отдельных видов информации.

 

Контрольные вопросы

1. Какие ресурсы относятся к информационным?

2. Где и в каком составе нормативно определены основные пара­метры правового режима информационных ресурсов?

3. Что вы знаете о документировании информации? Каково место электронных документов в структуре информационных ресур­сов?

4. Как решаются вопросы собственности на информационные ре­сурсы в российском праве?

5. Как сформирована структура законодательства об информации ограниченного доступа?

 

Литература

 

1. Почило, И. Л. Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ / И. Л. Бачи­ло // Информационные ресурсы России. — 1999. — № 1.

2. Бачило, И. Л. О праве собственности на и информационные ресурсы / И. Л. Бачило // Информационные ресурсы России. - 1997.-№ 4.

3. Информационные технологии: инновации в государ­ственном управлении / под ред. Е. В. Алферовой, И. Л. Бачило. - М.: ИГП ИНИОН РАН, 2010.

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федераль­ных органах исполнительной власти»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2009. - № 25. - Ст. 3060.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об инфор­мации, информационных технологиях и о защите инфор­мации»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.


 

Глава 10 Практические вопросы документа, документооборота в условиях информатизации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.