Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние факторы укрепления информатизации общества




О подходе к выявлению факторов в сфере информатизации и правового регулирования их взаимодействия

Методологии выявления и учета факторов, содейству­ющих и препятствующих развитию информационного гражданского общества, пока нет. Однако некоторые осно­вы для этого закладываются. Российские специалисты, выделяя главные компоненты цифрового неравенства, называют: доступ к ИКТ, готовность к их использованию, информационно-функциональное наполнение национальных информационно-коммуникативных ресурсов. Для сравления приведем сведения о том, что эксперты США выделяют три фактора, важных для снятия информационного неравенства: экономических, образовательный, рассовый.

Методология выявления факторов для каждой институции гражданского общества, по нашему мнению, требует учета четырех параметров. К ним отнесем:

1) перечень наблюдаемых структур гражданского общества – «субъектов гражданского общества» по терминологии ООН; 2) наиболее важные факторы;

3) функциональную область воздействия; 4)правовую реакцию на наличие о содержание фактора.

 

 

Задача освещения формирования международных ме­ханизмов по развитию информационного общества рас­смотрена авторами книги «Государственная политика Рос­сийской Федерации в области развития информационного общества». Специальная глава «Международное сотрудни­чество и интеграция России в глобальное информационное общество» посвящена основным формам и структурам ООН, действующим в этой области.

Ключевые международные организации, работающие в глобальном масштабе по вопросам информационного об­щества, включают:

1) рабочую (целевую) группу ООН по информационно-коммуникационным технологиям (образована в 2001 г.);

2) экспертную группу по информационно-коммуника­ционным технологиям;

3) глобальный альянс по информационно-коммуника­ционным технологиям и развитию, который заменил ис­черпавшую свой мандат группу ООН по информационно-коммуникационным технологиям в 2005 г.

Главные задачи целевой группы ООН были следующи­ми:

а) содействие в использовании потенциала ИКТ для продвижения согласованных в международном масштабе целей развития, изложенных в Декларации тысячелетия (ИКТ будут служить мостом между различными общества­ми);

б) проведение глобального форума по вопросам объеди­нения ИКТ в программы развития и проведение субрегио­нальной, региональной и международной политики в ин­тересах прогресса в цифровой сфере для эффективного участия всех стран в решении международных проблем;

в) расширение совместных усилий организаций ООН в интересах развивающихся стран с переходной экономи­кой;

г) исследование партнерства общественного, частно­го, некоммерческого характера, институтов гражданского общества в контексте новых моделей лидерства и сотруд­ничества с целью преодоления цифровой разрозненности и использования ИКТ для всеобщего развития.

Курсивом выделены ключевые слова для уяснения вни­мания этой структуры ООН к проблемам гражданского общества, жирным шрифтом — указание на новые модели взаимодействия субъектов международного сотрудниче­ства. Эти две позиции имеют большое значение для форми­рования и понимания сути факторов, которые проявляются в процессах реализации поставленных задач.

Авторы работы о государственной политике в области развития информационного общества в России обобщенно определили направления работы этой группы ООН по пяти направлениям:

1) политика и управление в сфере ИКТ (помощь в вы­работке внутренней политики в разных странах и коорди­нация);

2) национальные и региональные электронные страте­гии;

3) развитие ресурсов человека;

4) недорогой доступ и подключение к глобальной ин­формационной сети;

5) развитие электронной экономики в развивающихся странах.

Россией было инициировано создание в 2002 г. Регио­нальной сети целевой группы ООН для Европы и Цен­тральной Азии. Создано два секретариата структуры по ИКТ (UN ICT NF Eu Cas) в Женеве и Москве (на базе Дирекции Партнерства для развития информационного общества в России).

Целевая группа ООН по информационно-коммуника­ционным технологиям участвовала в подготовке Женевского и Тунисского этапов Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу и провела множество реги­ональных встреч и конференций. В настоящее время Гло­бальный альянс по информационно-коммуникационным технологиям и развитию ориентирован на ряд направле­ний работы. Отметим два, затрагивающих проблемы фор­мирования гражданского общества. Первое — «построение единого глобального пространства, благоприятного для ве­дения открытого диалога среди большого количества заин­тересованных участников на уровне согласования политики использования информационно-коммуникационных техноло­гий в целях решения центральных задач: повышения уровня жизни населения и построения многогранного, основанного на человеческом факторе развивающегося информационного общества», и второе — создание таких условий, чтобы «при­йти к разработке единой адресной ИКТ-политики и единых решений двух концепций: концепции развития и концепции построения информационного общества — путем упроще­ния диалога между двумя стратегическими секторами»

Этот документ (будем называть его Докладом) приме­чателен тем, что выделяет исторические этапы развития проблемы гражданского общества в связке с информацион­ными процессами. Начиная с 1940-х гг. он переходит к пе­риоду холодной войны, затем к более спокойным временам 1970— 1980-х гг. и затем к этапу резкого расширения участия неправительственных организаций — десятилетию конфе­ренций и текущему времени. Примечательно, что в период холодной войны неправительственные организации «были втянуты в политику холодной войны» и предусматрива­ли «новые процедуры проведения консультаций», было введено требование регулярного представления докладов аккредитованными неправительственными организация­ми (включая информацию о любых взносах, полученных от правительств), процедуры аннулирования статуса и др.

С 1960-х гг. усиливается внимание к правам человека и проблемам окружающей среды. В 1970—1980-е гг. непра­вительственные организации вносят большой вклад в фор­мирование политики и активизируют обсуждение вопросов развития, расширения функций за счет участия в диалогах с правительствами. В 1994 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали заявил, что неправительственные организации представляют собой одну из основных форм участия насе­ления в жизни сегодняшнего мира. Их участие в деятель­ности международных организаций является своего рода гарантией их политической законности. Неправительствен­ные организации считаются теперь полноправными участ­никами международной жизни.

Любопытно представлен период конца XX и начала XXI в. Здесь уже отмечены факты участия всех основных институциональных структур: правительств, специализи­рованных учреждений, неправительственных организа­ций, массовых членских организаций, «мозговых центров», профсоюзов частного сектора, СМИ, парламентариев, рели­гиозных организаций и др. «Эти события выявили неодно­значный характер гражданского общества, но в то же время они продемонстрировали его коллективную способность определять содержание повесток дня... изменять позицию директивных органов и формировать мировое обществен­ное мнение». Подробно обсуждался вопрос о зарождении «глобального гражданского общества» и о его способности выявлять, хотя и не исправлять, недостатки сегодняшнего глобального управления. Благодаря Интернету была снята завеса таинственности, окружавшая эти процессы. Усили­лось финансирование гражданского общества в целях раз­вития гражданского потенциала. Конференции и иные фор­мы общения выявили вопросы «глобальных общественных благ», способствовали сокращению разрыва между прак­тическими действиями правительств и риторикой. В доку­менте Конференции ЮНСЕД «Повестка дня на XXI век» закреплено значение гражданского общества, без участия которого устойчивое развитие невозможно.

Доклад отмечает некоторые факторы успеха. К ним от­несены:

• предоставление современной информации граждан­скому обществу о межправительственном процессе;

• стремление к обеспечению содержательного взаимо­действия и диалога, а не только информационных контактов;

• признание разнообразия гражданского общества и по­нимания выгод, связанных с включением этого раз­нообразия в процесс принятия решений на межправи­тельственном уровне;

• сотрудничество с имеющими самостоятельную орга­низацию механизмами гражданского общества и их уважение;

• гибкое толкование правил ООН в отношении участия и обеспечения их лучшего понимания гражданским обществом;

• формирование позиции открытости среди персонала Секретариата;

• выделение людских и финансовых ресурсов для акти­визации участия;

• стимулирование сотрудников Секретариата и руково­дителей к непосредственному взаимодействию с граж­данским обществом и серьезному учету их идей, опы­та и критических замечаний;

• оценка участия как расширения межправительствен­ного процесса.

Рассматриваемый документ содержит подробное описа­ние взаимоотношений структур ООН с субъектами граж­данского общества, перспективы в отношении неправитель­ственных организаций. Выстраивая этот раздел в форме таблицы, мы сможем прийти к выводу о том, какие фак­торы способствуют или мешают взаимодействию в процес­се контактов разных структур (субъектов) гражданского общества (табл. 7).

На основе рассмотрения практики сотрудничества с субъ­ектами гражданского общества в документе содержатся рекомендации по учету зафиксированных недостатков и предложений по их устранению. Они касаются и инфор­мационных форм контактов и включают:

• более четкое реагирование на информацию и матери­алы, поступающие от гражданского общества;

Таблица 6

Проблемы взаимодействия структур гражданского общества с правительством и Секретариатом ООН

  Вопросы правительств Вопросы субъектов граж­данского общества Вопросы Секретариата ООН Примечания
1. Увеличение числа ор­ганизации гражданского общества приводит к пере­грузке системы, замедле­нию принятия решений; излишняя открытость ООП для гражданского общества ослабляет безопасность 1. Нет серьезного отноше­ния к субъектам граждан­ского общества. Слабое влияние их на ход дела 1. Большинство сотрудни­ков Секретариата считают, что не поспевают за пере­менами в формировании отношений с гражданским обществом Необходим учет, монито­ринг деятельности всех структур
2. Приоритет культурных установок Севера не под­ходит к многокультурной организации при равнопра­вии всех регионов 2. Риторика правительств и Секретариата расходит­ся с делами. Пропускной режим в ООН. Распространение информа­ции и просвещения сле­дует предоставить новым организациям гражданского общества — объединениям и сбалансировать участие частного сектора в инфор­мационных процессах 2. Заявления организаций гражданского общества приоб|)етают характер формальности, им не дают достаточно времени Реализация свобод и права на информацию

Окончание таблицы 7

3. Требования фажданско-го общества несовместимь с Уставом ООН   3. Политизация процедур доступа, бюрократичность, участие в работе Совета Безопасности 3. В корне пересмотреть отношение к гражданскому обществу, дать возможность всем структурам выполнять их роль в соответствии с Уставом ООН. Активи­зировать информационно-пропагандистскую работу Обеспечение полноценной реализации права на ин­формацию
4. Найти пути упорядоче­ния практики консультаций с гражданским обществом и учета их опыта 4. Активизировать участие стран Юга 4. Не хватает предсказуе­мости и организованности в участии гражданского общества в разных формах работы. Сложные правила аккредитации. Правила участия нечетки Укрепление правовой основы
5. Требование усиления подотчетности прави­тельства. Организации гражданского общества не отчитываются ни перед кем. Необходимо решить вопросы легитимности, подотчетности и «скрытых целей». Правительства тоже являются выразителями общественных интересов 5. Не принимать предло­жения об отчетности,это угроза участию, не нужен кодекс поведения 5. Острый дефицит ре­сурсов для работы с граж­данским обществом, нет поддержки руководства. Вынужденный выход за рамки служебных обязанностей приводит к сомнению в проведении открытой политики от­носительно гражданского общества Открытость и гласность для всех структур граждан­ского общества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.