Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность




Исходным в изучении методов и форм государственного воздей­ствия на хозяйственные отношения должно выступать разграниче­ние этих понятий, поскольку не вызывает сомнений, что понятие «метод» и «форма» не являются тождественными. Исходя из того, что метод (от греч. — путь исследования) — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи при помощи приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; а форма — есть внешнее очертание, внешний вид, контуры предмета, либо внешнее выражение какого-либо со­держания, следует признать, что понятие метода соотносится с внутренней, а формы — с внешней характеристикой любого явле­ния. При этом метод является всегда первичной, а форма — вторич­ной субстанцией, так как при отсутствии определенной направлен­ности человеческого поведения ему невозможно придать какую-либо форму. В этом смысле правомерно выделить сначала методы госу­дарственного воздействия на хозяйственную деятельность, а потом говорить о его формах.

Метод государственного воздействия на хозяйственную деятель­ность — это совокупность используемых соответствующими госу­дарственными органами приемов, средств и способов влияния на поведение хозяйствующих субъектов с целью обеспечения надле­жащих условий их функционирования сообразно требованиям со­циально-ориентированной экономики и задачам текущей экономи­ческой политики. В то же время форма государственного воздей­ствия на хозяйственною деятельность (как производственное от применяемых методов) представляет собой внешние выражения действий государственных органов, направленных на реализацию специфических задач и функций в процессе применения избранных методов государственного воздействия на экономику.

При этом важно подчеркнуть, что применительно к одному и тому же методу государственного воздействия на хозяйственную деятель­ность могут быть использованы разнообразные формы его реализа­ции. К примеру, метод лицензирования определенных видов хозяй­ственной деятельности может быть выражен в таких формах как нормативное регулирование, фактическая выдача лицензий, осу­ществление контроля за выполнением лицензионных условий и др. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности может выражаться во внесении хозяйствующего субъекта в соответствующий реестр, в выдаче свидетельства установленного образца, регистрации изменений в учредительные документы и т.п.

Иными словами, взаимодействие форм и методов государствен­ного воздействия на хозяйственные отношения осуществляется таким образом, что методы, по сути, определяют форму своей реа­лизации, так как органически связаны с содержанием управленче­ской деятельности. Именно обогащение содержания государствен­ного управленческого воздействия на различные стороны хозяй­ственной деятельности, накопление необходимого практического опыта и знаний в этой области обусловливает совершенствование различных методов государственного воздействия на хозяйственные отношения, как результат, приводит к изменению форм реализации конкретных методов. Причем, преобразования в науке и технике, интенсивное развитие различных экономических и социально-по­литических процессов предъявляют новые более высокие требова­ния к организации хозяйственной деятельности, не позволяют до­вольствоваться сложившимися в этой сфере формами и методами, даже если они хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Объясня­ется это тем, что изменение содержания управленческих задач, обусловленное развитием управленческих объектов, предполагает объективную необходимость обновления соответствующих методов и форм их осуществления. Сущность такого обновления заключа­ется в том, что соответствующие государственные органы и их должностные лица как субъекты государственного воздействия на сложившиеся хозяйственные отношения осуществляют сознатель­ный (с учетом объективных законов общественного развития и сложившейся социально-экономической ситуации) выбор и комби­нацию конкретных методов воздействия на поведение хозяйствен­ных субъектов с тем, чтобы сориентировать их деятельность на достижение поставленных социально необходимых целей.

При этом в основе такого выбора конкретных методов лежат убеждение и принуждение как всеобщие диалектически взаимо­связанные способы государственно-правового воздействия на управляемые объекты. Фактически все разнообразие конкретных методов и приемов правового и организационного воздействия на повседневную деятельность хозяйственных субъектов выражает­ся в средствах стимулирующего (убеждение) и директивного (при­нуждение) характера. Вместе с тем элементы принуждения более свойственны прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность, тогда как элементы убеждения (сти­мулирования) являются характерной особенностью косвенных методов государственного воздействия в данной сфере.

В частности, к прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность относятся:

— государственная регистрация субъектов хозяйственной дея­тельности;

— лицензирование и патентование отдельных видов хозяйствен­ной деятельности;

— стандартизация и сертификация продукции;

— аттестация производства;

— валютное регулирование (включая ограничение сроков возврата валютной выручки по внешнеэкономическим кон­трактам);

— установление государственных фиксированных цен;

— национализация и др.

Некоторые из названных методов (например, лицензирование, патентование, валютное регулирование) имеют широкое применение и реализуются органами управления всех уровней. В то же время другие могут применяться как исключение. Так, национализация может осуществляться лишь по решению Верховной Рады Украины. В качестве примера можно привести Закон Украины «О передаче коллекции изобразительного искусства акционерного общества «Градобанк» в государственную собственность» от 24.06.2004 г. Ставится также вопрос о необходимости национализации других объектов, обеспечивающих общественные интересы. Вместе с тем для обеспечения деятельности в процессе применения столь серьез­ного метода государственного воздействия на экономику необходи­мо принять специальный законодательный акт, который установил бы общий порядок национализации в Украине.

Кроме прямых методов воздействия на хозяйственную деятель­ность достаточно широко применяются также косвенные методы, к числу которых относятся такие их разновидности как:

— установление налогов, сборов и других обязательных пла­тежей;

— государственный заказ;

— дотации, субвенции и субсидии;

— государственное кредитование;

— установление налоговых льгот и преференций;

— закрепление в отдельных случаях граничных размеров цен, граничных уровней себестоимости, граничных уровней тор­говых надбавок, а также цен, требующих обязательного согласования их изменений с государственными органами;

— установление валютных курсов и ставок рефинансирования;

— осуществление приватизации и др.

Ряд методов государственного воздействия на хозяйственную деятельность являются комплексными, поскольку включают в себя одновременно элементы убеждения и принуждения, например, меры по поддержке добросовестной экономической конкуренции включают как принудительное разделение монопольных образова­ний (прямое властное воздействие), так и льготное налогообложение субъектов малого бизнеса (косвенное воздействие). Формы государственного воздействия на хозяйственную дея­тельность также могут быть разделены на виды. Причем, наиболее распространенными из них являются:

— планирование (директивное и индикативное);

— нормативное регулирование;

— индивидуальные управленческие решения;

— контроль и надзор;

— координация;

— формирование отчетности;

— информационное обеспечение субъектов хозяйственных от­ношений;

— восстановление правовых положений;

— применение мер хозяйственно-правовой ответственности и др.
Выделение перечисленных форм государственного воздействия

на хозяйственную деятельность основывается на предположении, что они имеют универсальных характер и могут применяться в качестве внешнего выражения различных методов государственно­го воздействия в данной сфере. Вместе с тем было бы неверно по­лагать, что любому методу государственного воздействия присущ весь спектр существующих форм. Ведь методы отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и функциональной направ­ленностью. Например, мероприятия по регистрации субъектов предпринимательства не подвластны планированию. В то же время планирование является важнейшей формой государственного воз­действия в сфере приватизации. Оно находит отражение как в Го­сударственной программе приватизации, так и в многочисленных планах приватизации конкретных объектов.

Рассматривая формы и методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность нельзя не отметить, что их практиче­ское использование предполагает определенное вмешательство го­сударства в производственную и экономическую деятельность хо­зяйствующих субъектов. Это вмешательство, конечно, совершенно оправдано и закономерно, поскольку благодаря ему реализуются экономические функции государства, обеспечивается осознанный, целеустремленный и организованный характер хозяйственной де­ятельности. Вместе с тем, вмешательство государства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов не должно осуществляться хаотично без учета реальных потребностей организации обществен­ного производства. Ведь рыночная экономика не имеет ничего обще­го с анархией и произволом.1 Напротив, экономическая свобода в предпринимательской деятельности требует строгого и неукосни­тельного выполнения ее участниками установленных государством правил поведения не только в организации хозяйственной деятель­ности, но и в иных сферах функционирования рыночной среды.

Иными словами, осуществление хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики предполагает обязательное регули­рующее воздействие государства, которое заключается в издании нормативно-правовых актов, направленных на поддержание целе­направленного развития экономических процессов и подавление возможных неблагоприятных последствий использования рыноч­ных механизмов. С этой целью государство должно планомерно и целенаправленно формировать хозяйственный механизм существу­ющей экономической системы, скрупулезно и научно обоснованно определять формы и методы государственного вмешательства в экономическую и производственную деятельность хозяйствующих субъектов.

В связи с этим вряд ли можно признать оправданным то обстоя­тельство, что в Украине до недавнего времени ни один нормативный акт не осуществлял регламентацию государственного вмешатель­ства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов, не опреде­лял ни формы, ни методы государственного воздействия на их дея­тельность. В частности, ГК Украинской ССР, впрочем как и новый ГК Украины, направленные на регламентирование горизонтальных связей по своей природе не призваны определять границы (в том числе формы и методы) государственного вмешательства в эконо­мику. Законы Украины «О предпринимательстве», и «О предпри­ятиях в Украине» также не решали соответствующих проблем. Провозглашение в них свободы и гарантий предпринимательства не сопровождалось закреплением в законодательстве целостной структуры государственного воздействия и нормативного регули­рования хозяйственной деятельности. Только Хозяйственный ко­декс Украины сделал важный шаг в направление постановки госу­дарства в рамки правовой процедуры государственного воздействия на экономическую, производственную и хозяйственную деятель­ность субъектов общественного производства, закрепил конкретные формы, методы и средства регулирующего воздействия государства в данной сфере.

Соответствующие положения, касающиеся этой проблемы, по­мещены в главе 2 ХК Украины, которая называется «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправ­ления в сфере хозяйствования. При этом в статьях 12-18 ХК сна­чала классифицированы, а потом раскрыты основные средства ре­гулирующего воздействия государства на деятельность хозяйству­ющих субъектов, а именно определены: государственный заказ; государственное задание; лицензирование; патентование; квотиро­вание; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; использование дотаций, компенсаций и целевых инноваций; предоставление субвенций и субсидий и т.п. Причем условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств госу­дарственного регулирования хозяйственной деятельности опреде­ляются не только ХК Украины и другими законодательными акта­ми, но и конкретными программами и планами экономического и социального развития. Это ориентирует хозяйствующие субъекты на восприятие нормативных актов и актов планирования (програм­мирования) как форм реализации конкретных методов государ­ственного регулирования экономики.

Вместе с тем, отмечая положительное значение ХК Украины в плане организации государственно-правового воздействия на хозяй­ственную деятельность, нельзя, к сожалению, не указать на отсут­ствие в нем четкой конкретизации некоторых весьма важных форм и методов государственно-правового воздействия. Так статья 19 ХК Украины, регламентирующая основы государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью, определяет сферы их при­менения. Однако поскольку указанная норма не наполнена конкрет­ными функциями контролирующих и надзорных органов, ее дей­ствие существенно ограничено. Именно поэтому возникла необхо­димость принятия Закона «Об основных началах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине», проект которого находится на рассмотрении в Верховной Раде11 Укра­ины. С той же целью развития положений ХК был принят Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. Основной за­дачей данного закона предполагалось установление порядка раз­работки, обсуждения, принятия, отмены и проверки экономической целесообразности и эффективности регуляторных актов государства в сфере хозяйственной деятельности. Однако несмотря на «выписан-ность» процедур принятия регуляторных актов, нормы закона пока не реализованы в достаточной степени. Причина этого, как пред­ставляется, кроется в недостаточной эффективности судебной си­стемы Украины, которая призвана защищать права и интересы субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с государственны­ми органами.

Иными словами, для обеспечения эффективного регулирования экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъ­ектов необходимо не только закрепление в законе соответствующих методов и форм государственно-правового воздействия на экономику, но и конкретизация функций соответствующих государственных органов, осуществляющих государственное руководство экономикой; четкое определение их прав и обязанностей во взаимоотношениях с конкретными хозяйствующими субъектами.

§5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.