Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О факторах сдерживания и развития процессов в информационной сфере




 

Важно уяснить, какие факторы определяют состояние механизмов правового регулирования отношений в инфор­мационной сфере. Концепция ИГП РАН выделяет шесть групп факторов:

1. Понимание и материализация феномена «свобода» в праве как приеме, способе социального регулирования и обеспечения гарантий свободы в информационной сфере.

2. Легитимное введение в состав правоотношений пред­мета отношений субъектов в информационной сфере. Здесь возникает ноле для дискуссий, в которых единственным предметом является «информация» (ГК РФ: документиро­ванная информация и формируемые на ее основе информа­ционные ресурсы). Последние шаги в направлении конкре­тизации предмета отношений остановились на легитимном определении «информационного объекта» как сферы инте­реса любого субъекта.

3. Факторы целеполагания в информационном зако­нодательстве. Что ставится во главу угла при подготовке и принятии новых законов? Только ли интересы прибыли участников производства программного продукта, иных компонентов инфраструктуры, вклад всего сектора эконо­мики в бюджет или и иные цели, прежде всего цели соци­ального, гуманитарного, управленческого характера?

4. Факторы управляемости информационными процес­сами и потенциал системоорганизующего влияния инфор­мации на сферу управления делами общества, государства, конкретных субъектов.

5. Неупорядоченность понятийного аппарата, двойное и тройное толкование однопорядковых терминов, что за­трудняет общение и понимание не только разработчиков и юристов, но и представителей каждой из этих групп спе­циалистов.

6. Влияние состояния социальной среды и государст­венно-властной системы на процесс правового регулиро­вания отношений в информационной сфере. Соотношение желаемого, возможного и получаемого в итоге реализации политики в данной сфере или в результате ее отсутствия.

Концепция реализует системный подход в выявлении специфики основных составляющих ИКТ страны и в уста­новлении общих и специфических приемов и форм право­вого регулирования при этом как относительно предмет­ных областей информатизации, так и разности в правовом статусе и имидже субъектов, участвующих в процессах информатизации. Должны учитываться и особенности уже действующих отраслей права, и их сопредельные сферы влияния с правом информационным.

Генеральное направление правового регулирования определяется состоянием предметно-функционального сре­за правоотношений и их целей. На этой основе выделяют­ся три предметно-функциональные подсистемы развития ИКТ. Они включают:

1) ИКТ-отрасль (сектор) экономики страны;

2) ИКТ-систему, т.е. локализацию средств и ресурсов ИКТ в соответствии с интересами определенных субъек­тов, формирующих свою информационную среду в общем правовом пространстве;

3) ИКТ-нроцесс — деятельность владельцев информаци­онных систем, информационных ресурсов, сетей в процес­се их эксплуатации и использование доступных ресурсов в определенных социальных сферах для оказания публич­ных и частных услуг и пр.

1. Первая подсистема в этом направлении правового ре­гулирования предполагает создание нормативной правовой основы для развития производственной базы как но техно­логиям, коммуникациям, так и по формированию информа­ционных ресурсов с учетом их правового режима. Этот ре­жим, как известно, должен быть установлен федеральными законами. Именно на этом уровне правового регулирования закладываются основы гарантий прав создателей программ и программного обеспечения, основы производства и рынка продукции всех видов средств информатизации, информа­ционного производства, работ и услуг.

Именно здесь выявляются степень зависимости россий­ской технологической и технической систем от импорта, перспективы для участия отечественной электроники и ин­форматики во внутреннем и международном обмене.

На этом уровне закладываются правовые основы эко­номической и информационной безопасности, защиты на­циональных интересов в области формирования и исполь­зования всех элементов инфраструктуры информатизации. В этой части в орбиту правового регулирования включа­ются такие объекты, как развитие и использование средств связи, на базе которых формируются системы и сети ком­муникации информации. Актуальными являются вопросы правового режима локальных, корпоративных, государ­ственных, общедоступных сетей, используемых в Интерне­те и интранете - глобальных системах коммуникации ин­формации. При этом общие требования к режиму систем связи и коммуникаций конкретизируются по видам систем и сетей. В связи с этим потребуются нормативные акты по развитию Федерального закона «О связи».

Основополагающим по первому направлению регулиро­вания информатизации должен стать федеральный закон «Об экономике и организации сектора информационно-коммуникационных технологий России».

Должны быть решены вопросы правового режима и дея­тельности государственных и негосударственных (част­ных) организаций в ИКТ-отраслн российской экономики, порядок их учета, регистрации, мониторинга. Данный за­кон должен конкретизировать нормы Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муници­пальных унитарных предприятиях», касающиеся цели соз­дания и предмета деятельности унитарных предприятий в области ИКТ. Необходимо оценить и реализовать методы правового регулирования, включая лицензирование работ и сертификацию продукции негосударственных структур (саморегулируемых организаций), которым передаются функции государственных органов.

2. Вторая подсистема правового регулирования кон­центрирует внимание на регулировании отношений в об­ласти создания и функционирования ИКТ-системы. Суть этой деятельности по функциональному признаку связана с установлением порядка и правил формирования ИКТ-систем конкретных субъектов.

Материальной основой в данном направлении является информация, формируемая как ресурс определенного субъ­екта. А в совокупности — ресурс страны в целом. Право­отношения в этой области зависят не только от правового режима информационных объектов — разных форм пред­ставления информации, и преимущественно документиро­ванной информации, форм ее аккумуляции в базах данных и различных информационных системах, но и от наиболь­шей ясности в составе и правовом статусе субъектов — участ­ников деятельности в информационной сфере. Количество субъектов, разнообразие их ролей и интересов порождает множество различных проблем и задач правового харак­тера на федеральном, региональном и местном уровнях управления. В каждом конкретном случае встают вопросы о заказчике, финансировании и инвесторах; исполнителях, администраторах, посредниках; круге пользователей ин­формационных систем и условиях пользования ресурсами конкретных автоматизированных систем, о потребителях информационных ресурсов. Заметим особо, что термины «потребитель» и «пользователь» в информационной сфере пока не получили легальных определений.

Первостепенное значение в этом блоке проблем при­надлежит также вопросу документирования информации и на этой основе оформлению информационного объек­та, который становится предметом отношений различных субъектов.

Несмотря на упреки в адрес Закона об информации по поводу того, что сфера его действия касается только до­кументированной информации, следует признать, что сфера его действия касается преимущественно документирован­ной информации. Документ в обычной письменной форме, а также в электронной форме, в формах, определенных уже действующими законами РФ, является предметом (объек­том), на основе которого формируются самые различные формы информационных ресурсов, используемых в обмене и обращении информации. Именно эта форма информации формирует информационно-правовое пространство и всю гамму информационных отношений. Именно она делает информацию доступной для юридических исследований, обладает свойством доставлять реальные доказательства в реальных судебных процессах1. Наиболее активно эта тема исследуется С. И. Семилетовым. Правовым актом, который бы упорядочил все имеющиеся определения ка­тегорий «документ», «электронный документ», «запись», «сообщение», «носитель», «файл», «база данных», может быть федеральный закон «Об электронном документе» или «Об общих принципах организации электронного оборота документов в Российской Федерации». Есть предложения решить эти вопросы на основе доработки (изменений и до­полнений) Федерального закона «Об электронной цифро­вой подписи».

3. Не рассматривая всех деталей предложенной концеп­ции, отметим лишь, что третья составляющая законотвор­чества в информационной сфере определяется на основе понимания специфики ИКТ-процесса.

И по масштабам, и по значимости это сердцевина всего процесса информатизации и основное поле деятельности законодателей и юридической практики. Здесь обеспечива­ется регулирование отношений, связанных с использовани­ем ресурсов информационных систем, сетевых компонентов информатизации, рациональное использование технологий в рамках созданных и функционирующих информацион­ных систем, организованных информационных ресурсов и документооборота в целях обеспечения взаимодействия органов государственного и иного публичного управления с гражданами, юридическими лицами и иными субъекта­ми информационной сферы. На первом месте — интересы граждан.

Проблемы социальных электронных карт, доверия к услугам Интернета в областях дистанционного обуче­ния, совершения процедур электронных сделок, любые инновационные процессы на всех уровнях и направлени­ях реальной жизни — это проблемы правового регулиро­вания ИКТ-процесса. Технологии организации «одного окна», технологии интегрирования межведомственных информационных систем при решении однонаправленных и типовых задач требуют установления организационно-правового порядка. Так, назревают вопросы укрепления развития технологий в избирательных процессах и усовер­шенствования правовой основы перехода к электронному голосованию в ходе выборов и референдумов. Российское законодательство предусматривает разработку и использо­вание электронного бюллетеня. Цифровое пространство в его функциональном наполнении имеет явную тенденцию к интенсивному расширению.

По всему спектру организационно-правового порядка отношений различных субъектов действует вся система за­конодательства национального и международного права. Включение этих отношений в сферу, реализуемую через информационные технологии, осуществляется как на осно­ве специальных законов, так и на основе более глубокой про­работки процедур по использованию электронных средств и электронных документов в законодательстве по отдель­ным отраслям российского права.

Базовым специальным законом России все же должен стать федеральный закон «О праве на информацию», раз­вивающий нормативную основу Конституции по этой проблеме. На уровне концепции в этой связи необходимо подчеркнуть недостаточность включения главы о праве на информацию в новую редакцию Закона об информации. Такой подход не даст возможности разрешить многие во­просы относительно прав и обязанностей не только граж­дан, но и юридических лиц, органов государственной вла­сти и местного самоуправления, различных общественных объединений в сфере использования своих прав на инфор­мацию и соблюдения обязанностей в этой области с точки зрения безопасности общества, государства и личности. В ИГП РАН разработана концепция федерального закона «О праве на информацию», отвечающая конституционной норме о праве на информацию, которая относится к правам граждан. Но предстоит перейти Рубикон и в равной мере сказать о праве на информацию органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объеди­нений, юридических лиц.

Кардинальное значение для упорядочения отношений к процессе использования ИКТ должен сыграть федераль­ный закон «Об административных процедурах», включаю­щий и раздел об электронных процедурах. Это в значитель­ной мере облегчит организацию и реализацию отношений в публичной сфере управления. В настоящее время скла­дывается отставание в регулировании процедур на этапе управления от регулирования процедур в процессе право­охранительной деятельности. Культура управленческих отношений, реализации функций и полномочий органов государственного управления, органов местного самоуправ­ления в значительной мере может сократить конфликты и правонарушения, требующие вмешательства суда и иных правоохранительных органов.

Нарастает актуальность разработки специальных среде-ральных законов в сферах уже урегулированных отноше­ний. Это в первую очередь касается отношений граждан­ского имущественного оборота и в связи с этим отношений с органами государственной власти и местного самоуправ­ления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.