Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от компетенции органа, который вводит 2 страница




Суммы налога на прибыль зачисляются в бюджеты территориальных громад по местонахождению плательщи­ка налога.

Налог на доходы физических лиц. Основной целью подоходного налогообложения физических лиц является сочетание процессов формирования бюджетных доходов и сбалансирования бюджетов. Налог на доходы физиче­ских лиц, обеспечивая поступление в доходные части бюджетов, закреплен за местными бюджетами1, что и за­кладывает основу формирования городских, сельских, поселковых бюджетов. Особенностью налогообложения доходов физических лиц является определение совокупно­го дохода за вычетом доходов, не подлежащих налогообло­жению, иных расходов. Такой подход более или менее адекватен системе с жестко централизованными ценами. В условиях меняющихся цен доходы должны быть скор­ректированы с учетом прироста стоимости финансовых и материальных ресурсов, оценки запасов, формирования резервов. Именно поэтому рост доходов зачастую приоб­ретает инфляционный характер.

Важнейшим видом налогов с физических лиц, харак­терным для любой налоговой системы, является налог на Доходы физических лиц, который долгое время регулиро­вался в Украине Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года. 22 мая 2003 года был принят Закон Украины «О налоге на

1 Ст. 65 Бюджетного кодекса Украины. Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001.— № 37-38.— Ст. 189.


доходы физических лиц» № 889-IV, который вступил в силу с 1 января 2004 года (далее — Закон Украины № 889).

Принципиальной новизной Закона Украины № 889 яв-ляется детализация терминов в ст. 1, среди которых закреп-лены наиболее важные категории, необходимые при ис­числении и уплате данного налога. К таковым понятиям отнесены: доход (и его разновидности), отчетный налоговый период, общие положения, характеризующие особенности субъектного состава плательщиков, элементы объекта на­логообложения. П. 1.13 ст. 1 закреплено понятие налога на доходы физических лиц, которое характеризуется некото­рым противоречием, поскольку налог определяется как плата физического лица за услуги, которые предоставля­ются ему территориальной громадой, что не соответствует природе налога, а относится в большей степени к сборам или платам.

П. 1.20 ст. 1 определяет в качестве физического лица в целях данного Закона граждан Украины, физических лиц без гражданства и граждан иностранного государства. Этой же статьей (пп. 1.20.1; 1.20.2) определяется понятие фи­зического лица-резидента и физического лица-нерезидента. Физическим лицом-резидентом является физическое лицо, которое имеет место проживания в Украине. П. 1.14 ст. 1 Закона Украины № 889 закреплено понятие налогового адреса физического лица, в качестве которого выделяется место постоянного или преимущественного проживания плательщика налога, место налоговой регистрации пла­тельщика налога, определенное в соответствии с законода­тельством. При условии постоянного проживания за гра­ницей физическое лицо считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жиз­ненных интересов) в Украине. В случае невозможности определения по этим критериям резидентства физическое лицо считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

При определении резиденства законодатель использует и несколько дополнительных критериев, когда в качестве достаточного условия центра жизненных интересов физи­ческого лица определяет: место постоянного проживания членов семьи; регистрацию как субъекта предприниматель-


ской деятельности; гражданство Украины (принадлежность к гражданству Украины определяется Законом Украины от 16 апреля 1997 года «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины»). Достаточным осно­ванием для признания лица резидентом является самосто­ятельное определение им основного места проживания на территории Украины.

Таким образом, в основе налогообложения физических лиц заложены два основных принципа:

1) принцип равенства в налоговой сфере иностранцев, лиц без гражданства и граждан государства, на территории которого они извлекают доходы;

2) право государства, граждане которого получают до­ходы за его пределами, облагать эти доходы налогом, сред­ства от поступления которого должны расходоваться на развитие производства данных территорий.

В соответствии со ст. 2 Закона Украины № 889 платель­щики налога подразделяются на резидентов и нерезидентов. При этом в качестве плательщиков налога выступают:

а) резиденты, получающие как доходы с источником их
происхождения на территории Украины, так и иностранные
доходы;

б) нерезиденты, получающие доходы только с источни­
ком их происхождения на территории Украины.

Понятие и состав дохода с источником его происхожде­ния в Украине (п. 1.3) и иностранного дохода (п. 1.4) за­креплены ст. 1 Закона.

При характеристике плательщика налога необходимо учитывать и положения п. 19.1 ст. 19 Закона, которым за­креплены ряд обязанностей плательщиков налога на до­ходы (вести учет доходов и расходов; получать и хранить Документы первичного учета; подавать декларацию; предо­ставлять для проверки документы, связанные с налого­обложением, и т.д.).

С принятием Закона Украины № 889 большая определен­ность появляется в определении статуса налогового агента. Если до этого момента достаточно четко он был определен в механизме акцизного сбора, то на сегодня это характерно и для налога на доходы физических лиц. П. 1.15 ст. 1 За­кона закрепляет понятие налогового агента как лица, обя­занного начислять, удерживать и уплачивать этот налог в


бюджет от имени и за счет налогоплательщика, вести на­логовый учет и предоставлять налоговую отчетность на­логовым органам, нести ответственность за нарушение норм Закона Украины № 889.

В качестве налоговых агентов могут выступать:

а) юридические лица (их филиалы, отделения, иные
обособленные подразделения);

б) физические лица;

в) нерезидент или его представительство;

г) физические лица-субъекты предпринимательской
деятельности, которые используют наемный труд других
физических лиц в отношении выплаты заработной платы
(других выплат и вознаграждений) таким физическим
лицам.

Не может быть налоговым агентом нерезидент или фи-зическое лицо, не имеющее статуса субъекта предприни­мательской деятельности, или не являющееся лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятель­ность (пп. 8.2.2. ст. 8 Закона).

Объект налогообложения тесно связан с категорией плательщиков налога, так как обязанности уплаты налога у налогоплательщика возникают только при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установ­ленным законодательными актами. Ряд общих положений для определения объекта налогообложения при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц закреплено статьей 1 Закона Украины № 889: дополнительные блага (п. 1.1); доход (п. 1.2); доход с источником его происхож дения в Украине (п. 1.3); иностранный доход (п. 1.4); общий облагаемый доход (п. 1.6) и т.д. Непосредственно объекту налогообложения посвящено несколько статей Закона. Так, если ст. 3 регулирует понятие объекта налогообложе­ния, то ст. 4 определяет общий облагаемый доход (годовой и месячный).

Объект налогообложения дифференцируется в зависи­мости от статуса плательщика налога. Объектом налого­обложения у резидента являются (п. 3.1):

а) общий месячный облагаемый доход;

б) чистый годовой облагаемый доход (как общий годовой
облагаемый доход, уменьшенный на сумму налогового
кредита отчетного года);


в) доходы с источником их происхождения в Украине,
подлежащие конечному налогообложению при их вы­
плате;

г) иностранные доходы.

Объектом налогообложения нерезидента выступают (п. 3.2):

а) общий месячный облагаемый доход с источником его
происхождения в Украине;

б) общий годовой облагаемый доход с источником его
происхождения в Украине;

в) доходы с источником их происхождения в Украине,
подлежащие конечному налогообложению при их выплате.

Ст. 4 определяется общий облагаемый доход. При этом важно учитывать, что понятие и структура общего облага­емого дохода закреплены п. 1.6ст. 1. Так, общий облагаемый доход представляет собой любой доход, подлежащий нало­гообложению в соответствии с Законом Украины № 889, начисленный (выплаченный) в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового периода.

Под отчетным налоговым периодом понимается про­межуток времени, который начинается первым календар­ным днем первого месяца такого периода и заканчивается последним календарным днем последнего месяца такого периода. При этом важно учитывать нормы Закона Украи­ны № 2181, которым закрепляются различные виды нало­говых периодов при подаче налоговой отчетности (годовой, квартальный, месячный). Для месячного налогового пери­ода первый и последний месяцы совпадают. Если платель­щик впервые получает доходы, подлежащие налогообложе­нию в середине налогового периода, то первый налоговый период начинается с дня получения таких доходов. В случае смерти плательщика, признания его судом умершим или безвестно отсутствующим, утрате статуса резидента послед­ним налоговым периодом считается период, оканчивающий­ся днем, на который приходится смерть плательщика на­лога, вынесение судебного решения или утрата им статуса резидента.

Общий облагаемый доход включает в себя:

а) доходы, подлежащие конечному налогообложению при их начислении (выплате);


б) доходы, подлежащие налогообложению в составе об­
щего годового облагаемого дохода;

в) доходы, подлежащие налогообложению по иным пра­
вилам, чем определено Законом Украины № 889.

Общий облагаемый доход выступает в двух формах: об­щий годовой облагаемый доход и общий месячный облага­емый доход. Общий годовой облагаемый доход равняется сумме общих месячных доходов, подлежащих налогообло­жению и выплаченных (начисленных) на протяжении та­кого отчетного налогового года. Общий годовой облагаемый доход состоит из суммы общих месячных облагаемых до­ходов отчетного года и иностранных доходов, полученных на протяжении такого отчетного года.

Общий месячный облагаемый доход равняется сумме облагаемых доходов, выплаченных (начисленных) на про­тяжении отчетного налогового месяца. П. 4.2 ст. 4 Закона закреплен закрытый перечень поступлений (всего к ним отнесено 17 разновидностей доходов), которые включаются в состав общего месячного облагаемого дохода. Среди них законодатель выделяет заработную плату, стоимость по­дарков, страховые взносы и выплаты, доходы от аренды, доходы в виде неустойки, штрафа или пени, средства или имущество, полученные плательщиком налога как взятка, украденные или найденные как клад и т.д.

Переход к единой ставке налога, видимо, устранит мно­жество коллизий и споров, которые были порождены ст. 7 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном на­логе с граждан». Ст. 7 Закона Украины № 889 ставка на­лога определена в размере 15% от объекта налогообложе­ния. П. 22.3 ст. 22 «Конечные положения* устанавливает определенный мораторий на применение этой ставки и за­крепляет на период с 1 января 2004 года до 31 декабря 2006 года ставку налогообложения на уровне 13% от объекта налогообложения.

Помимо этой основной ставки, п. 7.2 закреплена ставка 5% при начислении налога налоговым агентом как:

а) процент на депозит;

б) процентный или дисконтный доход;

в) процент на вклад (взнос) в кредитный союз;

г) инвестиционный доход, выплачиваемый компанией,
управляющей активами института общего инвестирова­
ния;


д) доход по ипотечным сертификатам участия, ипотеч­
ным сертификатам с фиксированной доходностью;

е) доход по сертификатам фонда операций с недвижи­
мостью;

ж) доход, выплачиваемый управителем фонда финанси­
рования строительства;

з) доход участника фонда банковского управления;

и) в иных случаях, определенных Законом.

Налогообложению в соответствии со ставкой 30% под­лежат доходы, начисленные как выигрыш или приз (кроме выигрышей в государственную лотерею в денежном выра­жении), либо иные доходы, начисленные в пользу нерези­дентов — физических лиц.

П. 7.4 т. 7 устанавливается возможность применения ставки налога иного размера. В данном случае речь идет о налогообложении специфических доходов или операций, закрепленных статьями 9-15 Закона.

Особенностью законодательного регулирования льгот данным актом является их рассредоточенность по многим статьям Закона. Фактически в каждой статье, регулирую­щей содержание отдельного элемента правового механизма налога, содержится часть, закрепляющая определенные льготные режимы.

Некоторые освобождения закреплены законодателем при регулировании ставки налога. В соответствии с п. 7.2 ст. 7 Закона устанавливается ставка в размере 5% от объ­екта налогообложения, исчисляемом налоговым агентом. Возможность применения пониженных ставок закрепля­ется и при налогообложении доходов от осуществления некоторых операций.

С принятием Закона Украины № 889 появляется особый режим использования налоговых социальных льгот (ст. 6). Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного облагаемого дохода при:

а) условии получения дохода из источников на террито­
рии Украины;

б) получении доходов от одного работодателя;

в) получении доходов в виде заработной платы.
Предоставление налоговой социальной льготы осущест­
вляется в следующих размерах:

1) 50% одной минимальной заработной платы — для любого налогоплательщика;


2) 150% суммы льготы — для плательщика, который является вдовой или вдовцом; одинокой матерью или отцом (опекуном, попечителем) — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет; содержит ребенка-инвалида I или II группы; имеет троих или более детей в возрасте до 18 лет; лицом, относящимся к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вслед­ствие Чернобыльской катастрофы; учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом, военнослужащим срочной службы; инвалидом I или II группы; лицом, кото­рому назначена пожизненная стипендия как гражданину, преследовавшемуся за правозащитную деятельность;

3) 200% суммы льготы — для плательщика, который является Героем Украины, Героем Советского Союза или полным кавалером ордена Славы или Трудовой Славы; участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в это время работало в тылу; бывшим заключенным концлагерей, гетто, других мест принудительного удержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным; лицом, которое было насильно вы­везено с территории бывшего СССР во время Второй миро­вой войны; лицом, находившимся на блокадной территории бывшего Ленинграда в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Налоговая социальная льгота применяется только по одному месту начисления (выплаты) заработной платы. В случае возможности применения налоговой социальной льготы по двум или более основаниям она используется один раз по основаниям, предполагающим ее наибольший размер. Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы, которая начинает применяться с мо­мента получения такого заявления. В случае, если налого­плательщик подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю, то в таком случае он теряет право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения доходов начиная с месяца, в котором имело место подобное правонарушение.

П.п. 6.3.3 ст. 6 Закона закрепляет закрытый перечень оснований, при наличии которых налоговая социальная льгота не может быть применена.


Впервые с принятием Закона Украины № 889 в налого-вом законодательстве Украины получил столь четкое за­крепление механизм налогового кредита (ст. 5). В опреде­ленной мере может сложиться представление, что таким образом выделяется определенная форма налоговых льгот, тем более что следующая статья Закона регулирует нало­говые социальные льготы. Однако более точно оценивать налоговый кредит как специфическую форму отсрочки или рассрочки уплаты налога в бюджет.

Налогоплательщик получает право на налоговый кредит по итогам отчетного налогового года. Основания для его начисления, конкретные суммы, отражающие размер на­логового кредита, указываются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации. Расчет сумм налогового кредита осуществляется путем учета фактически понесен­ных затрат, которые подтверждаются налогоплательщиком документально (фискальным или товарным чеком, кассо­вым ордером, товарной накладной, иными расчетными документами либо договором, идентифицирующим про­давца и определяющим сумму таких затрат).

Налогоплательщик имеет право включить в состав на­логового периода такие затраты:

а) часть суммы процентов по ипотечному кредиту;

б) от двух до пяти процентов суммы общего облагаемого
дохода отчетного года в форме средств или стоимости иму­
щества, переданных плательщиком как пожертвование или
благотворительные взносы неприбыльным организациям;

в) сумму средств, выплаченных плательщиком в пользу
учреждения образования для компенсации стоимости сред­
ней профессиональной или высшей формы обучения тако­
го плательщика или члена его семьи;

г) сумму собственных средств плательщика, выплачен­
ных в пользу учреждений охраны здоровья для компенса­
ции стоимости платных услуг;

д) сумму расходов плательщика на уплату за собствен­
ный счет страховых взносов и страховых премий;

е) сумму затрат плательщика на искусственное оплодо­
творение, оплату стоимости государственных услуг, свя­
занных с усыновлением ребенка.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет подо­ходного налога осуществляется предприятиями, учре-


ждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, производящими выплаты доходов. С появ­лением четкого регулирования статуса налогового агента особенности исчисления и уплаты подоходного налога не­сколько изменились. Прежде всего это связано с увеличе­нием обязанностей именно лиц, выполняющих функции налогового агента.

Сумма налога исчисляется дважды: в течение года — у источника выплат; по итогам года — налоговой инспекци­ей по месту жительства плательщика. Особенностью еже­месячных расчетов является то, что из налогооблагаемого дохода не исключают предусмотренных законодательством льгот и скидок, и в течение 30 дней после выплаты пред­приятия обязаны выслать в налоговые инспекции по месту проживания каждого плательщика сведения о сумме до­хода и удержанного налога. Впоследствии по итогам кален­дарного года налогоплательщики обязаны подать в налого­вые инспекции до 1 марта следующего за отчетным года по месту проживания налоговые декларации.

Налог, удерживаемый с доходов резидентов, подлежит зачислению в бюджет в соответствии с нормами ст. 65 Бюд­жетного кодекса. Налог, удерживаемый с доходов нерези­дентов, зачисляется в бюджет территориальной громады по месту удержания такого налога.

Юридическое лицо одновременно с представлением до­кументов на получение средств для выплаты доходов на­логоплательщику уплачивает (перечисляет) суммы удер­жанного налога на соответствующие распределительные счета территориальных управлений Государственного каз­начейства Украины. Последние осуществляют распределе­ние этих средств в соответствии с нормами ст. 65 Бюджет­ного кодекса Украины и направляют их в соответствующие местные бюджеты.

Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога на доходы в виде заработной платы, является работодатель (самозанятое лицо), выплачивающий доходы налогоплательщику. При выплате иных доходов ответственным за начисление, удер­жание и уплату налога является:

а) налоговый агент — при налогообложении доходов с источником их происхождения в Украине;


б) плательщик налога — при выплате иностранных до­ходов и выплате доходов плательщику физическими ли­цами.

Порядок предоставления годовой декларации об имуще­ственном положении и доходах (налоговой декларации) регулируется ст. 18 Закона Украины № 889. Налоговая декларация подается налогоплательщиком в случае нали­чия у него обязанности подавать такую декларацию и реа­лизации права при ее подаче на получение налогового кредита. Выполненной обязанность налогоплательщика по подаче декларации считается в случае, если он получал до­ходы исключительно от налоговых агентов, обязанных подавать отчетность самостоятельно. При выезде за грани­цу на постоянное место жительства налоговые резиденты обязаны подавать декларацию не позднее окончания 60-го календарного дня, предшествующего такому выезду. П. 18.4 Закона закрепляет основания, при которых налогоплатель­щики освобождаются от обязанности подачи декларации (являются несовершеннолетними, недееспособными, на­ходятся под арестом или в розыске, находятся на срочной воинской службе и.т.д.).

Налоговая декларация заполняется налогоплательщи­ком самостоятельно или иным лицом. Такое лицо осущест­вляет действия по заполнению декларации на основании нотариально удостоверенного поручения налогоплатель­щика. В этом случае декларация должна содержать инфор­мацию о таком лице на уровне информации о налогопла­тельщике.

Налогоплательщик до 1 марта года, следующего за от­четным, имеет право обратиться с запросом в соответству­ющий налоговый орган с просьбой заполнить годовую на­логовую декларацию, а налоговый орган обязан предоста­вить безоплатные услуги по такому заполнению. Отказ должностного лица налогового органа в этом освобождает налогоплательщика от ответственности за неполное или неверное заполнение декларации.

Форма налоговой декларации определяется централь­ным налоговым органом и согласуется с соответствующим комитетом Верховной Рады Украины. Форма декларации должна удовлетворять следующим условиям:

а) общая часть должна иметь упрощенный вид;

б) являться единой для всех случаев ее предоставления;


в) расчеты отдельных видов доходов должны содержать­
ся в приложениях к декларации;

г) декларация и приложения должны составляться с
использованием общепринятой терминологии государ­
ственного языка;

д) декларация и приложения должны содержать инфор­
мацию, достаточную для идентификации плательщика и
сумм его налоговых обязательств либо сумм бюджетного
возмещения.

Ответственными за нарушение норм Закона Украины № 889 являются:

а) налоговые агенты — при нарушении правил начисле
ния, удержания и уплаты в бюджет налога на доходы,
осуществляемых налоговыми агентами;

б) налогоплательщики — при нарушении правил уплаты
налога с чистого годового облагаемого дохода.

Налог на землю. Использование налога на землю регу­лируется Земельным кодексом Украины, Законом Украй ны от 3 июля 1992 года «О плате за землю»1, постановле ниями Кабинета Министров2, изменениями по отдельным нормам в законах, регулирующих бюджетные правоотно­шения, и т.д.

Плата за землю в Украине взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая зависит от качества и местонахождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли. Размер земельного налога определяется из расчета на год и устанавливается в виде платежей за еди­ницу земельной площади. При этом размер налога не за­висит от результатов хозяйственной деятельности собствен­ников или пользователей участков.

Плательщиками налога выступают собственники земли и землепользователи, за исключением арендаторов.

Объектом платы является земельный участок, который находится в собственности, пользовании (в том числе и на условиях аренды). В зависимости от размеров земельных участков и их производственного назначения выделены

1 Закон України «Про плату за землю» // Відомості Верховної
Ради України. — 1992. — №38. — Ст.560.

2 Офіційний вісник України. — 1999. — №18. — Ст.807;
№19. — Ст.838; №43. — Ст.1602.


группы земель сельскохозяйственного назначения (разд. 2 Закона Украины «О плате за землю») и земель несельско­хозяйственного назначения. Единицей начисления налога, по отношению к которой используются законодательно за­крепленные ставки, является один гектар пахотных земель, покосного луга, пастбищ, многолетних насаждений.

Средние ставки налога варьируют в зависимости от двух принципов:

— конкретного региона;

— целевого использования земельного участка (в зави­симости от этого законодатель и закрепляет ставки по двум разделам: земли сельскохозяйственного и несельскохозяй­ственного назначения, населенных пунктов и другие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.