Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие субъекта хозяйственного права




Субъекты хозяйственного права

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности отрасли хозяйственного права, но и для практического восприятия пред­мета ХК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Ведь разнообразие сегодняшних участников хозяйственных отношений несомненно выходит за рамки указанных понятий. В частности, такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью представляют собой организационные формы хозяйствования без создания юри­дического лица. Данные субъекты не только занимают весомое место в сегодняшних имущественных отношениях, могут иметь собственный баланс, банковские счета (некоторые — даже иденти­фикационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчет­ность, но и подвержены специальному нормативно-правовому ре­гулированию'. Появление таких «нетипичных» субъектов обуслов­лено потребностями экономики (производственных отношений). Потому ограничения на существование таких субъектов, втискива­ние сегодняшних экономических отношений в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса и хозяйственных отношений. В этом смысле следует при­ветствовать сохранение в ХК Украины достигнутого на начало 2003 года разнообразия организационно-правовых форм субъектов хо­зяйствования. В том числе ХК Украины не ограничил организаци­онные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Кроме того, в процессе доработки проекта ГК Украины в ч. 1 ст. 83 (первоначально — ст. 65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться «в иных формах, установ­ленных законом».

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, ст. 13) используют несколько понятий, которые тем или иным образом относятся к категории субъекта хозяйственного пра­ва, а именно: «субъект хозяйствования», «субъект хозяйственной деятельности», «участник хозяйственных отношений». Очевидно, что первые два понятия — синонимы. А вот соотношение понятий «субъект хозяйствования» и «участник хозяйственных отношений» следует разобрать более детально.

В соответствии со ст. 2 ХК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потре­бители, органы государственной власти и органы местного само­управления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступа­ют учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

На основании указанной нормы и исходя из характера и степени участия в хозяйственных отношениях, специфики хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции следует разделить всех участников отношений в сфере хозяйствования на 4 группы.

Первую группу таких участников (основную и наиболее много­численную) составляют субъекты хозяйствования, понятие кото­рых раскрыто в ч.1 ст. 55 ХК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйствен­ных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятель­ность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяй­ственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество, несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

В ч.2 ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования призна­ются:

1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины, государственные, коммуналь­ные и иные предприятия, созданные в соответствии с ХК Украины, а также другие юридические лица, осуществляю­щие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрирован­ные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;

3) филиалы, представительства, другие обособленные подраз­деления хозяйственных организаций (структурные единицы) образованные ими для осуществления хозяйственной деятель­ности.

Под определение названных субъектов хозяйствования не под­падают такие участники экономических отношений, называемые в законодательстве, как промышленно-финансовые группы, простые товарищества, паевые и корпоративные инвестиционные фонды и некоторые другие. Названные «нетипичные» субъекты представля­ют собой интегрированные образования, обладающие отдельными правами субъектов хозяйствования в оговоренных законодательством случаях (например, при открытии банковских счетов).

Признаки субъектов хозяйствования анализируются ниже.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители. При этом в ст. 39 ХК Украины уточня­ется: «Потребители, находящиеся на территории Украины, при приобретении, заказе или использовании товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения своих потребностей...».

В преамбуле Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. дается понятие потребителя — это гражданин, который приобретает, заказывает, использует либо имеет намерение приоб­рести или заказать товары (работы, услуги) для собственных быто­вых нужд.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хо­зяйственных отношениях ограничивается их притязанием на со­блюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хо­зяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений вклю­чаются органы государственной власти и органы местного са­моуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. При этом законодателем подчеркнуто, что названные органы не явля­ются субъектами хозяйствования по ХК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. В то же время не всякий орган и не в полном объеме полномочий реали­зует хозяйственную компетенцию.

В самом общем виде компетенцию можно определить как воз­ложенный законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязан­ности органов по управлению и осуществлению хозяйственной деятельности, т.е. все их права и обязанности, относящиеся к отрасли хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления очер­чивается путем указания на его управленческие функции2. В част­ности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести лишь те органы государственной власти и органы местного само­управления, которые в процессе реализации своей компетенции осуществляют следующие функции:

а) вступают в производственно-торговые и иные имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст.ст. 8, 13, 23 ХК Украины и ст.ст. 167-176 ГК Украины, Закона Украины «О поставках продукции для государственных потребностей» от 22.12.95 г. и т.п. В частности, в соответствии со ст. 1 Закона «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. органы государственной власти и местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления в части их деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования.

б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ХК Украины), в том числе за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции (ст. 18 ХК Украины);

в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями (ст.ст. 22, 24 ХК Украины);

г) легализируют хозяйственную деятельность (ст.ст. 58, 59 ХК Украины);

д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст.ст. 47, 48 ХК Украины);

е) пользуются иными предусмотренными в законе правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государ­ственных органов и органов местного самоуправления важно учи­тывать, что правомочия таких органов ограничены принципом «разрешено только то, что предписано законом». Данный вывод вытекает из содержания ч. 3 ст. 8 ХК Украины: «Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и спо­собом, которые определены Конституцией и законами Украины».

К четвертой группе относятся граждане, общественные и иные организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их органи­зационно-хозяйственные полномочия на основе отношений соб­ственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствова­ния основаны на общих положениях права собственности, за­крепленных в ст.ст. 319-320 ГК Украины, ст. 4 Закона Украины «О собственности» от 07.02.91 г. согласно которым собственник вправе совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону. Он (собственник) может исполь­зовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст. 175 ХК Украины, согласно которой собственник имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяй­ственные организации или осуществлять хозяйственную деятель­ность в других организационно-правовых формах, не запрещенных законом, по своему усмотрению определять цель и предмет хозяй­ственной деятельности, структуру образованного им субъекта хо­зяйствования, состав и компетенцию его органов управления, по­рядок использования имущества, другие вопросы управления дея­тельностью хозяйственной организации, в том числе прекращать ее деятельность в соответствии с законодательством. Собственник имеет право осуществлять организационно-учредительные полно­мочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя/участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника по созданию (учреждению) субъекта хозяйствования — юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким субъектом хозяйство­вания, составляя основу организационно-хозяйственных отноше­ний. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернем или государственном предприятии, в фермерском хозяй­стве, либо опосредованно — через органы управления хозяйствен­ных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного следует, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием иных лиц. При этом хозяйствен­ное право активно воздействует на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно упоминает о них. Так, в ст. 75 ХК Украины приводится перечень сделок государственного коммерческого предприятия, на соверше­ние которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйствен­ной компетенцией. В ст. 20 ХК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст. 69 ХК Украины предписано, что собственник (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования права и обязанности лиц, не являющихся субъекта­ми хозяйствования, делает их субъектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъекта­ми хозяйственного права следует признавать предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения, ор­ганы или граждан (участники хозяйственных отношений), которые осуществляют хозяйственную деятельность, потреб­ляют ее результаты либо реализуют управленческую компе­тенцию или организационно-учредительные полномочия в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права явля­ется его хозяйственная правосубъектность, т.е. совокупность общих юридических возможностей по непосредственному или опосредо­ванному участию в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности у разных субъектов хозяйственного права не однородна. У субъектов хозяйствования, например, она находит воплощение в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениями ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права требуется неодинаковой объем правомочий — различная совокупность юридических прав и обязанностей.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйствен­ного права традиционно не называются потребители и граждане-учредители2. Здесь проявляется своего рода «слабое звено» хозяй­ственно-правовой теории: если гражданина, не являющегося пред­принимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, утрачивается отстаиваемое «сыздавна» своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с иными отраслевыми правоотношениями, в т.ч. гражданскими. Однако при более внимательном изучении оказывается, что подобные сомнения не имеют под собой почвы. Сфера хозяйствования лишена жестких границ, она существует во взаимодействии с иными обще­ственными отношениями. Поэтому хозяйственное право, имея целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено воздействовать на поведение тех лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управ­ления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматри­ваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, гражданах-учредителях и иных не-хозяйствующих субъектах — в тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъ­ектами хозяйственного права.

При этом последние наделяются ограниченной хозяйственной правосубъектностью. Речь идет о том, что в рамках хозяйственно­го права граждане-потребители, например, наделяются лишь правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяй­ствования (ст. 20 ХК Украины). Такая защита имеет общехозяй­ственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдения правил бытового обслу­живания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т.ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствова­ния и гражданами-потребителями не являются хозяйственными согласно ч. 3 ст. 175 ХК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъектами не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.