Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее составляющие




Понятие легализации предпринимательской и хозяйственной деятельности

Легализация хозяйственной деятельности

Осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятель­ности допускается лишь при условии ее регистрации в установлен­ном законом порядке и совершения иных правоустанавливающих действий. Лишь субъект хозяйствования, выполнивший все пред­усмотренные действующим законодательством условия и требова­ния относительно получения необходимых свидетельств, лицензий (разрешений), патентов и прочих документов, вправе осуществлять деятельность в законном порядке (ст. 58 ХК Украины), рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности (ст. 48 ХК Укра­ины) и защиту прав и законных интересов (ст. 20 ХК Украины).

В литературе нет единства мнений о том, как называть процедуру государственного подтверждения законности вхождения субъекта хозяйствования в экономический оборот — легализацией1 или леги­тимацией2? Традиционно данные понятия разграничиваются в кон­ституционном и международном праве, когда под легитимацией понимается процедура общественного признания законности госу­дарственной власти, а легализация — наделение определенного до­кумента или лица юридическими характеристиками3. Кроме того, понятие легализации прямо используется в законодательстве Укра­ины (в отличие от легитимации) в качестве института подтверждения регистрации общественных организаций', действительности доку­ментов2, борьбы с незаконными доходами3 и т.п.

Следуя данной традиции применительно к хозяйственным правоотношениям, можно утверждать, что легализация хозяйствен­ной деятельности означает наделение субъекта хозяйствования необходимыми юридическими документами, позволяющими ему законно осуществлять хозяйственную деятельность, а легитима­ция — подтверждение в различных жизненных ситуациях закон­ности осуществления хозяйственной деятельности субъектом хо­зяйствования по результатам проверки его правоустанавливающих документов и самой деятельности на предмет соответствия требова­ниям законодательства. Окончательную оценку легитимности де­ятельности субъекта хозяйствования может дать только суд.

Например, фиктивное предпринимательство является легальной деятельностью, пока судом не будет установлено иное (т.е. пока не будет установлена нелегитимность такой деятельности). При реги­страции субъекта хозяйствования (при легализации) органы реги­страции выдают субъекту хозяйствования свидетельство установлен­ного образца и не несут ответственности за соответствие его учреди­тельных документов требованиям законодательства, кроме наличия требуемых законодательством сведений. Однако выявленные в даль­нейшем (в процессе легитимации) факты нарушения закона при соз­дании юридического лица, которые нельзя устранить, являются основанием для постановления судебного решения о прекращении юридического лица (признание его нелигитимным) согласно ст. 58 ХК Украины и ст. 38 Закона «О государственной регистрации юридиче­ских лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г.

Таким образом, в тех случаях, когда речь идет о государственной регистрации субъектов хозяйствования, их лицензировании, па­тентовании и осуществлении иных разрешительных процедур, сопровождаемых выдачей разрешительных документов таким субъектам, следует говорить об их легализации, а не легитима­ции.

В литературе под легализацией понимается осуществление субъ­ектом ряда последовательных, юридически значимых действий, направленных на приобретение прав и обязанностей предпринима­теля (правосубъектности). И в этом плане легализация должна

рассматриваться как совокупность двух групп правовых действий: внутренних и внешних. Соответственно и легализация характери­зуется инициативной стадией, проходит через организационную составляющую и заканчивается формализацией1.

Осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятель­ности без соответствующей легализации влечет за собой хозяйствен­но-правовую (ч. 13. ст. 58, ст. 240 ХК Украины), административную (ст.ст. 160-2, 164 КУоАП Украины) и уголовную (ст.ст. 202-203, 205 УК Украины) ответственность.

Важно учитывать, что ХК и законы Украины предполагают процедуры легализации в целом хозяйственной, а не только пред­принимательской деятельности. И это не случайно. Предпринима­тельство рассматривается составной частью хозяйственной деятель­ности — коммерческой хозяйственной деятельностью (глава 4 ХК Украины). Однако другой ее частью является некоммерческая хо­зяйственная деятельность (глава 5 ХК Украины). Более того, ст. 58 ХК Украины, законы Украины «О порядке регистрации юридиче­ских лиц и физических лиц — предпринимателей», «О лицензиро­вании определенных видов хозяйственной деятельности» и т.п. распространяют процессы легализации на любую хозяйственную. деятельность, а не только на предпринимательство.

В то же время следует учитывать, что не любая деятельность физического лица в сфере хозяйствования является предпринима­тельством и требует легализации данного лица в качестве предпри­нимателя (см. подробнее гл. 1 настоящего курса о предпринима­тельстве как предмете хозяйственно-правового регулирования).

Исходя из характеристики разрешительных процедур, требуемых для государственного подтверждения законности вхождения субъ­екта в хозяйственный оборот, легализация субъектов хозяйственной деятельности включает в себя от 1 до 10 и более составляющих:

1) государдтвенную регистрацию субъектов хозяйствования;

2) лицензирование определенных видов хозяйственной (пред­принимательской) деятельности;

3) патентование некоторых видов предпринимательской деятельности;

4) получение разрешения на изготовление печатей и штампов;

5) получение разрешения на размещение объекта торговли, общественного питания и услуг;

6) разрешение (заключение) органов санитарного, пожарного и экологического контроля, органов охраны труда и других органов на начало эксплуатации торгово-промышленных объ­ектов;

7) квотирование и лицензирование хозяйственной деятельности вВЭД;

8) регистрация (принятие на учет) в налоговых, таможенных органах, органах социального и пенсионного страхования;

9) разрешение органов Антимонопольного комитета на концентрацию и согласованные действия, ограничивающие конку­ренцию, и т.п.

Перечень этапов легализации не является исчерпывающим и зависит от вида и сферы хозяйственной деятельности. Их состав зависит от общественных требований к безопасности, качеству и иных характеристик хозяйственной деятельности. Так, в сфере морских перевозок дополнительно устанавливается порядок реги­страции морских судов, в сфере автоперевозок — регистрация и периодический техосмотр автотранспортных средств и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.