Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная практика как источник хозяйственного права




Нормативный договор как источник хозяйственного права.

Нормативный договор представляет собой соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, государств и т. д.), которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопре­деленного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заклю­чении соглашения) круга субъектов.

Нормативные договоры можно условно разделить на внутриго­сударственные и межгосударственные.

К внутригосударственным нормативным договорам относятся, в частности:

— типовые уставы и типовые договоры, разработанные предпри­нимателями для унифицированного применения в хозяй­ственной деятельности;

— обычаи (хозяйственного) делового оборота, оформленные группой предпринимателей в виде определенных докумен­тов. В частности, такая ситуация возникает при формализации правил профессиональной этики согласно ст. 38 ХК Украины;

— правила биржевой торговли и биржевого арбитража являют­ся видом нормативного договора (ст. 281 ХК Украины), по­скольку будучи принятыми членами биржи, они становятся обязательными для всех субъектов биржевых торгов.

Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

— Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

— Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре куплипродажи;

— Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единообраз­ный закон о переводном и простом векселе;

— Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной соб­ственности;

— Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инве­стиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного пра­ва является дискуссионным. Господствующая доктрина не призна­ет судебный прецедент в качестве источника права. В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязательных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приведем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мне­ния последних.

 

1. Решения Конституционного Суда устраняют пробелы в праве. Норма, которая подлежит проверке на конституционность Кон­ституционным Судом Украины, является всегда конкретной нормой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому содержанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые по­зиции, сформулированные Конституционным Судом Украины могут рассматриваться как судебные прецеденты, которые запол­няют пробелы в законодательстве и формируют судебную практику, обеспечивая ее одинаковость.

2. Решения международных судебных органов, в частности, Международного суда ООН, Европейского суда по правам человека, Арбитражного трибунала Международного центра по урегулированию инвестиционных споров проникают в систему источников хозяйственного права. Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с применением процессуальных механизмов, принятых в деятельности судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование пре­цедентов в качестве источников права.

Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, касаю­щихся защиты права собственности».

3. Законодательство Украины имеет оценочные понятия и дру­гие неоднозначные категории, которые должны быть истол­кованы судами общей юрисдикции. К таким категориям от­носится, в частности, «публичный порядок», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий опре­деляется не законодателем, а при его применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по опреде­лению данных оценочных понятий становятся неотъемлемой частью правил осуществления хозяйственной деятельности.

4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ и правовые позиции ВСУ факти чески являются источником права при рассмотрении дел для всей системы судебных органов по принципу: аналогичные дела должны решаться аналогично.

5. Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде случаев прямо предписывает использование в процессуаль­ной деятельности судебных прецедентов. Так, одним из
оснований пересмотра Верховным Судом Украины в касса­ционном порядке постановлений Высшего хозяйственного суда Украины называется «выявление разного применения
Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же по­ложения закона или иного нормативно-правового акта в ана­логичных делах».

6. Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающее­ся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяй­ственного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования общественного представления о реальном со­держании хозяйственных правоотношений.

Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юри­дической доктрины как источника хозяйственного права. Соответ­ствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-право­вой литературе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.