Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины 1 страница




Функциональный аспект предмета хозяйственно-правого регулирования раскрывается в ст. 3 ХК Украины, согласно которой хозяйственная деятельность определена как деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выпол­нение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценностную основу.

Термин «общественное производство», применяемый в ст. 3 ХК Украины, нельзя толковать узко в значении производственной (мануфактурной) деятельности, исключающей торговлю, связь, перевозки, общественное питание и т.п. Общественное производ­ство — термин обобщающий, равнозначный политэкономическо-му термину «производственные отношения», предполагающий создание определенного материального продукта, будь-то товар, работа или услуга. Данный термин служит противопоставлением понятию непроизводственного потребления, предполагающего потребление благ населением для удовлетворения жизненных по­требностей. Последнее обозначает сферу, где господствуют нормы гражданского права.

Общественный характер хозяйственной деятельности находит выражение также в том, что это не разовый акт или единовременное действие, а «многоэтапная, сложная деятельность, осуществляемая систематически, профессионально, в виде промысла». Особое со­циальное значение, специфика и сложность хозяйственных отно­шений объективно требуют особого правового регулирования.

Важно учитывать, что хозяйственная деятельность имеет ярко выраженный экономический характер. Она может осуществляться с целью получения прибыли (коммерческая хозяйственная деятель­ность — предпринимательство), а может и не преследовать такую цель (некоммерческая хозяйственная деятельность). Однако в лю­бом случае ей свойственна стоимостная оценка и другие экономи­ческие характеристики.

ХК Украины в ст. 3 определяет, что сферу хозяйственных от­ношений составляют хозяйственно-производственные, организа­ционно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Пер­вую группу указанных отношений традиционно относят к гори­зонтальным отношениям, а вторую и третью — к вертикальным

отношениям.

Хозяйственно-производственные отношения возникают меж­ду субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Например, такие отношения возника­ют при взаимодействии поставщика и покупателя по договору по­ставки продукции. Здесь не возникает подчиненности субъектов друг другу, они действуют как равные и независимые контрагенты.

Иная ситуация наблюдается в организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношениях.

Организационно-хозяйственные отношения складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Такие отношения являются проявлением публичного и иного властного интереса в сфере хозяйствования. Они складываются между органами хозяйственного контроля (например, Антимоно­польный комитет, Государственная инспекция по контролю за це­нами, Государственный комитет по защите прав потребителей и др.) и предпринимателями, между органами государственного управле­ния и государственными предприятиями, между дочерними пред­приятиями и материнской (холдинговой) компанией, между хозяй­ственным объединением и предприятиями, входящими в его состав, и т.п. Организационные отношения возникают:

их учредительные документы;

— при выдаче лицензий, патентов, разрешений на размещение объектов торговли и т.п.;

— при формировании государственного заказа;

— при реализации функций государственного контроля за сфе­рой хозяйствования;

— при выполнении программ социально-экономического раз­вития;

— при обеспечении свободной экономической конкуренции;

— при защите прав потребителей;

— при регистрации и ликвидации (реорганизации) субъектов хозяйствования, внесении изменений в — при обеспечении качества продукции и безопасности произ­водства;

— при восстановлении платежеспособности субъектов предпри­нимательства или признании их банкротом;

— при предоставлении дотаций и льгот субъектам хозяйство­вания;

— при обеспечении расчетно-кассовой дисциплины и во многих других случаях, обусловленных необходимостью государ­ственного вмешательства в современные экономические от­ношения.

Вертикальные отношения в сфере хозяйствования неотделимы от горизонтальных отношений. Например, если организационные элементы расчетных отношений (кассовая дисциплина, порядок открытия и использования банковских счетов, единство банковской системы) не существуют для имущественных (деньги, безналичные переводы, кредитные ресурсы и др.) и не слиты с ними воедино, то сами по себе, потеряв имущественную основу, они не нужны; и на­оборот, что осталось бы от таких отношений, если бы они не были соответственно организованы?!1 Именно поэтому в реальной дей­ствительности нельзя расчленить нормы, регулирующие хозяй­ственные отношения на самостоятельные части гражданского и административного права. Отсутствие организационно-имуществен­ного единства хозяйственных отношений означало бы их разруше­ние и хаотичное существование.

Невольное свидетельство тому — печальные уроки начала 90-х годов, когда устранение государства от организации экономических отношений привело к уничтожению производственной сферы, ги­перинфляции и падению материального состояния граждан Украины. Вот почему нельзя забывать, что хозяйственная деятельность—слож-ноорганизованный, но единый экономический организм.

Внутрихозяйственные отношения возникают между струк­турными подразделениями субъекта-хозяйствования — юриди­ческого лица, а также между самим таким субъектом и его струк­турными подразделениями (цехами, отделами, филиалами, пред­ставительствами и т.д.). Например, такие отношения возникают по поводу перераспределения материальных ценностей между произ­водственными участками, при взаимодействии между органами управления предприятия, при составлении сводного баланса отчет­ности юридического лица и его филиалов и т.д.

Отношения, составляющие предмет хозяйственного права, могут быть дифференцированы с точки зрения их целенаправлен­ности. В этом смысле следует выделять коммерческую и некоммер­ческую хозяйственную деятельность. Хозяйственная коммерческая деятельность (предприниматель­ство) составляет основу предмета хозяйственно-правового регули­рования, поскольку подавляющее большинство норм хозяйствен­ного права посвящено регулированию коммерческих отношений.

Предпринимательство — самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятель­ность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпри­нимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК Украины). Важней­ший признак предпринимательства — направленность деятельности на получение прибыли — позволяет его называть хозяйственной коммерческой деятельностью.

Обращает на себя внимание, что ХК Украины отказывается от громоздких понятий «предпринимательская деятельность», «субъ­ект предпринимательской деятельности», заменяя его более емки­ми понятиями «предпринимательство» и «предприниматель». Тем самым закреплены фактически сложившиеся на практике традиции использования этих терминов.

Общая правовая характеристика предпринимательства, преду­смотренная ранее в Законе Украины «О предпринимательстве», находит теперь закрепление в гл. 4 ХК Украины.

Среди наиболее важных направлений правового регулирования предпринимательства следует выделить:

— установление принципов предпринимательской деятельности (ст. 43-46 ХК Украины): свобода выбора видов деятельности, не запрещенных законом, осуществление деятельности в лю­бых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя; самостоятельность в выборе программы деятельности, контрагентов и иных условий хо­зяйствования в рамках, не ограниченных законом; свободный найм работников; коммерческий расчет и собственный ком­мерческий риск; свободное распоряжение прибылью, остав­шейся после уплаты налогов; самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности и т.п.;

— закрепление отдельных лиц и видов деятельности, для кото­рых (или в сфере которых) предпринимательство запрещено или ограничено (ст. 43 ХК, ст. 4 Закона «О предприниматель­стве»1).

Не допускается предпринимательство таких категорий граждан, как военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, нотариата, а также граждан, которым решением суда запрещено заниматься предпри­нимательством, и некоторых других (законы Украины «О прокура­туре», «О статусе суд ей», «О нотариате» и др.).

Однако следует учитывать, что владение корпоративными пра­вами не является предпринимательством (ст. 167 ХК). Поэтому указанным выше лицам не запрещено покупать акции, учреждать хозяйственные общества.

Виды деятельности, предпринимательство в которых запреща­ется или ограничивается, устанавливаются исключительно законом (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 43 ХК). Например, согласно Закону «Об обраще­нии в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и в соответствии с изданным на его основе постановлением КМУ от 06.05.2000 г. запрещен оборот героина, опия, кокаина и некоторых других веществ.

Некоторые виды деятельности могут осуществляться только государственными и некоторыми другими предприятиями. Так, исключительно государственные предприятия могут заниматься изготовлением и реализацией боеприпасов и осуществлять охрану объектов государственного значения, производить и запускать ракетоносители; только государственные предприятия и полные товарищества могут проводить ломбардные операции; государ­ственные предприятия и объединения связи — осуществлять экс­плуатацию первичных сетей телефонной и спутниковой связи; Кабинет Министров Украины утверждает перечни предприятий, которым разрешено осуществлять производство бензина, техни­ческого эфира, технического спирта и т.п. (см. подробнее ст. 4 Закона «О предпринимательстве»).

Дополнительными направлениями правового регулирования предпринимательства выступают:

— нормирование порядка создания, государственной регистра­ции, реорганизации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (ст.ст. 45,51,58-61 ХК Украины, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физиче­ских лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г. и др.),

— установление общих гарантий прав предпринимателей: рав­ные права и равные возможности для привлечения и исполь­зования материально-технических, трудовых, информацион­ных, природных и других ресурсов; неприкосновенность имущества и обеспечение защиты имущественных прав пред­принимателя; возмещение убытков, причиненных предпри­нимателям, государственными органами вследствие наруше­ния имущественных прав предпринимателя или привлечения гражданина в рабочее время к выполнению государственных или общественных обязанностей и т.п. (ст. 47 ХК).

— закрепление принципов государственной поддержки предпри­нимательства: создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства, в частности, путем предоставления земельных участков и государственного имущества в порядке, установленном за­коном, подготовки кадров, обустройства неосвоенных терри­торий, и т.п; содействие малому предпринимательству (ст. 48 ХК, Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. и др.);

— регламентирование порядка привлечения предпринимателей к ответственности (ст. 49, раздел V ХК Украины и др.);

— установление правил защиты экономической конкуренции, банкротства, ценообразования и законодательное закрепление других условий осуществления предпринимательской дея­тельности.

Некоммерческая хозяйственная деятельность составляет вторую часть предмета регулирования хозяйственного права.

Некоммерческая хозяйственная деятельность — это само­стоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на. достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Некоммерческая хозяйственная дея­тельность осуществляется субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринима­тельства запрещено законом (ст. 52 ХК Украины).

Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, политические пар­тии, общественные объединения и благотворительные организации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 131, ч. 2 ст. 414 ХК Украины, ст.1 Закона «О благо­творительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г., ст.ст. 1, 21, 24 «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г.). В ряде случаев закон разрешает коммерческую деятельность таких субъ­ектов опосредовано — путем получения доходов от деятельности созданных ими предприятий.

Следует учитывать, что на субъектов хозяйствования, осущест­вляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, распро­страняются общие требования о регулировании хозяйственной де­ятельности с учетом особенностей неприбыльного характера их деятельности (ч. 1 ст. 54 ХК Украины). Однако в любом случае субъект некоммерческой хозяйственной деятельности обязан обе­спечить надлежащие условия труда наемных работников, оплату их труда не ниже определенного законом минимального размера и обеспечить другие социальные гарантии, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 54 ХК Украины).

Соотношение предмета хозяйственного права с предметом смежных отраслей права важно установить для уточнения пред­ставления о предмете хозяйственного права.

Наиболее дискуссионным является разграничение предмета регулирования хозяйственного и гражданского права

Фрагментарно предмет регулирования этих отраслей права со­впадает.

Речь идет об отдельных областях хозяйственно-правового и гражданско-правового регулирования, где имущественные от­ношения субъектов основаны на равенстве сторон. Например, в сфере возмещения вреда хозяйственные отношения не требуют специального, отличного от общегражданского построения. Здесь хозяйственное право допускает использование в своей сфере общих институтов и понятий гражданского права. Равно как из админи­стративного права хозяйственное право берет готовыми понятия должностного лица, органа исполнительной власти, акта управле­ния, а из земельного права — понятия земли и платы за пользование земельным участком и т.д.

Однако в значительной степени предмет регулирования хозяй­ственного права выходит за рамки предмета регулирования граждан­ского права. Речь идет об отношениях организационно-хозяйствен­ного и внутрихозяйственного характера. Эти отношения основаны на принципах подчинения и иных управленческих связях, а не на равенстве сторон.

Необходимо отметить, что предмет хозяйственного права в ходе правовой реформы приобрел более четкие очертания, в отличие от предмета гражданско-правового регулирования. В частности, новый ПС Украины охватил сферу публичной связи гражданина и государ­ства (главы 21 и 22), отдельными цивилистами активно разрабаты­вается теория «управления» как составляющая гражданского права1. В цивилистической литературе высказывается мнение, что главным критерием установления отраслевой принадлежности правовых от­ношений становится не предмет, а метод правового регулирования2. Утрата традиционных критериев предмета гражданско-правового регулирования на фоне опредмечивания других отраслей права, в частности, хозяйственного, земельного, морского, экологического, бюджетного, налогового и других, говорит о неизбежной и объектив­ной дальнейшей дифференциации законодательного материала. Ведь современные правоотношения нельзя вместить в прокрустово ложе принципов, выработанных в эпоху Древнего Рима.

Предмет регулирования административного права и хозяй­ственного права однозначно разграничить не всегда просто. Орга­низационные отношения в сфере хозяйствования во многом облада­ют теми же чертами, которые свойственны административно-право­вым отношениям. Однако организационные отношения в сфере хозяйствования по причине неразрывной связи с имущественными отношениями приобрели новое качество, которое привело к их вы­делению из непосредственного предмета административно-правого регулирования. Ведь нельзя, например, эффективно регулировать процессы создания предприятия (организационный аспект) без одновременного правового воздействия на отношения по наделению этого субъекта материальными ценностями (имущественный спект).

В то же время административное право в сфере хозяйствования Егулирует управленческие отношения, не имеющие имущественного содержания. К таким отношениям относятся принципы организации государственного аппарата, государственная служба, вопросы колле­гиальности и единоначалия, участие трудящихся в управлении и др. Поэтому, например, формирование управленческой структуры и вза­имодействие Антимонопольного комитетаУкраиныс иными органами управления следует относить к отношениям, урегулированным нор­мами административного права, а реализацию его компетенции при­менительно к правам и обязанностям субъектов хозяйствования — к хозяйственным отношениям, урегулированным нормами ХК Украины и иных актов хозяйственного законодательства.

Следует также прислушаться к мнению Г. Л. Знаменского о том, что вертикальные хозяйственные отношения строятся не на прямом подчинении одного лица другому, как это происходит в админи­стративной вертикали, а на взаимных обязательствах органа управ­ления и хозяйствующего субъекта и их равном подчинении обще­ственному хозяйственному порядку.

Разграничение предмета хозяйственного и трудового права следует находить в вычленении разных звеньев общественного производства, способных воспринимать правовое воздействие. Н.Г Александров отмечал, что одни из них составляют необходимые предпосылки процесса труда, а другие — отношения, возникающие непосредствен-1о по поводу применения рабочей силы. Эти вторые отношения он как аз и рассматривал в качестве предмета трудового права. Что же касается того звена производственных отношений, которое включает предпосылки труда (вовлечение в производство средств производства его организацию), то по меткому замечанию авторов учебника «Хозяйственное право» под редакцией В.К. Мамутова именно это звено и, Является предметом хозяйственного права.

Иными словами это означает, что взаимодействие между орга­нами юридического лица, между учредителями и юридическим лицом регулируется нормами хозяйственного права, а отношения по поводу реализации права на труд конкретного гражданина — нор­мами трудового права.

Не всегда просто разделить финансовые и хозяйственные от­ношения. Проблема состоит, во-первых, в неоднозначности трак­товки состава этих отношений. А во-вторых, — в их постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Однако теория и практи­ка выработали здесь определенные подходы.

Так, ст. 4 ХК Украины предусматривает, что не являются предметом регулирования кодекса финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней.

Следует также учитывать фактор вторичности финансовых от­ношений, подчеркиваемый отдельными исследователями. «Фи­нансовые отношения, — писал Э.А. Вознесенский, — имеют ха­рактер государственных финансов вообще, будучи объективно необходимыми, они тем не менее не могут существовать без госу­дарственной регламентации, без установления их на основе право­вых актов государства»'. Что же касается хозяйственных отноше­ний, то они складываются объективно и существуют в большинстве своем независимо от наличия их правового регулирования. В фи­нансовых отношениях денежная форма стоимости отделена от то­варной, не является следствием встречного движения товарной формы стоимости (распределение денег через бюджет, платежи в бюджет, собирание налогов, размещение государственных займов и т.п.):. В процессе производства и обмена, свойственного для хо­зяйственных отношений, совершается смена форм стоимости, в противовес движению исключительно денежной формы стоимости в финансовых отношениях.

Хозяйственные отношения базируются на эквивалентности об­мена. Не случайно в ч. 4 ст. 175 ХК Украины предусматривается, что безвозмездные имущественные обязательства субъектов хозяй­ствования существуют в виде исключения. В то же время для фи­нансовых отношений правилом является отсутствие обязанности по возврату материальных ценностей.

Кроме того, большинством отечественных правоведов обязатель­ным субъектом финансовых отношений называется уполномочен­ный орган государства, а финансово-правовая деятельность соотносится с государственной финансовой деятельностью. В то же время, в хозяйственных отношениях значительная часть операций производится без участия государственных организаций, а порядок создания, распределения и использования материальных ценностей зависит от их собственников.

Большая степень взаимопроникновения наблюдается во взаимо­действии хозяйственных и налоговых отношений. Это обуслов­лено, прежде всего, тем, что налоговое давление со стороны госу­дарства прямо отражается на поведении субъектов хозяйствования. И напротив, налоговый механизм, который не учитывает реалии хозяйственной системы, обречен на игнорирование субъектами хозяйствования.

Видимо поэтому во многих нормах ХК Украины регламентиру­ются налоговые отношения (например, в ч. 1 ст. 10 предусматрива­ются направления налоговой политики, ч. 2 ст. 12 — налоговые льготы в контексте средств государственного регулирования хозяй­ственной деятельности, ст. 240 — последствия сокрытия объекта налогообложения, ст. 243 — последствия создания препятствий в проведении налоговых проверок и др.). Тем самым налоговые отно­шения рассматриваются как сфера хозяйственной деятельности, а налоговая дисциплина — как необходимое условие ее осуществления.

В силу ограниченности объемов настоящего курса не представля­ется возможным остановиться подробнее на разграничении предме­та хозяйственного права с предметом иных отраслей права. Укажем лишь, что давно не существует нерушимых границ» между пред­метами регулирования отраслей права. Нередко одни и те же отно­шения регулируются различными отраслями права. Это приводит к тому, что на стыке предметов регулирования различных отраслей права возникают универсальные институты. Такой универсальнос­тью, например, обладают институты юридического лица, обязатель­ственного права, права собственности, компетенции и др.

Дальнейшая дифференциация и взаимодействие актов законо­дательства, приспособление их содержания к практическим нуждам делают зачастую бессмысленными дискуссии о жестком разделении одних отношений, урегулированных правом, от других. Главным становится определение наиболее важных и системообразующих факторов тех отношений, которые подвергаются целенаправленно­му воздействию. Лишь представив в целостном виде такие отноше­ния, в том числе хозяйственные, можно рассчитывать на адекватное и эффективное правовое регулирование со стороны государства.

§3 Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы хозяйственного права.

Вопрос о методе хозяйственного права является одним из самых дискуссионных в науке хозяйственного права.

Московскими (B.C. Мартемьянов, В.В. Лаптев и др.) и киевскими (И.Г. Побирченко, Г.В. Пронская, B.C. Щербина и др.) учеными — представителями школы хозяйственного права обосновано сочетание различных методов хозяйственно-правового регулирования.

При данном подходе выделяются такие методы хозяйственного права, как метод обязательных предписаний (иногда — метод под­чинения), метод согласования (автономных решений и координа­ции) и метод рекомендаций1. Выделение этих методов обосновано тем, что горизонтальные и вертикальные хозяйственные отношения требуют многоуровневого правового воздействия.

Метод обязательных предписаний (подчинения) заключается в том, что стороне, наделенной хозяйственной компетенцией, предо­ставлено право принимать обязательные для другой стороны управ­ленческие решения, основанные на законе. Например, такими правами в соответствии с уставом наделяется учредитель (собствен­ник) в отношении созданного им предприятия. Источником обяза­тельных предписаний могут быть индивидуальные и нормативные управленческие решения.

Метод согласования может быть разделен на метод автономных решений и метод координации. При применении метода автоном­ных решений субъект хозяйствования наделяется правами по соб­ственной инициативе совершать любые действия, которые не про­тиворечат законодательству. Механизмы этого метода действуют при установлении в законодательстве видов деятельности, которые нуждаются в лицензировании, при закреплении критериев нару­шений в сфере экономической конкуренции. Метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласию сторон. Причем, следует обратить внимание на то, что метод коор­динации применяется не только в горизонтальных отношениях (например, при заключении хозяйственных договоров), но и в вер­тикальных хозяйственных отношениях (например, при осущест­влении совместных действий налоговыми, таможенными органами и местными государственными администрациями по регистрации и контролю за перемещением иностранных инвестиций).

Метод рекомендации предусматривает издание компетентными органами определенных предложений (рекомендаций), адресованных субъектам хозяйствования, относительно желательной для общества и экономики поведения. Речь идет о разработке программ социально-экономического развития, примерных хозяйственных договоров и др.

Концептуально названные методы хозяйственного права бази­руются на двух принципах. Первый — общедозволительный («раз­решено все, что не запрещено законом») — действует в правовом регулировании поведения субъектов хозяйствования. Второй — обя­зывающий1 («разрешено только то, что предписано законом») — ка­сается правовой организации деятельности органов управления в сфере хозяйствования.

Названная дифференциация методов хозяйственного права не свидетельствует о том, что хозяйственное право некая комплекс­ная, а значит не единая отрасль права. Утверждение о том, что только в комплексных отраслях права допускается применение раз­ных методов регулирования, не соответствует реальному состоянию дел в правоведении. «В каждой отдельной отрасли права применяет­ся не один, а несколько методов правового регулирования, взятых в их сочетании». В гражданском праве, например, метод равенства сторон является основным, но не единственным. Так, метод подчи­нения применяется в гражданских правоотношениях между опеку­ном и недееспособным лицом (глава 6 ГК). Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях сторон публичного договора (ст. 633 ГК) и в других случаях. Наравне с диспозитивным элементом гражданско-правового метода регулирования в цивилистике выде­ляется императивный элемент. Для административного права нель­зя считать единственным метод подчинения. Например, в сфере реализации требований государственной исполнительной власти доминирует метод убеждения; при организации дорожного движе­ния — методы согласования и координации и т.д. В то же время особая компоновка методов правового регулирования обусловливает специфику той или иной отрасли права.

Совокупность методов (приемов) регулирования, которыми опе­рируют хозяйственно-правовые нормы, обладает отличительным своеобразием. Компоновка этих методов (приемов) осуществлена системно.

В этой связи стоит обратить внимание на мнение донецких уче­ных-хозяйственников (Г.Л. Знаменский, В.К. Мамутов, и др.), которые справедливо выделяют элемент, который «цементирует» вышеуказанные разрозненные методы в единый инструмент. Им выступает общественный хозяйственный порядок. Иными словами, «хозяйственное право — это соединение идей в купол, на котором начертано «общественный хозяйственный порядок».

Понятие общественного хозяйственного порядка используется не только в научной литературе, но и в преамбуле ХК Украины. Кроме того в тексте ХК используется понятие правового хозяйствен­ного порядка, который является составной частью общественного хозяйственного порядка.

Общественный хозяйственный порядокэто основанная на законодательстве и реальных интересах общества система правовых и экономических средств, направленная на обеспечение стабильности и эффективности хозяйствования, удовлетворе­ние и защиту интересов хозяйствующих субъектов.

В ст. 5 ХК Украины определено, что правовой хозяйственный порядок формируется на основании оптимального сочетания ры­ночного саморегулирования экономических субъектов хозяйство­вания и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из принципов, закрепленных в Конституции Украины.

Хозяйственное право имеет и иные системообразующие эле­менты.

Нередко противники концепции хозяйственного права говорят о том, что совокупность частных и публичных элементов в его со­держании свидетельствует о комплексности, а значит несамостоя­тельности этой отрасли права. Однако, во-первых, комплексность не исключает единства и системности. Комплексность может рас­сматриваться как синоним системности. Во-вторых, в самостоя­тельной отрасли права взаимодействие частных и публичных право­вых норм приводит к «химическому», то есть неразрывному их соединению. О подобном качестве нормативного образования сви­детельствуют: единство принципов регулирования, своеобразие понятийного инструментария, собственные меры ответственности и наличие систематизированного законодательства. Наконец, не­отменный показатель самостоятельности отрасли права — развитая на ее основе отраслевая правовая наука. Именно отрасль науки права свидетельствует о способности нормативно-правового массива существовать в виде устойчивого отраслевого образования, пред­расположенного к творческому и динамическому совершенствова­нию, которое, будучи подвергнутым изменению, не разрушается, а сохраняет и преумножает системообразующие характеристики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.