Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы электронных СМИ




В силу того что Закон об информации не распространя­ется на отношения, возникающие при правовой охране ре­зультатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, этот Закон не упоминает и о СМИ в целом, и о проблеме электронных СМИ. Ряд вопросов, касающихся режима СМИ в электронной форме, рассматривается в связи с институтами авторского права и интеллектуальной собственности в целом. Специальных работ о СМИ в Интернете пока недостаточно. И сразу надо заметить, что единого мнения об определении электронных СМИ еще не сложилось. Вопросы электронных СМИ чаще всего поглощаются проблемами вещательных и телекомму­никационных услуг или универсальных информационных услуг.

В. Н; Монахов отмечает рубеж для перехода от исполь­зования категории «средства массовой информации» к ка­тегории «свобода массовой информации», что позволило бы включить в орбиту правового рассмотрения и определен­ные формы электронных СМИ. Эта тема уже затрагивалась нами в связи с рассмотрением вопросов Интернета в целом. В. Н. Монахов говорит о проблеме «новых поселений» ин­формационных объектов и о поиске путей их включения в орбиту правового регулирования, и с ним можно согла­ситься.

В настоящее время к таковым относят и все виды сайтов, блоги и иные формы информирования о своих интересах разных субъектов наряду с официально существующими и регистрируемыми электронными периодическими изда­ниями. Сайт действительно является источником массовой информации, но, как правило, он не является периодиче­ским изданием и более жестко привязан к его обладателю — автору (источнику) информации.

В книге Н. С. Мардера интернет-СМИ рассматривают­ся как часть интернет-услуг. Хотя в приводимой им схеме мы не находим выделения такого объекта, как СМИ. Они поглощены рубрикой «новости и СМИ», которые в общем объеме ресурсов Интернета занимают 9%.

Каждый из сегментов ИКТ — технологии, коммуника­ции, информационные ресурсы — реализует свой потенциал в сфере деятельности СМИ и в целом массовой информа­ции. Множество проблем стоит перед специалистами, за­нятыми в сфере телекоммуникаций, которые развиваются достаточно бурно в своей технологической основе в связи с включением в жизнь цифровых технологий. Но это пред­полагает большие требования к контенту — содержанию информации. Все это ставит вопросы о совершенствовании законодательства, которое еще ориентировано на устарев­шие методы работы. Существует несколько проектов изме­нения Закона о СМИ с учетом расширения их электронно­го, виртуального пространства распространения, при этом особняком выделяются вопросы телекоммуникаций.

Примером грамотного подхода к решению данной про­блемы может быть опыт Комиссии по телекоммуникаци­ям и информационным технологиям Совета Российского союза промышленников и предпринимателей по конку­рентоспособности и отраслевым стратегиям. В целях вы­явления проблем, препятствующих более эффективному функционированию области телерадиовещания и других форм применения ИКТ, мониторингу были подвергну­ты Федеральный закон «О связи», Закон об информации, фрагменты части четвертой ГК РФ, касающиеся проблем информационных технологий. Был разработан вопросник, в целом отражающий подход к определению индикаторов оценки результативности взаимодействия названных за­конов, влияния их на практику, и выработке предложений органам законодательной и исполнительной власти. Для проведения экспресс-мониторинга были привлечены союзы и ассоциации, представляющие интересы более 300 субъ­ектов предпринимательской деятельности, юристы, прак­тикующие в этой сфере, другие специалисты и представи­тели СМИ. Экспертизе были подвергнуты действующие акты (исключая новую часть ГК РФ), такие вопросы, как прозрачность и сложность процедур распределения и ис­пользования радиочастотного сектора; система лицензиро­вания; организации торгов при получении лицензии, доста­точность обеспечения услуг, проблемы тарифов, вопросы недискриминационного доступа к инфраструктуре связи, тема регулирования деятельности операторов и др. Были поставлены вопросы и о проблеме конвергенции услуг, се­тей и технологий, различных видах услуг, а также о выявле­нии точек коррупциогенности в действующем Федеральном законе «О связи». Выводы опроса подводили к необходимо­сти создания ясной комплексной концепции использования ИКТ в рассматриваемой сфере. Отмечено, что понятийный аппарат сегодняшнего дня уже не соответствует тем тер­минам, которыми оперирует действующий Федеральный закон «О связи». Отсутствует решение о цифровом веща­нии, правилах формирования пакетов программ и новых правилах лицензирования. Итогом проведенной работы явилось заключительное заседание Комиссии, обобщение полученного материала, выработка предложений по совер­шенствованию действующего законодательства. Рассмотре­ны альтернативные подходы к их решению, включая изме­нение действующих законов и разработку единого кодекса по комплексу проблем массовых коммуникаций. Наиболее остро стоят вопросы унификации терминов и определений, лицензирования получения частот и их использования.

Приводим данный пример для подтверждения активной заинтересованности общественности производителей в усо­вершенствовании, упрощении действующего законодатель­ства и для подтверждения полезности выбора комплексной модели мониторинга — выбор для мониторинга взаимосвя­занных законов по теме. Но этот пример лишний раз пока­зывает, что мониторинг и другие формы оценки действую­щего законодательства все же остаются корпоративными по методу. Превалирует внимание к вопросам интереса про­изводителя и участника рынка. Пользователь — слушатель, зритель, его интересы и возможности поспевать за дви­жением производства и технологий — остается за бортом. Мало внимания уделяется и кадровым вопросам, подготов­ке специалистов связи и средств массмедиа с использова­нием средств коммуникации, а главное, с учетом информа­ционных интересов аудитории, общества.

Предложения ИГП РАН в связи с этим сводятся к на­чалу разработки концепции федерального базового закона «О массовых информационных коммуникациях» и затем принятию такого закона, который бы содержал нормы, регулирующие отношения от начала поступления инфор­мации в системы соответствующих операторов до ее пред­ставления как продукта информационного и других форм телекоммуникаций, включая и формы, реализуемые через Интернет. Решение многих проблем по данной теме может быть улучшено в связи с наделением министерства связи функциями в области массовых коммуникаций, что ныне и отражается в его названии.

В последние годы заметны движения от продажи голосо­вых услуг к продаже таких услуг, как контент и трафик. Сети типа «В Контакте», «Одноклассники» квалифицируются как социальные сети. Крупнейшими социальными сетями являются «Гугл» и «Файсбук». Развитие социальных сетей обостряет в свою очередь проблемы авторского права в Ин­тернете. Оцифрованный продукт требует защиты в аспекте интересов авторов и интеллектуальной собственности. И все это совершается па фоне передела собственности и рынка во всем информационном пространстве. Бурно идут процес­сы консолидации рекламных секторов. Так накапливаются правовые проблемы в области массовой информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.