Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факты и факторы информационной сферы




Категория «факторы» в социальной сфере не имеет чет­кого определения. Воспользуемся определением авторов ра­боты «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, которые пишут, что факторы (Factors) — скрытые переменные, по­лучающиеся при обработке данных посредством факторного анализа. В свою очередь, «факторный анализ» этими автора­ми определен как статистическая процедура, используемая для определения скрытых психологических переменных, для идентификации основополагающих черт структуры индиви­дуума. Сказанное относится к сфере психологии личности. Заметим, что многие позиции исследования личности могут быть перенесены и адаптированы к сфере психологии со­циума и его составляющих в связи с тем, что в основе любой конструкции общества находится его главная константа — человек. Это подтверждается, например, работами крупней­шего российского социолога О. И. Вершинской, а также ис­следованиями Е. Л. Вартановой.

Галактика инфосферы, отражаемая и в Интернете, вы­светила факты развития информационного общества, уси­лия и просчеты политики разных государств в этой обла­сти, связь социальных реальных характеристик общества с фактами информационного неравенства, информационно­го голода и расширение пространства и форм его утоления, причины информационной дифференциации — социаль­ных дистанций в информационной сфере. Главное — выяв­ление связи информационной среды (в известной мере вир­туальной) с реальными условиями жизни людей и поиском путей к снятию конфликтов и противоречий, тормозящих развитие общества.

Напомним, что под информационным обществом по­нимается такое общество, в котором реализуются функции информирования — доведения необходимой информации до всех пользователей; функция хранения и распростра­нения знаний, а также обучения использованию знаний в целях прогрессивного, поступательного развития обще­ства. Это может быть достигнуто лишь при участии всего общества в названных направлениях. Проблема в том, что информация может использоваться как в позитивных, так и в негативных, противозаконных, безнравственных целях. Задача структур гражданского общества — воздействовать активно на процессы демократизации, социализации, за­конности, гуманизации общества. В этом неразрывная связь гражданского, социального, правового, демократического состояния общества и информационной его характеристи­ки с учетом всех названных и иных индикаторов современ­ной цивилизации.

Тема факторов, влияющих на состояние информатиза­ции, преодоления информационного неравенства и связи этих условий с развитием гражданского общества рассма­тривается в работе А. В. Короткова о государственной по­литике в области развития информационного общества1. По его мнению, на расслоение общества влияет множество факторов: история страны и ее взаимоотношений с окру­жающими государствами, состояние экономики и особен­ности политической системы, природно-климатические условия и ментальность населения. Отмечено значение изучения различий между городом и деревней, людьми физического и умственного труда, философами, политоло­гами, социологами, экономистами и лицами других специальностей. Но справедливо сказано, что до сих пор большое внимание уделялось технократичности и психометричности при выявлении факторов, воздействующих на челове­ка. Это приводило к тому, что информационное общество представало «как отличное от традиционного общества. Эти "параллельные" миры — общество и информационное общество — в концепциях ученых были как бы каждый сам по себе, информационное общество стояло в стороне от со­циальных взаимодействий»1.

Проблема факторов затрагивалась и в правовых иссле­дованиях, где взаимодействие государства и иных структур гражданского общества выражалось в модели приорите­та государства, т.е. его системы власти. Это определило подход к теме «государственность» общества и выявления условий и факторов информатизации, определяющих вза­имодействие органов государственной власти и иных фак­торов общественной жизни. В данном случае напомним весьма полезный подход к пониманию условий развития общества, в котором еще в XIX в. М. М. Сперанский опре­делял состав сил государства как: 1) силы физические или личное каждого члена, государство составляющего; 2) силы промышленности или народного труда; 3) силы народного уважения пли чести. Он отмечал, что других сил вообра­зить невозможно. Подчеркнем и сегодня, что события по­следних лет коснулись всех этих сил. И, быть может, более всего сил личных — прав человека, «сил уважения и чести» каждого человека и всего сообщества, объединяемого Рос­сийским государством.

Для исследования факторов важно обратить внимание на различия в таких категориях, как «условия» и «факто­ры». Условия предполагают состояние стартовых и более устойчивых исходных ресурсов развития общества на каж­дом этапе. Факторы же представляют такие переменные, которые необходимо учитывать как в стратегических, так и в ситуационных решениях.

Об условиях развития информатизации сказано доста­точно. К ним относим такие условия, как развитие ИКТ в качестве отрасли, создающей средства информатизации, то, что относим к hard и soft основ инфраструктуры инфор­матизации — компьютеры, средства связи, программы для ЭВМ и т.п. В этой части условий развития информатизации также присутствует переменность, она зависит от темпов изменения научных и технических изысканий и введения их в систему рынка и потребления. В отраслях ИКТ дей­ствуют и условия, и факторы, характеризующие состояние экономики и управления ею в целом1. В статье «Будущее Запада в будущем России» академик РАН Д. С. Львов об­ращает внимание на такие факторы, которые препятствуют сближению интересов разных групп населения, снижению уровня управляемости, а также на ряд условий и факторов, связанных с расслоением населения по уровню доходов, на­растанию бедности и др. Важно, что он указывает на рассло­ение регионов но ряду признаков. Например, инвестиции на душу населения по регионам России достигают разрыва в 15G раз, в то время как аналогичные показатели у стран ЕС не более чем в 8—10 раз. Это говорит о том, что фактор как явление переменное и необязательное может перерас­тать в условие, что он имеет еще более существенное значе­ние для наблюдаемой и управляемой сферы.

К факторам скорее относим такие обстоятельства, кото­рые исходят от среды, непосредственно не связанной с ИКТ. И они могут быть как внутренними, так и внешними отно­сительно сферы или области информатизации. Например, внешними могут быть факторы, исходящие от уровня разви­тия Интернета, состояния международного регулирования информационной сферы, структуры и состояния инфор­мационных угроз от внешней сферы по отношению к ин­формационной среде конкретного государства или иного субъекта. Внутренние факторы развития информатизации связаны, например, с системой и порядком финансирова­ния данной области, состоянием подготовки кадров, обслу­живающих информационную сферу деятельности, прежде всего разных видов операторов, а также специалистов в об­ласти «электронного государства» и составляющих компо­нентов по информатизации отдельных направлений: «элек­тронного правительства», «электронного региона» и т.д. К внутренним факторам информатизации в определенном государстве относятся и такие показатели, как соотношение потребностей и возможностей практического использования существующих ресурсов информатизации. Здесь рабо­тает фактор имущественного неравенства отдельных групп населения. Д. С. Львов указывает на недооценку оплаты труда в науке, в создании и использовании в инновациях интеллектуальных продуктов, в том числе информацион­ных технологий. Это определяется и такими условиями, как наличие средств связи, различиями в языке, на котором пользователь может получить информацию, и тем языком, которым он владеет, достаточностью экономических средств для приобретения услуг, уровнем информационного нера­венства. Как видим, факторы могут быть как объективны­ми, так и субъективными. Например, огромное значение имеет язык, которым владеет пользователь. Если он не зна­ком с языками, используемыми в Интернете, то совершенно ясны последствия. Глобальными становятся такие факторы, которые объединяют внешние и внутренние обстоятельства либо постоянного, либо временного характера. Например, кризис 2008—2009 гг. охватил все сферы жизни общества и, естественно, повлиял на состояние информационных про­цессов. Факторы информационного неравенства, социаль­ного неравенства населения нашей планеты, противостоя­ния насилию и войнам — остаются для информационного общества пока постоянными, длящимися.

Есть ряд факторов, которые влияют на общее состояние информатизации в определенном пространстве. И, как пра­вило, они касаются и внешних, и внутренних обстоятельств развития и функционирования компьютеризации и инфор­матизации в целом. К таким факторам следует отнести те, которые связаны с выработкой и реализацией определен­ной политики государства, с наличием и степенью разви­тости информационного законодательства, что лишний раз подчеркивает роль государственной власти в области под­держки и развития информатизации и формирования ин­формационного общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.