Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины 2 страница




В единой отрасли хозяйственного права налицо все указанные признаки специфического «химического» неразрывного соединения норм права.

В частности, исходя из ст. 6 ХК Украины, можно выделить такие принципы хозяйственного права:

— обеспечение экономического многообразия и равной защиты государством всех субъектов хозяйствования;

— свобода предпринимательской деятельности в пределах за­кона;

— свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

— ограничение государственного регулирования экономических процессов в рамках необходимости обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государ­ства;

— защита национального товаропроизводителя;

— запрет незаконного вмешательства органов государства и местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйствен­ные отношения.

Ообенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники хозяйственного прававнешняя форма выраже­ния правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающая их общеобязательность и регулятивное действие.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

— хозяйственное законодательство;

— нормативные договоры;

— судебная практика (прецеденты);

— деловые обычаи;

— юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяйство­вания.

В настоящем курсе будет немало сказано о различных системо­образующих факторах хозяйственного права. Их совокупность позволяет говорить о том, что хозяйственное право — единая отрасль права, занимающая равное место в системе иных отраслей украин­ского права.

§4 Хозяйственное право как система законодательства и иных источников права

Хозяйственным законодательством принято называть со­вокупность нормативно-правовых актов, направленных на ре­гулирование хозяйственной деятельности.

Хозяйственное законодательство включает в себя не только за­коны в собственном смысле, но и подзаконные нормативно-правовые акты в пределах, не противоречащих законам. Так, согласно ст. 7 ХК Украины отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, за­конами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными нормативно-правовыми актами.

В этом смысле следует различать понятия «акты законодатель­ства» и «законодательные акты». Первое понятие более широкое, включает в себя любые нормативно-правовые акты в хозяйственной сфере. Второе понятие — более узкое, представляющее собой законы. Такое разграничение имеет практическую ценность. Например, в ч. 4 ст. 10 ХК Украины источники правового регулирования хозяй­ственных отношений ограничиваются законодательными актами (т.е. законами), а в ч. 3 ст. 175 ХК Украины правоотношения с уча­стием граждан соотнесены с более широким понятием акта законо­дательства. В ряде случаев объем понятия «законодательство» спе­циально очерчен нормами права. Например, в ст. 41 ХК Украины состав антимонопольно-конкурентного законодательства ограничен законами.

Среди законов в сфере хозяйственного законодательства выс­шей юридической силой обладает Конституция Украины.

Статья 5 ХК Украины в концентрированном виде воспроизводит конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования. Речь идет об ответственности государства перед человеком; о про­возглашении Украины суверенным, независимым, демократиче­ским, социальным и правовым государством; о праве собственно­сти Украинского народа на природные ресурсы; о праве гражда­нина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; об обеспечении государством за­щиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики; о праве любого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью; об экономи­ческом многообразии и праве каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом; о признании в Украине принципа верховенства права и других положениях, закрепленных в Конституции Украины (ст.ст. 3, 8, 13-15, 18, 36, 41-45 и др.).

Следующими в иерархии нормативно-правовых актов выступа­ют законы. Особое место здесь отводится Хозяйственному кодексу Украины.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что «одним из показате­лей отрасли законодательства, адекватной отрасли права, следует считать наличие сводного нормативного акта, который охватывает подавляющее большинство институтов данной отрасли». Для хо­зяйственного законодательства таким единым законодательным актом является Хозяйственный кодекс Украины, принятый 16 января 2003 года и вступивший в силу с 1 января 2004 года.

Такой кодифицированный акт является активным центром систе­мы хозяйственного законодательства, управляет этой системой путем установления общих положений, принципов, понятий и соотношений институтов, размежевания компетенции между органами управления, закрепления мер ответственности, определения направлений развития специального хозяйственного законодательства и др.

Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт коди­фикации украинского права

Значение ХК Украины для правовой организации экономических отношений трудно переоценить.

Принятие этого кодекса ознаменовало собой реальное воплоще­ние в жизнь практически существующей раздельности гражданско­го и хозяйственного законодательства.

Идея принятия ХК Украины наравне с ГК Украины возникла в результате осознания того обстоятельства, что хозяйственное за­конодательство требует не только частноправового, но и публично-правового регулирования, что организационные и имущественные отношения в сфере хозяйствования существуют неразрывно друг от друга. Именно поэтому нет более оптимального пути, чем выделить и организовать данное сочетание в самостоятельном кодифициро­ванном акте. Нельзя «размывать» его в толщах частных потреби­тельских, семейных, наследственных и других правоотношений, закрепленных в ГК, так как это не позволяет представить специфи­ку хозяйственного механизма. Кроме того, в рамках ГК государ­ственное воздействие на экономику остается неупорядоченным, что влечет, как показывает современность, его самопроизвольное раз­растание и бессистемное формирование.

Не случайно, самостоятельные хозяйственные (коммерче­ские, торговые) кодексы приняты в большинстве стран мира, среди которых: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бра­зилия, Германия, Греция, Испания, Южная Корея, Люксембург, Мексика, Польша, Румыния, Словакия, США, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эстония, Япония и другие.

Ранее, при разработке ХК Украины, его противники, в частности, цивилисты С. Головатый, А. Довгерт, Я. Шевченко, А. Пидопры-гора и другие непрестанно твердили, что такой акт приведет к от­ходу от рыночных условий хозяйствования, к возврату администра­тивно-командной системы управления экономикой. Однако анализ принятого ХК Украины показывает, что он полностью соответству­ет общемировым рыночным механизмам и весомому, как того и требует жизнь, месту государства в этих процессах.

Принятие ХК в Украине — должный ответ научным школам Российской Федерации, которые под воздействием штампов времен Союза ССР не только доказывают нецелесообразность кодификации хозяйственного законодательства1, но и пытаются выхолостить само понятие хозяйственного права, заменяя его понятием отрасли пред­принимательского и коммерческого права2, игнорирующим неком­мерческую хозяйственную деятельность. Уже сегодня ХК Украины вызывает резонанс в Российской Федерации, способствующий ра­боте по кодификации коммерческого законодательства3.

ХК Украины — результат многолетней работы ученых и практи­ков. Им удалось систематизировать разрозненное, неупорядоченное, раздираемое противоречивыми и зачастую неизвестными субъектам хозяйствования нормативными актами хозяйственное законодатель­ство Украины. ХК Украины содержит немало бланкетных норм, однако их наличие объективно. Ведь хозяйственное законодательство составляет более 70 % всего законодательства Украины. Поэтому его невозможно охватить в одном кодексе. ХК Украины — первоначало системности хозяйственного законодательства.

ХК Украины свел воедино имущественные и организационные отношения в сфере хозяйствования, поскольку последние непод­властны Гражданскому кодексу. К таким организационным отно­шениям относятся: определение рамок государственной экономи­ческой политики, порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование и патентование хозяйственной деятельности, разрешительные процедуры торговой и иной хозяйственной деятельности, сфера государственного упорядочения цен, антимонопольная политика, стандартизация и сертификация, го­сударственные закупки, применение дотаций, индикативное пла­нирование, ограничение контрольных функций государства и т.п.

ХК отделяет хозяйственную деятельность, носящую системати­ческий, профессиональный характер, в рамки самостоятельного правового механизма, отличного от механизма осуществления обще­гражданских прав. Следует признать, что этот механизм содержит большое количество публично-правовых ограничений. Однако их наличие продиктовано многоэтапностью хозяйственной деятель­ности, ее влиянием на основы экономической безопасности государ­ства и граждан, наконец, предписанным в ст. 13 Конституции Украины правилом о социальной ориентированности экономики. Полезность ХК в том, что он предполагает «прозрачное» публичное участие в экономических процессах, но не избегает его упоминания, а подвергает активной и плодотворной регламентации.

С принятием ХК Украины отменены законы Украины «О пред­принимательстве»,(За исключением ст. 4, призванной действовать до принятия специ­ального закона об ограничениях на занятие предпринимательской деятельностью.), «О предприятиях в Украине», нормы которых неоправданно пересекались и дублировались. Понятие предпри­нимательской деятельности (что прогрессивно) представлено частью понятия хозяйственной деятельности. Это позволило унифициро­вать «правила игры» в экономике вне зависимости от организаци­онной, коммерческой или иной характеристики субъекта. Необхо­димость такой унификации подготовлена тенденциями не только хозяйственного, но и финансового, административного и уголовно­го законодательства. Ведь ранее хозяйственная деятельность, не носящая коммерческого характера, «выпадала» из сферы правово­го регулирования.

ХК Украины служит своеобразным «древом» всего экономиче­ского законодательства, позволяет легко ориентироваться в нем. Это полезно не только для его практического освоения, но и для дальнейшего научного совершенствования. Положительные момен­ты ХК проявляются в выработке общих граней соприкосновения хозяйственного законодательства с гражданским и налоговым за­конодательством, в закреплении принципов хозяйственной деятель­ности, в других многочисленных новеллах.

Непреходящее значение имеет концентрация в ХК Украины мер хозяйственно-правовой ответственности. Впервые санкции за правонарушения в сфере хозяйствования представлены в целостном виде, охватывающем как горизонтальные, так и вертикальные от­ношения. То есть ХК вышел далеко за рамки ГК, систематизировав не только диспозитивные санкции, применяемые субъектами хо­зяйствования друг к другу, но и императивные санкции штрафного, организационного и иного характера, применяемые к таким субъ­ектам со стороны государственных органов.

Несмотря на прогрессивное значение ХК Украины, его содержа­ние не лишено недостатков, отмечаемых правоведами.

Например, ст. 352 ХК не говорит о таком источнике формиро­вания денежных фондов при страховании, как доходы от разме­щения средств этих фондов. Тем самым не учтены новейшие по­ложения Закона «О страховании». Ст. 207 ХК применяет понятие недействительности хозяйственного обязательства, хотя следова­ло бы применять понятие недействительности хозяйственной сделки. В юридической литературе приводятся и другие недостат­ки ХК Украины, точно также как и недостатки ГК Украины.

Большинство недостатков ХК являются, прежде всего, резуль­татом несогласованной позиции правоведов при принятии ГК и ХК Украины. Но такие разногласия неизбежны на пути осуществленной масштабной кодификации. Неразумно надеяться, что единожды можно принять законодательные акты современного экономиче­ского регулирования, которые исключат какие-либо пробелы и коллизии. Даже классические кодификации, к примеру, Герман­ские гражданское и торговое уложения, на протяжении более ста лет постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются.

Следует учитывать, что ХК Украины будет всегда в большей степени тяготеть к изменениям, нежели ГК Украины. Это связано с тем, что хозяйственное право призвано обеспечивать динамично развивающиеся экономические отношения. Существование ХК Украины создает условия для стабильности ГК Украины, что край­не важно для успешной реализации прав и свобод обычными граж­данами Украины.

В период после принятия ХК и ГК Украины в правовом простран­стве Украины возникли проблемы их совместного применения. Причины тому — отдельные различия в регулировании хозяйствен­ных и гражданских отношений, предлагаемых кодексами. Напри­мер, ст.ст. 189 и 198 ХК Украины предусматривают, что денежные обязательства могут выражаться только в национальной валюте Украины, а ст. 256 ГК Украины допускает выражение денежных обязательств в иностранной валюте.

Казалось бы, разграничение правового регулирования в обще­гражданских и хозяйственных отношениях не является новым для отечественного законодательства. Например, ст. 354 ГК УССР 1963 года исключала возможность участия граждан в договоре подряда на капитальное строительство, подразумевая тем самым, что под­рядные отношения с участием граждан регулируются посредством общих норм ГК о договоре подряда.

Однако многие практики и теоретики оказались неготовыми применять оба кодекса. Сказалось нежелание использовать колли­зионные нормы, выявлять и оценивать соотношение общих и спе­циальных норм. Последние нередко воспринимаются лишь по критерию количества нормативного материала, посвященного той или иной проблеме, хотя специальная норма может содержать даже небольшую по объему особенность.

Ошибочной является практика специального включения в до­говоры указаний на применение того или иного кодекса при игно­рировании различий в предмете их регулирования. Это нарушает объективность силы действия закона, насаждает элемент субъек­тивизма в правовое поле.

Даже научно-практические комментарии новых ГК и ХК Укра­ины не всегда последовательно ориентируют практиков в этом плане.

В отдельных случаях оспаривается субсидиарное применение норм ГК Украины по отношению к нормам ХК Украины на том основании, что ХК Украины должен применяться в порядке исключения1. Но вопрос о том, как практически разграничить «субсидиарное» и «ис­ключительное», остался без ответа. В других случаях2 признается приоритет норм ХК Украины перед нормами ГК Украины в сфере хозяйствования, но иногда приводятся противоречивые утверждения. Так встречается вывод о том, что применение ГК Украины к хозяй­ственным отношениям «является по своей природе параллельным, а не субсидиарным (дополнительным)»3. Что это за «параллельность» и каким образом ее применять — не поясняется. Или, например, при комментировании ст. 189 ХК Украины о цене в хозяйственных обя­зательствах встречается замечание о том, что соответствующая осо­бенность касается лишь хозяйственных договоров, которые упоми­наются в ХК Украины (аренда, капитальное строительство, перевоз­ка грузов и т.п.), и «не может применяться к гражданско-правовым договорам (купля-продажа, подряд и т.п.)». В отношении договоров, предусмотренных в обоих кодексах — поставки, перевозки грузов, страхования и др., говорится о невозможности применения норм ХК и ГК Украины.

С таким подходом согласиться нельзя. Любые законодательные коллизии и пробелы не только могут, но и должны быть раз­решены толкованием, хотя бы потому, что законодатель запре­щает отказ в рассмотрении дела судом по причине неполноты, не­ясности, противоречивости или отсутствия законодательства, ко­торое регулирует спорные отношения (ч. 6 ст. 4 ХПК Украины). «Лишь некоторые виды коллизий в законодательстве являются логико-структурными дефектами».

Конструктивное разрешение коллизий зависит от всесторонности приемов толкования. В частности, в указанном выше случае с ком­ментарием ст. 189 ХК Украины коллизия решается обращением к положениюч. 1ст. 175 кодекса, согласно которому вопрос отнесения обязательств к имущественно-хозяйственным обязательствам опре­деляется не источниками регулирования, а спецификой субъектного состава и направленностью действий участников. То есть, если до­говор купли-продажи заключен между субъектами хозяйствования с целью осуществления хозяйственной деятельности, то он должен отвечать требованиям, предъявляемым к хозяйственно-правовым договорам, невзирая на то, что его регулирование предусмотрено в ГК Украины.

В условиях дальнейшей дифференциации, усложнения и роста массива законодательства Украины первостепенной задачей ученых и практиков становится конструктивное толкование нормативно-правовых актов, исходя из объективности воли законодателя. Ту­пиковые фразы типа «невозможно», «непонятно», «противоречит», «пробел» должны быть отодвинуты на второй план.

Решающими для применения ГК Украины и ХК Украины при регулировании хозяйственных отношений являются предписания ч. 2 ст. 9 ГК Украины, в соответствии с которыми «законом могут быть предусмотрены особенности регулирования иму­щественных отношений в сфере хозяйствования», и положения ч. 2 ст. 4 ХК Украины, согласно которым «особенности регули­рования имущественных отношений субъектов хозяйствование определяются этим кодексом».

Дополнительные основания разграничения предметов регулиро­вания кодексов находим в ст. 1 ГК Украины и ст.ст. 1-3 ХК Укра­ины. В частности, не являются предметом регулирования ГК Украины имущественные отношения, основанные на властном подчине­нии одной стороны другой стороне. В то же время из предмета регулирования ХК Украины исключена лишь некоторая часть имущественно-управленческих отношений. Речь идет об отноше­ниях финансово-бюджетного характера, а также отношениях, в которых орган управления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия относительно субъек­та хозяйствования.

Таким образом, нормы ХК Украины,регулирующие публичные отношения в сфере хозяйствования, не конкурируют с нормами ГК Украины, так как имеют отличную от норм ГК Украины направленность.

Что же касается норм ХК Украины в сфере частно-хозяйственных отношений, то таковые следует признавать специальными по отношению к общим нормам ГК Украины. Эта специальность (особен­ность) определяется не объемом нормативного регулирования того или иного вопроса, а особенностью механизма регулирования. Это означает, что отличие в содержании частноправовых норм ХК Щщраины по отношению к нормам ГК Украины следует рассма­тривать как особенность, присущую хозяйственным правоот­ношениям по сравнению с общегражданскими.

Здесь реализуется общеправовой принцип «lex specialis derogat geaerali»(«Специальный закон отменяет действие общего закона»)'. Поэтому при условии конкуренции между частноправовыми нор­мами ХК и ГК Украины приоритет имеют нормы ХК, если речь идет о хозяйственных отношениях.

Главным при решении вопроса о том, положения какого кодекса должны применяться для регулирования частноправовых имуще­ственных отношений, становится выделение субъектного состава ихфнастников. Если это субъекты хозяйствования или участники хозяйственных отношений в понимании ХК Украины (статьи 2, 8, 23, 55, 176 и др.), то по общему правилу должны применяться по­ложения ХК Украины. Если же одним из субъектов этих отношений является иное лицо, то должны быть применены положения ГК Указанны.

'Например, если договор на строительство объектов заключен между заказчиком и подрядчиком, которые являются субъектами хозяйствования, то к соответствующим отношениям должны при­меняться положения главы 33 ХК Украины. Если же заказчиком строительства объекта выступает гражданин, который не является предпринимателем, то соответствующие отношения подпадают под § 3 гл. 63 ГК Украины.

В ряде случаев требует учета тот фактор, что отдельные инсти­туты предусмотрены в ХК Украины для отношений субъектов хо­зяйствования (ст. 55 ГК Украины), но не действуют в отношении иных участников отношений в сфере хозяйствования, которыми также являются «...потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной ком­петенцией, а также граждане, общественные и иные организации, которые выступают учредителями...» (ст. 2 ХК Украины). Напри­мер, глава 14 ХК Украины «Имущество субъектов хозяйствования» распространяется исключительно на субъектов хозяйствования.

Вторым критерием предмета регулирования ХК Украины явля­ется направленность отношений на организацию и осуществление хозяйственной деятельности. В определенных случаях субъекты хозяйствования, в частности граждане-предприниматели, вступают в отношения с иной целью, нежели организация и осуществление хозяйственной деятельности. Эти отношения по смыслу ст. 1 ХК Украины не являются хозяйственно-правовыми. Деятельность граж­дан-предпринимателей может рассматриваться как хозяйственная лишь в части, имеющей признаки предпринимательства.

Например, договор страхования жизни, который заключается между страхователем — гражданином и страхователем — юриди­ческим лицом не имеет для первого цель осуществление предпри­нимательской деятельности. А потому согласно ч. 1 ст. 175 ХК Украины эти обязательства не являются хозяйственно-правовыми даже при условии, что страхователь и страховщик зарегистрирова­ны как субъекты хозяйствования.

Особенность регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, предусмотренная ХК Украины, не исключает при­менения ГК Украины, однако имеет свои пределы.

Ряд норм ГК Украины являются универсальными длярегулиро-вания имущественных отношений, а потому выступают состав­ной частью хозяйственного законодательства. Так, ХК Украины в отдельных нормах прямо ориентирует на возможность применения ГК Украины для регулирования хозяйственных отношений. Об этом свидетельствуют статьи 55, 56,92,107,133,154-156,162,175,179, 181, 182,193,196,199,200,202,223,262,265,291,294,305, 306, 317, 332, 350, 355 ХК Украины. Формулировки этих статей ХК Украины подчеркивают общий характер норм ГК Украины. При­менение ГК Украины в сфере частно-хозяйственных отношений допускается в пределах, которые не противоречат нормам ХК Украины. Ведь в противном случае исключается особенность регу­лирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, предусмотренная самим ГК Украины (ч. 2 ст. 9 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.