Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие массовой информации и массовых коммуникаций




На протяжении многих веков основным источником мас­совой информации являлись средства устной, графической информации, затем различные виды письменной формы ее передачи. История знает периоды бурного расцвета печатных периодических изданий, именуемых «средствами массовой информации». Наступившая эпоха телерадиовещания не ис­ключила СМИ из системы средств массовой информации, но значительно обогатила их формы. Интернет раздвинул национальные и международные границы распространения информации этими средствами и как бы сформировал самую широкую сферу жизни массовой информации и форм ее представления. Тем не менее до настоящего времени во всем мире действуют законы, регулирующие отношения, ориен­тированные преимущественно на СМИ.

К настоящему времени нет завершенного юридического определения средства массовой информации, адекватного современному состоянию информационной сферы. В За­коне РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), который с дополне­ниями действует и в настоящее время, под средством мас­совой информации понимается «периодическое печатное издание, радио- теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» (ст. 2). В этом определении три опорных момента: 1) любая форма распространения ин­формации; 2) она должна быть массовой, т.е. рассчитанной на неопределенный круг пользователей; 3) это периодиче­ское печатное издание.

Для практики важен не совсем точно решенный вопрос: что подразумевать под СМИ? Орган распространения информа­ции (журнал, газету и т.п.) или организацию, обеспечивающую издание газет, журналов, телепрограмм и т.п.? Естественно, что печатный орган или иная форма представления массмедиа, как продукция интеллектуальной и производственной деятельности определенного коллектива, не являются субъ­ектами права. Это предмет отношений различных субъектов права, который реализуется как массовая продукция юриди­ческим лицом или предпринимателем без образования юри­дического лица — индивидуальным издателем.

Через СМИ реализуются такие информационные права, как сбор, создание, получение, передача, обработка, распростране­ние информации, т.е. все формы работы с информацией. Они реализуются в процессе деятельности субъектов, участвую­щих в создании (учреждении), формировании содержания в определенной форме СМИ, его распространении для всеоб­щего (массового) доступа читателей, слушателей, зрителей — субъектов, принимающих, воспринимающих и пользующихся информацией, исходящей от конкретного СМИ.

СМИ являются важнейшим источником информиро­вания населения земною шара о фактах, явлениях, собы­тиях, процессах, совершающихся в мире в самое короткое время и в доступной форме. К формам представления мас­совой информации сегодня добавились электронные СМИ, а в силу стремительного развития телефонии — и сотовые телефоны, оснащенные выходом в Интернет и связью с другими источниками информации.

Массовое информирование населения, безусловно, является важнейшим институтом информационного права в системе права на информацию. Именно через этот институт реализу­ется право на информацию всеми без исключения. Крупней­ший специалист по СМИ М. Л. Федотов считает, что не все признаки СМИ отражены в том определении, которое дано в Законе о СМИ, и что следовало бы в нем отразить следую­щее: «СМИ — это результат интеллектуальной деятельно­сти, имеющий название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, ви­деопрограммы, кинохроникальной программы, иную форму пе­риодическою распространения массовой информации».

Но своей структуре любое СМИ является комплексным, так как реализует себя через деятельность многих специ­альностей и ролей субъектов, которые участвуют в его соз­дании и распространении. Здесь действуют определенные стандарты (газета, журнал, программа исполнения, сайт, блог, электронные журналы и т.д.), сложившиеся истори­чески и не обязательно закрепленные юридически. Хотя в настоящее время в законодательстве об авторском праве присутствуют различные виды смежных прав, охватываю­щие разные формы массового воздействия на аудиторию. Неструктурированной остается такая всемирная форма концентрации видов информационных объектов и резуль­татов авторского труда, как информационная среда Интер­нета в целом. Но однозначного восприятия этого сложного по информационному ресурсу циркулирующего конгломе­рата творчества и форм информации в этом феномене тоже пока не появилось. В нем присутствуют электронные СМИ, но не все формы представления информации в Интернете можно отнести к данному институту. Это же можно сказать о всей сфере культурно-массового свойства: театр, музеи, выставки. Они действуют так же, как средства массового характера, но у них нет жесткой периодичности, они огра­ничены пространством.

Из-за множественности форм СМИ, или массмедиа, спе­циалисты склонны обозначить феномен СМИ с правовой точки зрения как фикцию (М. А. Федотов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.