Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внебюджетных целевых фондов




ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ

Внебюджетные целевые фонды — это фонды финансовых ресурсов, необходимых для финансирования приоритетных направлений социально-экономических задач государства и органов местного самоуправления. Они всегда формиру­ются за счет обязательных взносов и отчислений юридиче­ских и физических лиц и предназначаются, как правило, для реализации конституционных прав граждан на пенси­онное обеспечение, социальное страхование, охрану здоро­вья и во многих странах — на медицинскую помощь. Эти фонды являются государственной собственностью.

Внебюджетные целевые фонды в Украине создаются только на государственном уровне. По целевому назначе­нию они имеют социальную направленность, по способу образования — самостоятельное управление. Централизо­ванные целевые внебюджетные фонды создаются компе­тентными органами со строго целевой направленностью.

Социальные внебюджетные фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Но самостоятельность эта иная, чем у других юридических лиц — государствен­ных, кооперативных, акционерных и частных организаций. Внебюджетные фонды организуют мобилизацию и исполь­зование средств фондов в размерах и на цели, предусмотрен­ные государством в положениях об этих фондах. Государ­ство определяет уровень страховых платежей, по его реше­нию изменяется структура и уровень денежных выплат из социальных фондов.

При помощи государственных внебюджетных фондов решаются важнейшие социальные задачи:

социальной защиты населения;

повышения жизненного уровня населения;

сохранения и улучшения здоровья населения;

социальной ориентации безработного населения;


оказания социальных услуг населению. Источниками формирования доходов государственных целевых внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи юридических и физических лиц, установленные законодательством;

2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

3) средства Государственного бюджета;

4) прочие доходы.

Статьи расходов государственных целевых внебюджет­ных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением, регламентируемым соответству­ющими законами.

Пенсионный фонд — самый крупный внебюджетный фонд, поскольку в Украине около 14 млн. жителей — пен­сионеры.

Задачами Пенсионного фонда являются: сбор и аккуму­ляция обязательных страховых взносов на выплату пенсий и других выплат; участие в финансировании государствен­ных и областных программ социальной поддержки пенси­онеров; организация международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

Фонд создан для оказания помощи безработным. Пере­ход к рыночной экономике не идет гладко. Много граждан трудоспособного возраста оказались безработными. Им нужно переучиваться, получать новую специальность, ис­кать место работы, а пока необходимо получать пособие по безработице.

Основными задачами фонда являются:

— аккумуляция средств для осуществления возложен­ных на него задач;

— выплата материального обеспечения лицам, имеющим статус безработного;

— организация работы центральных и местных органов управления фондом;

— выплата помощи в связи с частичной безработицей;

— выплата помощи на погребение в случае смерти без­работного;


выплата дотации работодателю на создание дополни­тельных рабочих мест;

— налаживание контактов с другими целевыми фон­дами.

Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Задачами этого фонда являются:

— управление общегосударственным социальным стра­хованием на случай временной утраты трудоспособности, а также связанным с рождением и погребением;

— аккумуляция средств фондом;

— финансирование материального обеспечения и соци­альных услуг соответствующих лиц;

— контроль за использованием средств фонда.

Фонд социального страхования от несчастных случаев. Основными задачами фонда являются:

— своевременно и в полном объеме компенсировать убытки, причиненные работнику вследствие повреждения его здоровья, а в случае его смерти — членам его семьи;

— предоставлять помощь в связи с временной нетрудо­способностью до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

— организовать погребение умершего;

— способствовать созданию условий для своевременного оказания квалифицированной первой неотложной помощи потерпевшему;

— организовать целенаправленное и эффективное лече­ние потерпевшего;

— применять все меры для поддержания возобновления и повышения трудоспособности потерпевшего;

— предоставлять реабилитационную помощь потерпев­шему дома, в санаторно-курортных учреждениях и т.д.;

— организовывать рабочие места для инвалидов само­стоятельно или совместно с органами исполнительной власти;

— уплачивать за потерпевшего взносы на медицинское и пенсионное страхование.


Глава 10 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Понятие государственного кредита. Государственный кредит, наряду с бюджетной системой, занимает важное место в процессе перераспределения совокупного обществен­ного продукта. Несмотря на детальное обсуждение состава доходов и расходов на стадии проекта бюджета, добиться их четкой сбалансированности, соответствия не удается ни на этапе обсуждения проекта бюджета, ни на стадии исполне­ния его. На сбалансирование этих составных частей бюдже­та и направлен механизм государственного кредита.

Государственный кредит обеспечивает аккумуляцию временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Необходимо учитывать, что денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и через механизм обязательных, безусловных платежей (налогов и сборов). В юридической литературе подробно обосновывается различие между этими формами1. Во-пер­вых, государственный кредит имеет добровольный и дого­ворной характер, налоги — обязательный и императивный; во-вторых, налоги уменьшают денежные средства платель­щика, государственный кредит не уменьшает (даже пред­полагает их увеличение — за счет выплаты процента); в-третьих, полученные налоговые платежи не порождают никаких обязанностей государства, получение же средств от государственного кредитования предполагает возврат денежных средств с выплатой процентов; в-четвертых, на­логовые поступления направляются в бюджет без детали­зации цели, тогда как средства, полученные за счет госу­дарственного кредитования, — исключительно на миними­зацию дефицита бюджета.

Таким образом, государственный кредит представляет собой урегулированные нормами права отношения по ак­кумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях плат­ности, срочности, возмездности и возвратности в целях уменьшения дефицита бюджета.

1 См.: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2002. — С. 447-448.


Содержание государственного кредита раскрывается в его специфических чертах:

а) носит добровольный и договорной характер;

б) заемщиком выступает государство, кредиторами -
юридические и физические лица;

в) средством обеспечения государственных займов явля­
ется все государственное имущество;

г) имеет возвратный, платный, срочный характер;

д) средства, вырученные за счет государственного креди­
та, направляются на минимизацию бюджетного дефицита;

е) применяется путем размещения государственных
ценных бумаг.

Особенности института государственного кредита.

Отношения, регулирующие механизм государственного кредита, имеют довольно сложный, многоплановый харак­тер, что позволяет ставить вопрос и обосновывать комплекс­ный характер этого института, включающего нормы не только финансово-правовой отрасли, но и иных отраслей1. Отношения в области государственного кредита складыва­ются по поводу формирования, функционирования и по­гашения государственного внутреннего долга, они возни­кают в процессе финансовой деятельности государства по аккумуляции временно свободных денежных средств юри­дических и физических лиц. Объектом данных правоот­ношений являются денежные ресурсы, переходящие госу­дарству в форме внутренних государственных займов и составляющие государственный долг.

Субъектный состав правоотношения по поводу государ­ственного кредита довольно многообразен. С одной стороны, это государство или уполномоченные им органы. Примеча­тельно в данном случае, что именно государство (а не уполномоченные им органы) является субъектом отноше­ний. Во-первых, денежные средства, аккумулируемые в форме государственных займов, поступают именно госу­дарству и направляются на уменьшение дефицита бюджета,

1 См.: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2002.— С. 460, 456-457; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999.— С. 466.


образуют, в итоге, государственный долг, а не долг уполно­моченных государством органов, участвующих в этих от­ношениях. Во-вторых, обеспечением государственных займов, в конечном счете, является имущество государства. Таким образом, деятельность уполномоченных государ­ством субъектов (Кабинета Министров, Министерства фи­нансов и т.д.) не исключает и участие государства как са­мостоятельного субъекта в отношениях государственного кредитования.

Другую сторону субъектов данных отношений представ­ляют кредиторы — юридические и физические лица. При­чем в данном случае, видимо, может идти речь о специаль­ном характере подобных субъектов, поскольку ими будут являться не все юридические или физические лица, а толь­ко располагающие временно свободными денежными сред­ствами, которые они предоставили в форме внутреннего государственного займа.

Действительно, юридические и физические лица на до­бровольной основе приобретают государственные ценные бумаги, осуществляют внутренние займы, но вряд ли в этом случае можно ставить знак равенства между подобными отношениями и диспозитивными. Отношения государствен­ного кредитования (речь идет о внутреннем кредитовании) диспозитивны на стадии возникновения, но дальнейшие их развитие, реализация, прекращение не регулируются до­говорными условиями и методами. Приобретение государ­ственных ценных бумаг добровольно, но все условия кре­дитных отношений определены государством в безусловном, одностороннем порядке (срок, платность, виды, основания прекращения и изменения). Заемщик определяет условия займа, и кредиторы не могут их корректировать.

Таким образом, финансово-правовые отношения в об­ласти государственного кредита характеризуются следую­щими чертами:

1) привлекаемые государством временно свободные де­нежные средства юридических лиц идут на определенную цель — уменьшение бюджетного дефицита;

2) заключению соглашения о государственном займе предшествует принятие Закона о Государственном бюдже­те на текущий год, которым детализируются размеры и иные условия займа;


3) государство выступает в денежных отношениях в роли заемщика и гаранта долга;

4) государство в одностороннем порядке определяет условие займа1.

Глава 11 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Понятие государственного долга. Использование го­сударством механизма государственного долга обеслечива ет регулирующие процессы в экономике, воздействует на весь процесс воспроизводства. Однозначно оценить воздей­ствие государственного долга на создание, распределение и движение в целом совокупного общественного продукта, его частей сложно, эти процессы довольно противоречивы. С одной стороны, несколько ослабляется напряжение при исполнении или планировании бюджета, уменьшается его дефицит за счет привлечения временно свободных денеж­ных средств путем размещения государственных ценных бумаг, обеспечивается непрерывность финансирования государственных задач. С другой стороны, денежные сред­ства, предоставленные государству в долг, могут обесце­ниться за счет большего процента инфляции, чем процент, гарантируемый по государственным ценным бумагам, и кре­диторы потеряют реальными деньгами, несмотря на ту же вернувшуюся (или даже возросшую) абсолютную сумму.

Понятие государственного долга (долга Автономной Республики Крым или долга местного самоуправления) закреплено ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, под кото­рым понимается общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправ­ления), состоящая из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республи­ки Крым или местного самоуправления), включая долговые обязательства (Автономной Республики Крым или город­ских советов), которые вступают в силу в результате вы-

1 См. подробнее: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2002.— С.460-461.


данных гарантий по кредитам или обязательств, возника­ющих на основании законодательства или договора1. Ана­лизируя содержание государственного долга, необходимо иметь в виду, что речь идет, во-первых, об определенных суммах денежных обязательств государства на определен­ную дату; во-вторых, все непогашенные долговые обяза­тельства государства включают как основную сумму долга, так и проценты по ним; в-третьих, государственный долг включает обязательства государства по отношению к юри­дическим и физическим лицам (внутренний государствен­ный долг) и по отношению к иностранным государствам (внешний государственный долг).

Отношения государственного внутреннего долга регули­руются Законом Украины «О государственном внутреннем долге Украины» от 1 сентября 1992 года. В широком смысле государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности, охваты­вает различные формы кредитов, полученных правитель­ством, государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Законодательство более лаконично в определении внутрен­него государственного долга: «Государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме. Государствен­ный внутренний долг гарантируется всем имуществом, на­ходящимся в общегосударственной собственности»2.

Заемные средства могут аккумулироваться государ­ством, в основном, двумя способами:

а) размещением долговых ценных государственных бу­
маг;

б) получением кредитов (у иностранных государств,
специализированных финансово-кредитных институтов,
иных субъектов и т.д.).

Формы государственного долга. Государственный долг можно классифицировать по нескольким основаниям:

1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 2001.— № 37-38.—
Ст.189.

2 Ст. 1 Закона Украины «О государственном внутреннем долге
Украины». Ведомости Верховной Рады Украины.— 1992.—
№41.—Ст. 598.


1. В зависимости от характера, статуса кредиторов:

а) внешний;

б) внутренний.

2. В зависимости от заемщика:

а) государственный;

б) местный.

3. В зависимости от вида выплат:

а) капитальный;

б) текущий.

Правовой режим государственных ценных бумаг. Основной формой государственной задолженности являют­ся государственные ценные бумаги. Именно этот институт регулирует кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, которые оформля­ются путем выпуска и размещения государственных цен­ных бумаг. О природе подобных отношений речь шла в главе «Правовыеосновы государственного кредита», поэто­му возвращаться к этому не имеет смысла.

Рынок государственных ценных бумаг является орга­ничной частью финансовой системы. Эмиссия государствен­ных ценных бумаг более удобна и эффективна по сравнению с заимствованием денежных ресурсов Национальным бан­ком, позволяет оперативно осуществлять действия по управлению государственным долгом. Государство, при­влекая дополнительные ресурсы, укрепляет вторичный рынок ценных бумаг, что и обеспечивает удовлетворение потребности в дополнительных денежных средствах пре­имущественно через эмиссию ценных бумаг.

Государственные внутренние займы могут оформляться различными видами ценных бумаг: облигациями государ­ственного внутреннего займа, государственными кратко­срочными бескупонными облигациями, казначейскими векселями, казначейскими обязательствами, государствен­ными долговыми товарными обязательствами и т.д. В Укра­ине используются далеко не все формы этих ценных бумаг. Условия, порядок выпуска государственных ценных бумаг регулируются Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года1.

1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 1991.— № 38.— Ст. 508.


Облигации внешних государственных займов Украи­ны — ценные бумаги, которые размещаются на междуна­родных и иностранных фондовых рынках, подтверждают обязательство Украины возместить их предъявителям но­минальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций. Облигации внешних госу­дарственных займов Украины могут деноминироваться в конвертируемой иностранной валюте. Подобные облигации оплачиваются исключительно в конвертируемой иностран­ной валюте, соответственно условиям выпуска, и могут быть процентными, дисконтными, именными, на предъявителя, со свободным или ограниченным оборотом. Эмитентом внешних государственных облигаций Украины является государство в лице Министерства финансов. Денежные средства, полученные от их размещения, направляются исключительно в Государственный бюджет Украины. Ре­шение об их выпуске принимается Кабинетом Министров Украины относительно каждого выпуска и оформляется постановлением Кабинета Министров Украины, в котором обозначаются условия выпуска (общий объем выпуска, номинальная стоимость одной облигации, валюта, срок выплаты, размер дохода, срок погашения и т.д.).

Казначейские обязательства Украины — вид ценных бумаг на предъявителя, размещаемый исключительно на добровольных основах среди населения, свидетельствую­щий о внесении их собственниками денежных средств в бюджет и дающий право на получение дохода. Казначей­ские обязательства бывают трех видов:

а) долгосрочные (от 5 до 10 лет);

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет);

в) краткосрочные (до 1 года).

Решение о выпуске долгосрочных и краткосрочных казначейских обязательств принимается Кабинетом Мини­стров Украины, краткосрочных — Министерством финан­сов Украины. В решении об их выпуске определяются условия. Средства от реализации казначейских обяза­тельств направляются на покрытие текущих расходов Го­сударственного бюджета.


Глава 12

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Основные отрасли и виды государственного страхо­вания. Обязательное государственное страхование пред­ставляет собой систему прав, обязанностей и гарантий, предусматривающих предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной утраты трудо­способности, потери кормильца, безработицы по не завися­щим от них условиям, по старости и в иных случаях, пред­усмотренных законом, за счет денежных фондов, форми­рующихся путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом, гражданами, а также бюджетных и иных источников.

В зависимости от страхового случая Основами закрепле­ны также виды обязательного государственного социаль­ного страхования:

— пенсионное страхование;

— страхование в связи с временной потерей трудоспособ­ности и затратами, связанными с рождением и захороне­нием;

— медицинское страхование;

— страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к утра­те трудоспособности;

— страхование на случай безработицы;

— иные виды страхования, предусмотренные законами Украины.

Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого осуществляется обязательное государственное социальное страхование. Страховщиками являются целе­вые страховые фонды по пенсионному страхованию, меди­цинскому страхованию и другие. Обязательному государ­ственному социальному страхованию подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):

а) на предприятиях, в учреждениях, организациях не­
зависимо от форм собственности;

б) у физических лиц;


2) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, граждане — субъекты предпринимательской деятельно­сти.

Страховые фонды как органы, осуществляющие руко­водство и управление отдельными видами обязательного государственного социального страхования, осуществляют сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль за ис­пользованием средств, обеспечивают финансирование вы­плат. Управление страховыми фондами осуществляется на паритетной основе государством и представителями субъ­ектов социального страхования. Государственный надзор в сфере обязательного государственного социального стра­хования осуществляет специально уполномоченный Каби­нетом Министров Украины центральный орган исполни­тельной власти.

— Основными источниками средств обязательного госу­дарственного социального страхования являются взносы работодателей и застрахованных лиц. Бюджетные и иные средства на эти цели предусматриваются соответствующи­ми законами по отдельным видам обязательного государ­ственного страхования.

Особенности института обязательного государ­ственного страхования. Финансово-правовой институт обязательного государственного страхования не охватыва­ет всю страховую деятельность в целом, а отграничивает только блок публично-правовых норм, используя импера­тивный метод и создавая, таким образом, однородный правовой институт. Характерными чертами отношений, которые регулируются этим институтом обязательного страхования, являются:

1) установление государством видов, порядка, условий обязательного страхования;

2) непосредственное участие государства или уполно­моченного им органа в этих отношениях;

3) применение метода государственно-властных веле­ний;

4) регулирование отношений по формированию и ис­пользованию государственных страховых фондов.

Финансово-правовые отношения в области страхования группируются по нескольким направлениям:


а) между государством (в лице Правительства) и органа­
ми исполнительной власти по надзору за страховой деятель­
ностью;

б) между органами исполнительной власти и организа­
циями-страховщиками по поводу организации страховой
деятельности;

в) между государственными органами и страховщиками
по поводу ограничения монополизма на страховом рынке;

г) между государственными контролирующими органа­
ми и страховщиками1.

Таким образом, отношения, регулируемые финансовы­ми нормами, охватывают:

1. Отношения, связанные с лицензированием деятель­ности страховщиков.

2. Отношения между страховщиками и страхователями в лице специальных органов исполнительной власти (Ми­нистерства внутренних дел, налоговых органов, таможен­ных органов и т.д.). В этом случае средства выделяются страхователям из соответствующего бюджета.

3. Отношения, связанные с контролем за законностью и целевым использованием средств обязательного государ­ственного страхования.

4. Отношения между государством и плательщиками сборов на обязательное государственное страхование2.

Глава 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.