Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочерние и зависимые общества 5 страница




Споры фермеров об имущественных требованиях в связи с земельными правонарушениями рассматриваются в судах. Вопросы, возникающие при их рассмотрении, представляют определенный интерес и для науки.

Студенты должны особо выделить роль прокурорского надзора в борьбе с нарушениями законодательства в сельском хозяйстве, надзор за его

исполнением органами государственного управления АПК, сельскохозяйственными предприятиями и их объединениями, должностными лицами и гражданами.

Большую роль в защите прав членов сельскохозяйственных кооперативов, рабочих и служащих, фермеров играют суды. Поэтому необходимо уделить должное внимание деятельности судов, особенно районных, в защите прав и законных интересов тружеников сельскохозяйственного производства.

Специфика правового регулирования защиты прав и интересов проявляется не только в нормах аграрного права, но и в правах и обязанностях сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей, составляющих содержание правоотношений в этой области. Под последними понимается совокупность общественных отношений, регулируемых аграрным правом как новой комплексной отраслью права, по защите прав и законных интересов сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей.

Реализуя свои права в экономическом обороте, аграрные предприятия в этих случаях обращаются за судебной защитой, соблюдая определенный порядок. Они используют право оспаривать в арбитражном суде акты и действия юридических лиц, органов государственной власти и управления.

Основами возникновения прав и законных интересов сельскохозяйственных предприятий прежде всего служат:

1) договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) судебные решения;

4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности;

6) причинение вреда другому лицу;

7) неосновательное обогащение;

8) иные действия граждан и юридических лиц;

9) события, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Студентам следует обратить внимание на то, что в настоящее время изменена подведомственность экономических споров колхозов. Теперь их разрешение отнесено к компенсации арбитражных судов. Следует иметь в виду, что в настоящее время приняты новые нормативные акты,

регулирующие порядок организации и деятельности арбитражных судов.

Существует множество мер защиты прав сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей, которые включают: аудиторские и страховые услуги; меры прокурорского реагирования; нотариального действия; особое место отводится судебной защите. Как показывает практика, аграрные предприятия наиболее часто для защиты своих прав используют признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих права; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещение убытков, взыскание неустойки; прекращение или изменение правоотношений. Анализ практики разрешения споров с участием сельскохозяйственных предприятий в арбитражном суде свидетельствует о том, что наибольшее количество споров связано с земельными правоотношениями.

Арбитражным судом рассматриваются споры об обжаловании отказа в государственной регистрации граждан-предпринимателей и юридических лиц. В настоящее время нет единого порядка регистрации сельскохозяйственных предприятий. В зависимости от организационно-правовой формы и порядка образования предприятия, законодательством определена различная процедура регистрации юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в аграрном секторе. Как свидетельствует практика рассмотрения дел данной категории, отказ в государственной регистрации сельскохозяйственных предприятий оформляется в письменной форме, но в одних случаях издается административный акт об отказе в регистрации, а в других - отказ в регистрации излагается в сопроводительном письме. Иной порядок установлен Положением о порядке регистрации предприятий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482.

Основной категорией в экономических спорах, вытекающих из гражданских правоотношений, являлись споры, связанные с самовольным

захватом земли.

В этих спорах, как правило, с одной стороны выступали крестьянские (фермерские) хозяйства, с другой - колхозы, совхозы, акционерные общества. Двадцать процентов споров этой категории касались взыскания задолженности за проданную сельскохозяйственную продукцию и применение имущественной ответственности. Особенно актуальным на сегодня остается вопрос о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий. Необходимо отметить, что в настоящее время делаются определенные попытки регулирования банкротства сельскохозяйственных предприятий с учетом их специфики. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г.

утверждено Положение об особенности процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Этот нормативный правовой акт решает ряд вопросов регулирования ликвидационных и реорганизационных процедур. Статья 42 Закона Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» прямо указывает, что основание и порядок признания кооператива банкротом устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий.

В действующем с 1 июля 1995 г. Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации введено много новых нормативных положений и процессуальных институтов, совершенствующих процедуру разрешения споров, обеспечивающих дополнительные гарантии реализации процессуальных полномочий участников арбитражного процесса.

К таким нормативным положениям следует отнести: непосредственность исследования судом доказательств по делу и непрерывность судебного разбирательства, ведение протокола судебного заседания, новое соотношение устности и письменности процесса.

Компетенция судов и арбитражных судов определена процессуальным законодательством.

В связи с этим представляет интерес практика Высшего Арбитражного Суда РБ, так в 1997 году предприятиями АПК РБ в ВАС РБ предъявлено исков к взысканию в связи с неиспользованием договоров закупок и поставки сельхозпродукции для государственных нужд на 11568,6 млн. рублей. Взыскано в пользу истцов-предприятий АПК различных организационно-правовых форм - 1856 млн. руб.

Удовлетворенная сумма включает: основной долг: 905 млн. руб.; пени: 902 млн. руб..

На наш взгляд, на примере ряда рыночных стран, где развито юридическое обслуживание наиболее уязвимой в материальном отношении части населения через юридические клиники и у нас в России и в ее субъектах предпринимаются меры по внедрению этого института. На наш взгляд, создание юридических клиник по обслуживанию сельских жителей сельскохозяйственных товаропроизводителей была бы весьма общественно значимой акцией по реализации аграрной реформы в России.

Завершается данная тема рассмотрением организации работы на селе, форм юридического обслуживания сельскохозяйственных предприятий.

1. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. №70 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

3. Ф. М. Раянов. Правовая работа в сельском хозяйстве. Уфа, 1986.

4. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов, Санкт-Петербург, 1999.

5. Харисов Ф.Х. Арбитражно-судебная защита права собственности, Уфа, 1998.

ТЕМА 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Юридическая ответственность в широком понимании - это правовой институт, который представляет собой совокупность юридических правил (норм) о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей или договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.

Концепция о возможности отраслевых видов юридической ответственности (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) привлекательна своей логичностью и последовательностью. Но ее воплощение в праве далеко от реальности, поскольку во многих отраслях права, как правило, отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли, санкции либо меры воздействия на правонарушителя. Эти меры, санкции носят обычно унифицированный характер и успешно применяются при нарушениях правопорядка, определенного нормами различных отраслей права.

Виды юридической ответственности можно классифицировать по разным основаниям: по субъектам, органам правоприменения, видам правонарушений. Последнее основание мы берем для классификации видов ответственности по аграрному праву. В связи с этим выделяем имущественную, материальную, дисциплинарную, административную ответственность.

Имущественная ответственность в аграрном праве проявляется в виде юридической обязанности субъекта, виновного в причинении вреда, либо убытков производителями сельскохозяйственного производства (субъектам аграрного производства), возместить ущерб, нанесенный его неправомерными действиями. В этой связи по законодательству возможно наступление имущественной ответственности за нарушение земельных прав, либо неиспользование земельных обязанностей, за ущерб, причиненный сельскохозяйственному производству, производственным или иным фондам и материальным ресурсам сельскохозяйственных предпринимателей. Имущественная ответственность возможна в виде взыскания убытков за

неиспользование договорных обязательств, либо незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предпринимателей.

Субъектами материальной ответственности выступают лица, состоящие в трудовых, либо членских отношениях с потерпевшей стороной (предприятием, хозяйством, кооперативом, работодателем). Эти лица возмещают только действительный реальный ущерб, причиненный их виновниками во время работы, и в размерах, предписанных законом^

Трудовая и производственная дисциплина должны соблюдаться в интересах совместной результативной работы всех участников производства. Нарушение внутреннего трудового распорядка, недобросовестное исполнение трудовых обязанностей участником общей работы признается дисциплинарным проступком. К нарушителям трудовой и производственной дисциплины разрешается применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка либо законодательством. Субъектами дисциплинарной ответственности всегда являются только физические лица, состоящие с работодателями в трудовых, либо членских отношениях.

Административная ответственность возлагается за правонарушения, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные проступки многообразны и имеют место в различных областях производственной социальной жизни работников агропромышленного комплекса.

Отличительной особенностью отраслей АПК является активное использование земли как важнейшего средства производства. Сохранение плодородия сельскохозяйственных угодий - обязанность всех обладателей земельных участков. Выполнение этой обязанности поддерживается мерами административной ответственности, предусмотренными в Земельном кодексе Республики Башкортостан (ст. 137). К нарушителям экологических требований при использовании земли применяются меры юридического воздействия. Согласно ст. 139 ЗК РБ на граждан и юридических лиц должны нала! аться в административном порядке крупные штрафы за такие земельно-экономические правонарушения, как загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы и т. д. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства, причем гражданско-правовая ответственность в этом случае наступает независимо от применения к виновным других видов ответственности. Этот вид ответственности базируется на исчислении ущерба по таксам, заранее установленным специальными нормативными актами.

Земельное законодательство предусмотрело и такую меру воздействия, как прекращение права собственности, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования или аренды полностью или частично в случае использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почвы, ухудшению экологической обстановки. Чтобы данное требование закона реально работало, необходима хорошо налаженная система госконтроля за использованием и охраной земель и учета изменений качественных характеристик земельных угодий. Есть надежда что с принятием Положения о порядке осуществления госконтроля за использованием и охраной земель (утверждено постановлением правительства РФ от 17 августа 1992 г.), Положения о мониторинге земель в Российской Федерации (утверждено постановлением правительства РФ от 15 июля 1992 г.), Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг. (утверждено постановлением правительства от РФ от 5 февраля 1993 г.), ситуация в этой области изменится к лучшему. (Государство и право. 1993. № 9).

Административная ответственность применяется при защите посевов от потравы, порче или уничтожении находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, при повреждении насаждений колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств. Она возможна в ряде случаев: за нарушение правил ведения сельскохозяйственного производства, непринятие мер борьбы с сорняками, посев наркосодержащих кульгур, нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил технической эксплуатации; виновные в грубом нарушении правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин также могут быть субъектами этой ответственности.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Вслед за земельной реформой Российской Федерации и в Башкортостане принят пакет законов, рассчитанных на регулирование земельных отношений в новых условиях. Правовой основой проведения земельной реформы в республике стали: Земельный кодекс Башкирской ССР, а затем, с 1999 г. и новый Земельный кодекс РБ, законы «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», постановление Верховного Совета Республики Башкортостан «О введении в действие Закона «О земельной реформе» от 21 марта 1991 г., Закон «Об аренде в Башкирской ССР» и постановление Верховного Совета Башкирской ССР о порядке введения этого закона в действие от 18 июня 1991 года, Закон «О плате за землю» от 28 февраля 1992 г., постановления и распоряжения Совета Министров республики: «О неотложных мерах по осуществлению земельной

реформы в Башкирской ССР» от 16 января 1992 г., об утверждении «Инструкции о порядке выдачи (замены) Государственного акта на право владения, постоянного пользования землей от 30 июня 1992 г. № 569-р, Положение о Государственном комитете по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан - Башкомземе от 14 января 1993 г., о земельном надзоре республики от 2 января 1993 г. и ряд других. (Организационно-правовые проблемы фермеров. Уфа, 1994 г.). В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

1. Государственный контроль за использованием и охраной земель (сборник нормативных документов). Уфа, 1997.

2. Осокин Н. Н. Ответственность за нарушение обязательств по договорам контрактации. М,, 1988.

3. Романов В.К. Возмещение ущерба, причиненного сельскохозяйственному предприятию (в вопросах и ответах). М., 1984.

4. Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства, М., 1996.

5. Харисов Ф.Х. Арбитражно-судебная защита права собственности, Уфа, 1998.

~~

Литература

1. Аграрная реформа в РФ: правовые проблемы и решения. Ответственные редакторы: профессор Беляева З.С., доцент Саманчик О.И., М, 1998.

2. Аграрное и экономическое законодательство в России и СНГ. Ответ, ред., профессор Боголюбов С.А. и к.ю.н. Минина Е. А.

3. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России: история и современность, Екатеринбург, 1999.

4. Земельные споры (Сборник документов) под. ред. Тихомирова М.Ю., 1999.

5. Иконицкая И.А. Земельное право РФ: теория и тенденции развития, М., 1999.

6. Икрятчян М.У. и др. Состояние и противоречие экономической реформы, М., 1998.

7. Искужин Т.С. Локальное правовое регулирование аграрных отношений. Уфа. 1999.

8. Касимов Т.С. Основные виды государственного кредитования фермеров США/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 февраля 1998 г. Уфа, 1999. Стр. 191-195.

9. Круглов В.В. Правовая охрана окружающей среды при эксплуатации предприятий, Екатеринбург, 1998.

10. Мирзаев Г. Б. Правовое регулирование предпринимательства в РФ. М., 1995.

11. Курс переходной экономики / под ред. академика Абалкина И., М., 1997.

12. Муратшин Ф. Р. Становление и развитие аграрного сектора законодательства Башкортостана: история и современность, Уфа, 1999.

13. Предпринимательство в сельском хозяйстве: правовые и экономические вопросы. Под ред. профессора Грядова СИ. и доцента Удалова В.А, М., 1998.

14. Проблемы правового регулирования государственного протекционизма аграрного сектора экономики в России (матер. Всеросс. научно-практической конференции 26-27.02.98 г.) Ответ, ред., доцент Файзуллин Г.Г.

15. Программа основных направлений развития АПК РБ на период до 2000-2005 гг. (доклад) Научный руководитель: д. э. н., профессор Губайдуллин М. С, Уфа, 1998.

16. Развитие экономических отношений в АПК Республики Башкортостан, АН РБ, БГАУ, 1999.

17. Раянов Ф.М. Государство и экономика: новое в теории и практике

их взаимодействия. / Экономическое управление / Уфа, № 2, с. 27.

18. Раянов Ф. М. Правовая работа в сельском хозяйстве, Уфа, 1986.

19. Системы ведения агропромышленного производства АН РБ. Редакционная коллегия: академик АН РБ Гусманов У.Г., профессоры Бахтизин Н.Р., Губайдуллин М.С. и др. Уфа, "Галим", 1997.

20. Файзуллин Г.Г. Башкортостан, Россия, зарубежные страны: развитие конституционных основ права частной собственности на землю / Московский журнал международного права № 2, 1997.

21. Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства, М., 1996.

22. Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. Правовое обеспечение устойчивости сельскохозяйственного производства, Уфа, «Галим», 1997.

23. Ханнанова Т.Р. Банковское обслуживание предприятий АПК (правовые проблемы) Уфа, 1998. '

24. Харисов Ф.Х. Арбитражно-судебная защита права собственности, Уфа, 1998.

25. Шамхалов Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России, М., 1997.

26. Экономика и право: учебное пособие для вузов/ Гл. редактор/ Эрияшвили Н.Д.. М., 1999.

\ Правовые акты Российской Федерации

Законы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2287) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

4. Закон РСФСР от 21.12.90 «О социальном развитии села» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 411.

5. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 30.05.91. № 22. Ст. 768.

6. Закон РСФСР от 26.06.91 № 1490 «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» (в ред. Закона РФ от 24.06.92 № 3119-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 27.06.91. № 26. Ст. 878.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.