Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансового права




СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ И НАУКА

Система финансового права. Система финансового права как отрасли права — это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы

1 См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М., 1955. — С. 176.


и положения, применяемые во всех видах финансовой де­ятельности, а другие принимаются государством для регу­лирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности го­сударства, ее принципы, методы, правовые формы, финан­совую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.

Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых инсти­тутов и субинститутов1, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

1) государственного и местных бюджетов;

2) государственных и муниципальных внебюджетных • целевых фондов;

3) государственного и муниципального кредита;

4) государственного и муниципального долга;

5) государственных и муниципальных расходов;

6) обязательного страхования;

7) валютного контроля;

8) денежной эмиссии и денежного обращения.
Разделы, институты и субинституты финансового права

имеют соответствующие наименования и научную обосно­ванность. Построение системы финансового права на осно­ве объективно существующих финансовых отношений и Достижений теории юридической науки дает возможность наиболее правильного изучения и применения финансово-

10 том, что разделы Особенной части финансового права делят­ся на подотрасли, институты, подинститутыит.д., много лет назад писали Е.А. Ровинский. Советское финансовое право. — М.: Юр. лит., 1978. — С. 27-28; М.И. Пискотин. Советское бюджетное право. — М., 1971. — С. 49-53; В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М., 1976. — С. 24-32; Н.И. Хи-Мичева. Финансовое право. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 22-23.


правовых норм, что содействует укреплению законности в Украине.

Таким образом, система финансового права — это объ­ективно обусловленное финансовой системой, как совокуп­ностью финансовых отношений, внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Источники финансового права. Источник отрасли пра ва — это способ выражения правовых норм. Источниками финансового права являются законы, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции центральных исполнительных ор­ганов, решения органов местного самоуправления; т.е. финансовые нормативно-правовые акты, регулирующие финансовые отношения, различаются по органам, их из­дающим, и, следовательно, по юридической силе.

Определяющее значение по отношению к другим актам в финансовом праве, как и в любой другой отрасли, имеет Конституция Украины. Конституция Украины содержит основополагающие принципы, на которых базируется от­расль финансового права. Конституция Украины опреде­ляет отправные начала нормативной регламентации фи­нансовых отношений и является базой для финансового законодательства.

Конституционные нормы, как основной источник фи­нансового права, условно можно объединить в две группы: нормы непосредственного действия, регулирующие финан­совые отношения, и нормы, которые являются базой раз­ветвленного финансового законодательства.

В финансовом праве нормативно-правовые акты подраз­деляются на постоянно (длительно) действующие (таких большинство) и периодические, принимаемые на один го­дичный (бюджетный) период.

Среди законов Украины источниками финансового пра­ва являются ежегодные законы Украины «О Государствен­ном бюджете Украины», принятый 21 июня 2001 года Бюджетный кодекс Украины, разветвленное налоговое за­конодательство'.

1 В Верховной Раде Украины находится принятый в первом чтении проект налогового кодекса Украины.


Значительное место среди источников финансового пра­ва занимают Указы Президента по финансовым вопросам. Например, Указ Президента Украины «Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращении правонару­шений в бюджетной сфере» от 25.12.2001 № 1251/20011, Указ Президента Украины «О мерах по повышению эф­фективности контроля за использованием бюджетных средств» от 19.09.2000 № 1074/20002, Указ Президента Украины «О Государственном казначействе Украины» от 27.04.95 № 335/95 и т.п.

Источниками финансового права являются постановле­ния и распоряжения Кабинета Министров Украины по финансовым вопросам.

Самостоятельную группу источников финансового пра­ва образуют решения органов местного самоуправления по финансовым вопросам. Их особенностью является терри­ториальная ограниченность и самостоятельность в приня­тии решений, касающихся местных бюджетов, установле­ния местных налогов и сборов (ст.ст. 142 и 143 Конституции Украины). Решения органов местного самоуправления обязательны для расположенных на их территории пред­приятий, организаций, должностных лиц и граждан.

Глава 4

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие и значение финансового контроля. Финан­совый контроль представляет специальный государствен­ный контроль, осуществляемый как деятельность финан­совых органов и их должностных лиц по обеспечению за­конности, финансовой дисциплины и целесообразности при мобилизации, распределении и использовании централи­зованных и децентрализованных денежных фондов и свя­занных с ними материальных средств. При анализе содер­жания финансового контроля необходимо обратить внима­ние на некоторые особенности, раскрывающие его:

1 Урядовий кур'єр, 11.01.2002, № 6.

2 Офіційний вісник України. — 2000. — № 38.


1. Это специальный государственный контроль, который
предполагает два аспекта:

а) осуществляется специальными субъектами, наделен­
ными государством особой компетенцией именно в области
финансового контроля;

б) осуществляется в отношении специального объекта —
централизованных и децентрализованных денежных фон­
дов;

2. Он включает контроль за финансовой дисциплиной. Это предполагает широкий подход к содержанию финансо­вого контроля.

3. Финансовый контроль характеризуется четкой целе­направленностью. Прежде всего речь идет о направленности объекта контроля, о чем подчеркивалось выше. Но важно учитывать и целевой характер движения денежных фондов в условиях публичного регулирования, когда денежные ресурсы выделяются на обозначенные цели и нецелевое их расходование ограничено императивными запретами.

4. Финансовый контроль связан не только с денежными, но и с материальными средствами. Естественно, участвуют последние в данном процессе косвенно, опосредованно:

а) как объект определения денежных обязанностей (к при­
меру, в основе исчисления и уплаты имущественных налогов
лежит предмет налогообложения — определенный имуще­
ственный комплекс или его часть);

б) как средство обеспечения денежных обязательств,
когда происходит реализация определенного имущества, а
за счет вырученных денежных средств погашаются денеж­
ные обязанности.

Объектом финансового контроля являются преимуще­ственно денежные отношения, возникающие при движении публичных денежных ресурсов. При этом объект финансо­вого контроля необходимо отличать от предмета. Предметом же финансового контроля является, фактически, первичная документация (бухгалтерские отчеты, сметы, балансы и т.д.), свидетельствующая и подтверждающая движение контролируемых денежных фондов. В широком смысле слова объект финансового контроля не ограничивается только денежными средствами. Он предполагает и контроль за использованием материальных, трудовых, природных и иных ресурсов, поскольку именно они ложатся в основу определения финансовых обязанностей субъектов.


Виды финансового контроля. Финансовый контроль можно характеризовать по нескольким направлениям: характеру органов, которые его осуществляют, времени проведения, направлениям контролируемой деятельности и т.д. Именно эти основания и ложатся в основу выделения видов финансового контроля. Исходя из этого финансовый контроль можно классифицировать по нескольким направ­лениям:

1. По времени осуществления:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий.

2. По субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный;

б) независимый.

3. По содержанию, природе контролируемых отношений
финансовый контроль разделяется, фактически, на инсти­
туциональные виды и обособляет контролируемые действия
по характеру институтов Особенной части. Исходя из этого
можно выделить:

а) бюджетный контроль;

б) налоговый контроль;

в) банковский контроль;

г) валютный контроль.

4. По источникам контроля:

а) документальный — финансовый контроль, состоящий
в анализе и проверке первичной документации (смет, ба­
лансов и т.д.), связанный с движением денежных средств;

б) фактический — финансовый контроль, в ходе которо­
го осуществляется анализ как документов, так и денежных,
материальных средств, движение которых документально
закрепляется, проверяется соответствие записей и наличия
денежных и материальных ресурсов.

5. По периодичности осуществления:

а) оперативный финансовый контроль осуществляется
в пределах отчетного периода;

б) периодический финансовый контроль охватывает
Деятельность органов финансового контроля по истечении
отчетного периода, связанную с проверкой законности,
Целесообразности использования денежных ресурсов.


Методы финансового контроля. Методы финансово­го контроля представляют собой способы и приемы его проведения, осуществления контрольных мероприятий. Выбор конкретного метода контроля зависит от многих факторов, но прежде всего — это вид контролируемого и контролирующего субъекта, объект контроля, его цели и задачи. Методы финансового контроля реализуются в методиках, правилах его проведения, определенных кон­кретных действиях, детализирующих порядок проведения проверок. Методика финансового контроля имеет в боль­шей степени прикладной характер, регулируется в основ­ном процессуальными нормами, часто — актами приме­нения права.

Финансовый контроль осуществляется следующими методами:

1. Учет предполагает контролирующие действия, озна­
комление при постановке на учет обязанных лиц, объектов,
лежащих в основе исчисления денежных обязательств. Этот
метод финансового контроля можно дифференцировать по
двум направлениям:

а) учет обязанных лиц при включении данных о них в
соответствующие реестры, внесении изменений в учетную
документацию;

б) учет объектов (денежных средств, материальных ре­
сурсов), с которыми связываются исполнение обязанностей,
вытекающих из процесса движения денежных фондов.

2. Обследование осуществляется в отношении отдельных сторон деятельности контролируемого субъекта, опирается на широкий круг показателей и проводится в целях опреде­ления необходимости проведения детальной проверки или ревизии. Зачастую при обследовании используются такие приемы как опрос и анкетирование.

3. Анализ представляет собой системный и пофакторный метод финансового контроля, проводимый по периодиче­ской или годовой отчетности, на основании которого определяется уровень выполнения плана, норм, финансовой дисциплины.

4. Проверка представляет собой единичное контрольное действие на определенном участке деятельности контроли­руемого субъекта, осуществляемое на месте с использова­нием учетных, отчетных документов для выявления на-


рушений финансовой дисциплины и устранения их послед­ствий. Проверка выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в первичной документации. В основном в ходе проверок контролируют­ся отдельные стороны финансово-хозяйственной деятель­ности. По итогам определяются мероприятия для устране­ния выявленных недостатков.

5. Ревизия представляет собой системную деятельность специальных органов финансового контроля по анализу и исследованию первичной учетной и отчетной докумен­тации, связанной с исполнением финансовых обязанно­стей контролируемых субъектов с целью проверки их своевременного и полного исполнения, правильного веде­ния учета, исчисления сумм и осуществления отчетности. В отличие от проверки, которая представляет единичное контролируемое действие, ревизия имеет системный ха­рактер. Объектом ревизии являются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и иные документы, независимо от способов предоставления ин­формации, связанной с определением финансовых обязан­ностей.

Органы финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется системой органов. Их многообразие может классифицироваться по многим основаниям (по характеру функций и объему компетенции; по принадлежности к ветвям власти; по вертикальному уровню власти; по спосо­бу формирования)1. Применяются и иные варианты клас­сификации2.

Представляется необходимым выделить несколько основных вариантов классификации органов финансового контроля. В некоторой мере они уже затрагивались при характеристике органов финансовой деятельности, однако в данном случае сфера их деятельности сужается — только область финансового контроля. С этих позиций контроли­рующие органы можно разделить:

См. подробнее: Родионова В.М., ШлейниковВ.И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.— С. 37.

2 См.: Фінансове право: Навчальний посібник для студентів Юрид. вузів та факультетів. — К.: Вентурі., 1998.— С. 52-62.


а) по уровню:

— Верховная Рада Украины;

— Президент Украины;

— Кабинет Министров Украины;

— органы местного самоуправления;

б) по компетенции:

— органы общей компетенции (осуществляют финансо­вый контроль, наряду со своей основной деятельностью);

— органы специальной компетенции (созданы специаль­но и исключительно для действий в области финансового контроля);

в) по институтам:

— налоговые органы;

— органы Государственного казначейства;

— контрольно-ревизионные органы;

— банки и финансово-кредитные учреждения.

Содержание деятельности контролирующих органов свя­зывается со стадиями движения денежных фондов. В за­висимости от участия на той или иной стадии и разграничи­вается их компетенция.

Формирование централизованных и децентрализован­ных денежных фондов осуществляется в основном за счет поступления налогов и сборов. Соответственно этому на­делены полномочиями налоговые органы.

Аудиторский контроль. Наряду с государственным контролем в современных условиях используется аудитор­ский финансовый контроль. Аудиторский контроль на­правлен на удовлетворение потребностей заказчиков ауди­торской проверки, получение объективной информации о состоянии контролируемого объекта, оценку его финансо­вого положения. Аудиторская деятельность в Украине регламентируется Законом Украины «Об аудиторской де­ятельности» от 22 апреля 1993 года1.

Аудиторская деятельность включает в себя организаци­онное и методическое обеспечение аудита, практическое использование аудиторских проверок, предоставление иных аудиторских услуг. Услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок, связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчет-

1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 1993.— № 23.— Ст. 243.


ности, налогообложения, анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности, иных видов экономико-правового обес­печения предпринимательской деятельности юридических и физических лиц.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется на основании договора между аудитором или аудиторской организацией и контролируемым субъектом (или пользо­вателем бухгалтерской отчетности), по инициативе послед­него. Пользователями бухгалтерской отчетности могут быть уполномоченные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в деятельности хозяйствующего субъекта (собственники, учредители, кредиторы, инвесторы и т.д.), имеющие право на получение подобной информации. Пользователи бухгал­терской отчетности имеют право выступать заказчиками на проведение аудита, определять объемы и направления проверок.

Обязательная аудиторская проверка осуществляется в случаях, закрепленных ст. 10 Закона Украины «Об ауди­торской деятельности»:

1) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, иных предприятий, отчетность которых официально пуб­ликуется;

2) проверка финансового положения учредителей ком­мерческих банков, инвестиционных фондов, холдинговых компаний, предприятий с иностранными инвестициями;

3) эмитентов ценных бумаг;

4) процедура банкротства или признание неплатежеспо­собным.


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.