КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
Исходным в изучении методов и форм государственного воздействия на хозяйственные отношения должно выступать разграничение этих понятий, поскольку не вызывает сомнений, что понятие «метод» и «форма» не являются тождественными. Исходя из того, что метод (от греч. — путь исследования) — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи при помощи приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; а форма — есть внешнее очертание, внешний вид, контуры предмета, либо внешнее выражение какого-либо содержания, следует признать, что понятие метода соотносится с внутренней, а формы — с внешней характеристикой любого явления. При этом метод является всегда первичной, а форма — вторичной субстанцией, так как при отсутствии определенной направленности человеческого поведения ему невозможно придать какую-либо форму. В этом смысле правомерно выделить сначала методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность, а потом говорить о его формах. Метод государственного воздействия на хозяйственную деятельность — это совокупность используемых соответствующими государственными органами приемов, средств и способов влияния на поведение хозяйствующих субъектов с целью обеспечения надлежащих условий их функционирования сообразно требованиям социально-ориентированной экономики и задачам текущей экономической политики. В то же время форма государственного воздействия на хозяйственною деятельность (как производственное от применяемых методов) представляет собой внешние выражения действий государственных органов, направленных на реализацию специфических задач и функций в процессе применения избранных методов государственного воздействия на экономику.
При этом важно подчеркнуть, что применительно к одному и тому же методу государственного воздействия на хозяйственную деятельность могут быть использованы разнообразные формы его реализации. К примеру, метод лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности может быть выражен в таких формах как нормативное регулирование, фактическая выдача лицензий, осуществление контроля за выполнением лицензионных условий и др. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности может выражаться во внесении хозяйствующего субъекта в соответствующий реестр, в выдаче свидетельства установленного образца, регистрации изменений в учредительные документы и т.п. Иными словами, взаимодействие форм и методов государственного воздействия на хозяйственные отношения осуществляется таким образом, что методы, по сути, определяют форму своей реализации, так как органически связаны с содержанием управленческой деятельности. Именно обогащение содержания государственного управленческого воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности, накопление необходимого практического опыта и знаний в этой области обусловливает совершенствование различных методов государственного воздействия на хозяйственные отношения, как результат, приводит к изменению форм реализации конкретных методов. Причем, преобразования в науке и технике, интенсивное развитие различных экономических и социально-политических процессов предъявляют новые более высокие требования к организации хозяйственной деятельности, не позволяют довольствоваться сложившимися в этой сфере формами и методами, даже если они хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Объясняется это тем, что изменение содержания управленческих задач, обусловленное развитием управленческих объектов, предполагает объективную необходимость обновления соответствующих методов и форм их осуществления. Сущность такого обновления заключается в том, что соответствующие государственные органы и их должностные лица как субъекты государственного воздействия на сложившиеся хозяйственные отношения осуществляют сознательный (с учетом объективных законов общественного развития и сложившейся социально-экономической ситуации) выбор и комбинацию конкретных методов воздействия на поведение хозяйственных субъектов с тем, чтобы сориентировать их деятельность на достижение поставленных социально необходимых целей.
При этом в основе такого выбора конкретных методов лежат убеждение и принуждение как всеобщие диалектически взаимосвязанные способы государственно-правового воздействия на управляемые объекты. Фактически все разнообразие конкретных методов и приемов правового и организационного воздействия на повседневную деятельность хозяйственных субъектов выражается в средствах стимулирующего (убеждение) и директивного (принуждение) характера. Вместе с тем элементы принуждения более свойственны прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность, тогда как элементы убеждения (стимулирования) являются характерной особенностью косвенных методов государственного воздействия в данной сфере. В частности, к прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность относятся: — государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности; — лицензирование и патентование отдельных видов хозяйственной деятельности; — стандартизация и сертификация продукции; — аттестация производства; — валютное регулирование (включая ограничение сроков возврата валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам); — установление государственных фиксированных цен; — национализация и др. Некоторые из названных методов (например, лицензирование, патентование, валютное регулирование) имеют широкое применение и реализуются органами управления всех уровней. В то же время другие могут применяться как исключение. Так, национализация может осуществляться лишь по решению Верховной Рады Украины. В качестве примера можно привести Закон Украины «О передаче коллекции изобразительного искусства акционерного общества «Градобанк» в государственную собственность» от 24.06.2004 г. Ставится также вопрос о необходимости национализации других объектов, обеспечивающих общественные интересы. Вместе с тем для обеспечения деятельности в процессе применения столь серьезного метода государственного воздействия на экономику необходимо принять специальный законодательный акт, который установил бы общий порядок национализации в Украине.
Кроме прямых методов воздействия на хозяйственную деятельность достаточно широко применяются также косвенные методы, к числу которых относятся такие их разновидности как: — установление налогов, сборов и других обязательных платежей; — государственный заказ; — дотации, субвенции и субсидии; — государственное кредитование; — установление налоговых льгот и преференций; — закрепление в отдельных случаях граничных размеров цен, граничных уровней себестоимости, граничных уровней торговых надбавок, а также цен, требующих обязательного согласования их изменений с государственными органами; — установление валютных курсов и ставок рефинансирования; — осуществление приватизации и др. Ряд методов государственного воздействия на хозяйственную деятельность являются комплексными, поскольку включают в себя одновременно элементы убеждения и принуждения, например, меры по поддержке добросовестной экономической конкуренции включают как принудительное разделение монопольных образований (прямое властное воздействие), так и льготное налогообложение субъектов малого бизнеса (косвенное воздействие). Формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность также могут быть разделены на виды. Причем, наиболее распространенными из них являются: — планирование (директивное и индикативное); — нормативное регулирование;
— индивидуальные управленческие решения; — контроль и надзор; — координация; — формирование отчетности; — информационное обеспечение субъектов хозяйственных отношений; — восстановление правовых положений; — применение мер хозяйственно-правовой ответственности и др. на хозяйственную деятельность основывается на предположении, что они имеют универсальных характер и могут применяться в качестве внешнего выражения различных методов государственного воздействия в данной сфере. Вместе с тем было бы неверно полагать, что любому методу государственного воздействия присущ весь спектр существующих форм. Ведь методы отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и функциональной направленностью. Например, мероприятия по регистрации субъектов предпринимательства не подвластны планированию. В то же время планирование является важнейшей формой государственного воздействия в сфере приватизации. Оно находит отражение как в Государственной программе приватизации, так и в многочисленных планах приватизации конкретных объектов. Рассматривая формы и методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность нельзя не отметить, что их практическое использование предполагает определенное вмешательство государства в производственную и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Это вмешательство, конечно, совершенно оправдано и закономерно, поскольку благодаря ему реализуются экономические функции государства, обеспечивается осознанный, целеустремленный и организованный характер хозяйственной деятельности. Вместе с тем, вмешательство государства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов не должно осуществляться хаотично без учета реальных потребностей организации общественного производства. Ведь рыночная экономика не имеет ничего общего с анархией и произволом.1 Напротив, экономическая свобода в предпринимательской деятельности требует строгого и неукоснительного выполнения ее участниками установленных государством правил поведения не только в организации хозяйственной деятельности, но и в иных сферах функционирования рыночной среды. Иными словами, осуществление хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики предполагает обязательное регулирующее воздействие государства, которое заключается в издании нормативно-правовых актов, направленных на поддержание целенаправленного развития экономических процессов и подавление возможных неблагоприятных последствий использования рыночных механизмов. С этой целью государство должно планомерно и целенаправленно формировать хозяйственный механизм существующей экономической системы, скрупулезно и научно обоснованно определять формы и методы государственного вмешательства в экономическую и производственную деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим вряд ли можно признать оправданным то обстоятельство, что в Украине до недавнего времени ни один нормативный акт не осуществлял регламентацию государственного вмешательства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов, не определял ни формы, ни методы государственного воздействия на их деятельность. В частности, ГК Украинской ССР, впрочем как и новый ГК Украины, направленные на регламентирование горизонтальных связей по своей природе не призваны определять границы (в том числе формы и методы) государственного вмешательства в экономику. Законы Украины «О предпринимательстве», и «О предприятиях в Украине» также не решали соответствующих проблем. Провозглашение в них свободы и гарантий предпринимательства не сопровождалось закреплением в законодательстве целостной структуры государственного воздействия и нормативного регулирования хозяйственной деятельности. Только Хозяйственный кодекс Украины сделал важный шаг в направление постановки государства в рамки правовой процедуры государственного воздействия на экономическую, производственную и хозяйственную деятельность субъектов общественного производства, закрепил конкретные формы, методы и средства регулирующего воздействия государства в данной сфере. Соответствующие положения, касающиеся этой проблемы, помещены в главе 2 ХК Украины, которая называется «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования. При этом в статьях 12-18 ХК сначала классифицированы, а потом раскрыты основные средства регулирующего воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов, а именно определены: государственный заказ; государственное задание; лицензирование; патентование; квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; использование дотаций, компенсаций и целевых инноваций; предоставление субвенций и субсидий и т.п. Причем условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются не только ХК Украины и другими законодательными актами, но и конкретными программами и планами экономического и социального развития. Это ориентирует хозяйствующие субъекты на восприятие нормативных актов и актов планирования (программирования) как форм реализации конкретных методов государственного регулирования экономики. Вместе с тем, отмечая положительное значение ХК Украины в плане организации государственно-правового воздействия на хозяйственную деятельность, нельзя, к сожалению, не указать на отсутствие в нем четкой конкретизации некоторых весьма важных форм и методов государственно-правового воздействия. Так статья 19 ХК Украины, регламентирующая основы государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью, определяет сферы их применения. Однако поскольку указанная норма не наполнена конкретными функциями контролирующих и надзорных органов, ее действие существенно ограничено. Именно поэтому возникла необходимость принятия Закона «Об основных началах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине», проект которого находится на рассмотрении в Верховной Раде11 Украины. С той же целью развития положений ХК был принят Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. Основной задачей данного закона предполагалось установление порядка разработки, обсуждения, принятия, отмены и проверки экономической целесообразности и эффективности регуляторных актов государства в сфере хозяйственной деятельности. Однако несмотря на «выписан-ность» процедур принятия регуляторных актов, нормы закона пока не реализованы в достаточной степени. Причина этого, как представляется, кроется в недостаточной эффективности судебной системы Украины, которая призвана защищать права и интересы субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с государственными органами. Иными словами, для обеспечения эффективного регулирования экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо не только закрепление в законе соответствующих методов и форм государственно-правового воздействия на экономику, но и конкретизация функций соответствующих государственных органов, осуществляющих государственное руководство экономикой; четкое определение их прав и обязанностей во взаимоотношениях с конкретными хозяйствующими субъектами. §5
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |