Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности 2 страница




Например, штрафной санкцией является штраф, взыскиваемый хозяйственным объединением с входящего в его состав предприятия за нарушение порядка согласования цен, установленного локальными актами хозяйственного объединения.

В этом смысле понятно, почему штрафные санкции по ХК Укра­ины не совпадают с понятием неустойки. Ведь неустойка всегда имеет договорный характер. В то же время штрафные санкции могут возникать на основании внутрихозяйственных, учредительных и иных внедоговорных актов.

Законом по отдельным видам хозяйственных обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. Данное правило ч. 1 ст. 231 ХК Украины означает, что сторонам запрещено изменять в догово­ре размер штрафных санкций, указанный в законе1. Правильность такой точки зрения подтверждается правилом ч. 4 ст. 231 ХК Укра­ины о том, что «в случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном до­говором». Выходит, что размер штрафных санкций, точно опреде­ленный в законе, не может быть не только уменьшен, но даже увели­чен по соглашению сторон, как это [увеличение] предусмотрено для других мер ответственности ч. 5 ст. 225 ХК Украины.

Зачастую, в случае установления законом конкретных штрафных санкций, одновременно предусматривается возможность иного установления в договоре. Например, согласно ч. 6 ст. 231 ХК Укра­ины штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учет­ной ставкой Национального банка Украины, за все время пользо­вания чужими денежными средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором.

Данная диспозитивность, однако, не должна нарушать положе­ния ч. 5 ст. 225 ХК Украины —штрафные санкции могут быть лишь увеличены по сравнению с указанным в законе размере. В свою^ очередь здесь возможен верхний предел размера ответственности. В частности, ч. 2 ст. 343 ХК Украины ограничивает размер пени, взыскиваемой за нарушение денежных обязательств двойной учет­ной ставкой Национального банка Украины, действовавшей в пе­риод просрочки. Таким образом, рамками от одной до двух учетных ставок НБУ ограничено договорное свободное волеизъявление сто­рон хозяйственного обязательства на установление штрафных санкций за нарушение денежных обязательств.

Следует заметить, что законодатель выделает закон в качестве нормативно-правового акта, который может ограничить право сто­рон на установление штрафных санкций по собственному усмотре­нию. Поэтому штрафные санкции, определенные в подзаконных актах, не препятствуют сторонам в их изменении в договоре.

Вышеуказанные ограничения на установление штрафных санк­ций в хозяйственных отношениях существенно отличаются от правил, уставленных для начисления законной неустойки в обще­гражданских отношениях — согласно ч. 2 ст. 551 ГК Украины по общему правилу стороны могут свободно изменять размер неустой­ки, установленный в акте гражданского законодательства.

Размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в не­которой, определенной денежной сумме, или в процентном отноше­нии к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг). При этом может изменяться период начисления штрафных санкций: быть единовременным либо периодическим.

ХК устанавливает конкретные размеры штрафных санкций лишь для некоторых случаев. Например, в случае нарушения хозяйствен­ного обязательства субъектом хозяйствования, относящимся к го­сударственному сектору экономики, или выполнения обязательства, финансируемого за счет Государственного бюджета Украины, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено за­коном или договором, в следующих размерах (ст. 231 ХК):

— за нарушение условий обязательства по качеству (комплект­ности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплект­ных) товаров(работ, услуг);

— за просрочку выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней
дополнительно взыскивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости.

В случае не достижения согласия между сторонами об установ­лении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению за­интересованной стороны.

Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйствен­ных отношениях за нарушение обязательств, определяется соот­ветствующим субъектом хозяйствования — хозяйственной орга­низацией.

ХК Украины (ст. 232) презумирует применение зачетных штраф­ных санкций (зачетной неустойки) в хозяйственных отношениях, в отличие от штрафной неустойки в общегражданских отношениях согласно положениям ГК Украины (ч. 2 ст. 552). То есть в хозяй­ственных отношениях по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Исключение составляют штрафные санкции, начисляемые за нарушение денежных обязательств, где штрафные санкции взыскиваются сверх убытков.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, до­пускающие взыскание только штрафных санкций (исключитель­ная неустойка), либо взыскание убытков сверх штрафных санкций (штрафная неустойка), либо взыскание штрафных санкций либо убытков по выбору кредитора (альтернативная неустойка).

Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обя­зательства, если иное не установлено законом или договором, пре- -кращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.

В данном случае речь идет не о сроке исковой давностиона устанав­ливается, как указывалось выше, в 1 год для взыскания неустойки и 3 года для взыскания иных штрафных санкций (например, штраф с учре­дителя за несвоевременное внесение вклада в уставный фонд предприя­тия). Речь идет о сроке, применяемом для исчисления суммы штрафных санкций. Данная сумма, единожды исчисленная, рассматривается долгом, который имеет сокращенные сроки давности взыскания.

Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если за­коном или договором не установлен для начисления процентов

другой срок.

Законные проценты за пользование чужими денежными средствами необходимо отличать от штрафных санкций. Первые представляют собой плату за пользование чужим капиталом. Начисление указанных
законных процентов осуществляется по правилам ч. 2 ст. 625 ГК Украи­ны (ранее ст. 214 ГК УССР)
«должник, просрочивший выполнение де­ нежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить тсумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом». Уплата должником законных процентов неизбежно уменьшает убытки креди­тора. Однако лицо не лишено права доказать, что его убытки превы­шают размер законных процентов. Разграничение процентов и штраф­ных санкций необходимо ввиду различного их правового режимараз­личные сроки исковой давности, различные сроки начисления,различный порядок уменьшения по решению суда и т.п.

Учитывая особенности норм ХК Украины относительно денежных обязательств, можно привести следующую общую формулу привлечения к ответственности за нарушение денежных обязательств: сумма дол­га + убытки (в том числе проценты по ст. 625 ГК Украины) за весь пе­риод просрочки + штрафные санкции за первые 6 месяцев просрочки.

Согласно ч. 7 ст. 232 ХК Украины в случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обяза­тельств взимаются судом в доход государства.

 

Данная норма входит в некоторую коллизию с нормой ст. 241 ХК Украины, устанавливающей понятие административно-хозяйствен­ного штрафа, подчиняющегося иным правилам взыскания (глава 27 ХК). Однако данную коллизию можно истолковать в том смысле, что если одной из сторон хозяйственного обязательства выступает орган государственной власти или местного самоуправления, штрафные санкции неизбежно поступают в доход бюджета. Поэтому для квали­фикации мер ответственности как штрафных санкций (глава 26 ХК) необходимо установить, что определенные санкции взыскиваются в пользу соответствующего органа за нарушение должником двусто­роннего хозяйственного обязательства, а не общих правил осущест­вления хозяйственной деятельности.

Требование относительно уплаты штрафных санкций за хозяй­ственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, — уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

Новеллой ХК Украины является регулирование оперативно-хозяйственных санкций.

Согласно ст. 235 ХК Украины за нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяй­ственные санкциимеры оперативного воздействия на право­нарушителя с целью прекращения или предупреждение повто­рения нарушений обязательства, которые применяются са­мими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

Следует отметить, что оперативно-хозяйственные санкции яв­ляются исключением из общего правила о недопустимости односто­роннего отказа от исполнения обязательства, закрепленного в ч. 7 ст. 193 ХК Украины.

Следует ли включать оперативные санкции в систему мер юриди­ческой ответственности? По мнению части правоведов — В.П. Гри­банова, Н.С. Малеина, Н.А. Абрамова, С.Н. Братуся и др. — данные санкции не обладают признаком государственного принуждения, обязательного для юридической ответственности, т. к. применяют­ся самими субъектами хозяйствования.

Однако более предпочтительна в современных условиях точка зрения О.Н. Садикова, Г.В. Пронской, B.C. Щербины и других, которые оперативно-хозяйственные санкции признают мерой хо­зяйственно-правовой ответственности. И вот почему.

Оперативные санкции наделены государственным принуждени­ем в том смысле, что они позволяют потерпевшему субъекту в одно­стороннем порядке, предусмотренном договором, с молчаливого согласия государства применять меры неблагоприятного характера к правонарушителю, не прибегая к судебным и иным государствен­но-властным процедурам. Это своего рода «делегированное» при­нуждение, право на применение которого охраняется государством. Таким образом, по сравнению с иными юридическими санкциями меняется субъект взыскания, но не природа самой санкции. Поэто­му данные санкции не только по характеру (неблагоприятность последствий), но и по сущности следует относить к мерам юридиче­ской ответственности. Такая точка зрения приобрела еще большую убедительность в условиях, когда ХК Украины в разделе V и ст. 217 прямо закрепил оперативно-хозяйственные санкции среди мер хозяйственно-правовой ответственности.

Оперативно-хозяйственные санкции имеют собственные пределы. К субъекту, нарушившему хозяйственное обязательство, могут быть применены лишь те оперативно-хозяйственные санкции, которые предусмотрены договором. Согласно ст. 237 ХК Украины в случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции за­интересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об от­мене таких санкций и возмещении убытков. Оперативно-хозяйствен­ные санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

В хозяйственных договорах стороны могут предусмотреть при­менение различных видов оперативно-хозяйственных санкций. Некоторые из них называет ст. 236 ХК Украины, а именно:

а) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответствен­ности за это — в случае нарушения обязательства другой
стороной;

б) отказ от оплаты по обязательству, которое выполнено ненад­лежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия другой стороны;

в) отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вслед­ствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращения выдачи банковских кредитов и т.п.;

г) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другой стороной, или возврат в одностороннем порядке выполненно­го кредитором по обязательству (списание со счета должника в безакцептном порядке средств, уплаченных за некачествен­ную продукцию, и т.п.);

д) установление в одностороннем порядке на будущее дополни­ тельных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороной, нарушившей обязательство: изменение порядка оплаты продукции (работ, услуг), перевод плательщика на предварительную оплату продукции (работ, услуг) или на оплату после проверки их качества и т.п.;

е) отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, нарушающей обязательства: например, отказ от продления договора аренды.

Перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный ХК Украины, не является исчерпывающим. Стороны могут пред­усмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные

санкции.

В частности, такой санкцией может выступить невыгодное для правонарушителя изменение другой стороной своего обязательства. Например, в кредитном договоре может быть предусмотрено право кредитора уменьшить очередную сумму кредита (транша), если должник несвоевременно отчитается об использовании предыдущего транша и т.п.

Следует учитывать также, что основанием для применения опе­ративно-хозяйственных санкций является факт хозяйственного правонарушения. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, потерпевшей от правонарушения, во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии нарушителю обя­зательства. Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одно­временно (дополнительно) с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

Следует заметить, что закон допускает возможность применения оперативно-хозяйственных санкций лишь в том случае, когда на управомоченной стороне лежит определенная обязанность, которую она может отказаться выполнить, изменить либо потребовать до­полнительных гарантий от должника при нарушении им своей части обязательства. Поэтому, когда обязательство управомоченной стороной уже выполнено, она вправе применить только иные спо­собы защиты.

Не являются оперативными санкциями меры по охране своего имущества, отказ от заключения договора, в отношении которого отсутствуют предварительные договоренности, проверка платеже­способности контрагента и иные меры, которые связаны с обяза­тельством управомоченной стороны.

Оперативно-хозяйственные санкции следует рассматривать в качестве разновидности самозащиты прав, провозглашенной ст. 19 ГК Украины.

Самозащита включает в себя оперативно-хозяйственные санкции и иные меры самозащиты.

 

Состав мер самозащиты шире состава оперативно-хозяйственных санкций также в том смысле, что они могут предусматриваться не только в договоре, но и в актах хозяйственного и гражданского за­конодательства, а также выбираться лицом самостоятельно в преде­лах, не противоречащих требованиям актов законодательства и нравственных устоев общества.

Закон нередко прямо предусматривает возможность применения способов самозащиты.

Например, согласно ч. 2 ст. 220 ХК Украины, если вследствие про­срочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он имеет право отказаться от принятия исполнения и требовать воз­мещения убытков. Покупатель по договору поставки вправе осуще­ствить оплату товара ненадлежащего качества по более низкой цене либо отказаться от его принятия и оплаты (ч. 7 ст. 268 ХК Украины). Согласно ст. 310 ХК Украины получатель имеет право отказаться от принятия груза, если вследствие изменения качества при его пере­возке утрачена возможность использования его по первоначальному назначению. Закон «Об имущественной ответственности за наруше­ние условий подряда (контракта) о выполнении работ на строитель­стве объектов» от 06.04.2000 г. предусматривает право подрядчика прекратить выполнение работ, осуществляемых за счет государ­ственных средств, в случае просрочки платежа заказчиком, и т.п.

Поэтому те способы самозащиты, которые предусмотрены в за­конодательстве, но не находят отражения в договоре, не могут при­знаваться оперативно-хозяйственными санкциями в смысле ХК Украины. Но это не значит, что такие меры самозащиты не могут применяться. Такие меры применяются в силу закона, подпадают под общие положения о самозащите прав (ст. 19 ГК Украины) и их установление в договоре не обязательно.

Стороны в договоре могут предусмотреть право на удержание вещи в обеспечение исполнения обязательств другой стороной.

В частности, такое право может быть предусмотрено для экс­педитора или агента в качестве права удержать груз или документы до оплаты соответствующего вознаграждения заказчиком. В ряде случаев Закона прямо указывает на возможность применения удер­жания (ст.ст. 594-597,856,874,916,1019 ГК Украины и т.п.).

Дискуссионным является вопрос о том, можно ли меры по удер­жанию вещи рассматривать в качестве мер самозащиты (в том числе оперативно-хозяйственных санкций). Ряд исследователей находят различия в данных институтах, говоря о том, что «само­защита прав осуществляется вне суда, а право удержания вещи реализуется в судебном порядке путем продажи вещи на публич­ных торгах»; праву удержания не свойственно адекватность и соизмеримость правонарушению1. В то же время нельзя не заметить и сходство данных институтов. Удержание вещи управомоченной стороной до выполнения обязательства должником либо до реали­зации вещи в судебном порядке, означает лишение благ для право­нарушителя, аналогичное иным мерам самозащиты.

Административно-хозяйственные санкции также являются новеллой ХК Украины. Де-факто эти санкции существовали и до принятия кодекса, однако они не были сведены в единый инструмент государственного воздействия на экономку, не были установлены основные виды, единый порядок и условия их применения.

Административно-хозяйственные санкции — это меры ор­ганизационно-правового или имущественного характера, при­меняемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления к субъектам хозяйство­вания за нарушение установленных законами правил осущест­вления хозяйственной деятельности, направленные на прекра­щение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий (ст. 238 ХК Украины).

Административно-хозяйственные санкции могут быть установле­ны исключительно законами.

В главах 27 и 28 ХК Украины предусматриваются основные виды административно-хозяйственных санкций:

— изъятие прибыли (дохода);

— административно-хозяйственный штраф;

— взыскание сборов (обязательных платежей);

— приостановление операций по счетам субъектов хозяйствова­ния;

— применение антидемпинговых мер;

— прекращение экспортно-импортных операций;

— применение индивидуального режима лицензирования;

— приостановление действия лицензии (патента) на осуществле­ние субъектом хозяйствования определенных видов хозяй­ственной деятельности;

— аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъек­том хозяйствование отдельных видов хозяйственной деятель­ности;

— ограничение или приостановление деятельности субъекта хо­зяйствования;

— отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

— изъятие товаров с неправомерно использованным обозначени­ем и копий изделий другого субъекта хозяйствования;

— опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений за счет нарушителя и др.

Однако этот перечень не является исчерпывающим. В других законах выделяются специальные административно-хозяйственные санкции.

Например, Закон «О защите экономической конкуренции» в ст. 48 называет такие санкции, как принудительный раздел субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) по­ложение на рынке, блокирование ценных бумаг, отмена разрешения на согласованные действия, опубликование за счет правонаруши­теля официальной информации Антимонопольного комитета о со­вершенном нарушении законодательства и др.

К сожалению, объем настоящей курса не позволяет подробно остановиться на характеристике административно-хозяйственных санкций. Укажем лишь на соответствующие понятия и общие на­чала их применения.

Безвозмездное изъятие прибыли (дохода) как административ­но-хозяйственная санкция представляет собой изъятие (конфиска­цию) в доход бюджета средств, полученных субъектом хозяйство­вания вследствие нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, а также сумм скрытой (заниженной) прибыли (дохода) или суммы налога, неупла­ченного за сокрытый объект налогообложения.

Административно-хозяйственный штраф — это денежная сумма, которая платится субъектом хозяйствования в соответству­ющий бюджет в случае нарушения им установленных правил осу­ществления хозяйственной деятельности.

Перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взыскивается штраф, размер и порядок его взыскания определяют­ся законами, которые регулируют налоги и другие отношения, в которых допущены правонарушения. Административно-хозяй­ственный штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно-хозяйственны­ми санкциями. В частности, при применении санкции в виде без­возмездного изъятия прибыли (дохода) с субъекта хозяйствования взыскивается также штраф в двукратном размере изъятой суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после при­менения этой санкции — в трехкратном размере изъятой суммы, если только законом не установлен меньший размер штрафа.

Взыскание сборов (обязательных платежей) как администра­тивно-хозяйственная санкция применяется в случае нарушения субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчет­ности относительно уплаты сборов (обязательных платежей), их неуплаты или неполной уплаты. Кроме того, с субъекта хозяйство­вания в определенных законом случаях может быть взыскан штраф в размере до пятидесяти процентов причитающейся к уплате суммы сбора (обязательного платежа).

Приостановление операций по счетам субъектов хозяйство­вания применяется в случае отказа органов управления или долж­ностных лиц субъекта хозяйствования в проведении документаль­ной проверки либо в допуске работников налоговых органов для обследования помещений, используемых для осуществления хо­зяйственной деятельности, непредставлении налоговым и другим

органам либо их должностным лицам установленной законом от­четности, расчетов, деклараций либо других документов, связан­ных с исчислением и уплатой налогов, сборов (обязательных платежей).

Прекращение экспортно-импортных операций и применение индивидуального режима лицензирования предусматриваются в законодательстве о ВЭД как специальные санкции, применяемые за нарушение правил осуществления внешнеэкономической дея­тельности, правил добросовестной конкуренции, при размещении валютных ценностей с нарушением установленного законодатель­ством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины и при других действиях, причиняющих ущерб экономике Украины.

Применение антидемпинговых, компенсационных или спе­циальных мер осуществляется при получении субъектом ВЭД незаконного преимущества на рынке Украины (осуществление демпингового импорта, субсидированного импорта, а также дру­гих действий, которые определяются законом как недобросовест­ная конкуренция), что нанесло ущерб экономике Украины или повлекло угрозу возникновения такого вреда участникам отно­шений. Применение данных санкций регулируют законы Укра­ины «О защите национального товаропроизводителя от демпин­гового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О защите от недобросовестной конкуренции».

Ограничение и приостановление деятельности субъекта хозяйствования применяется Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, а также други­ми уполномоченными органами в порядке, установленном законом, при осуществлении нарушителем какой-либо хозяйственной дея­тельности, которая угрожает жизни и здоровью людей или пред­ставляет повышенную опасность для окружающей среды.

К предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допустили реализацию недоброкаче­ственных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и оказания услуг или условия хранения и транспортировки товаров, кроме предусмотренных в ХК Украины санкций, могут применяться также специально пред­усмотренные законом «О защите прав потребителей» администра­тивно-хозяйственные санкции, включая изъятие недоброкачествен­ных товаров.

Государственный комитет по защите прав потребителей имеет право принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнения работ, услуг), отгрузки и реализации товаров, не отвечающих требовани­ям нормативных актов.

Отмена государственной регистрации (регистрация пре­кращения) и ликвидация субъекта хозяйствования как админи­стративно-хозяйственная санкция применяется исключительно по решению суда.

ХК Украины предусматривает три таких основания:

— осуществление субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей закону;

— осуществление субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей учредительным документам;

— при признании субъекта хозяйствования банкротом, кроме случаев указанных в законе (например, за исключением слу­чаев, когда после проведения ликвидационных процедур у
субъекта хозяйствования осталась имущественная база для продолжения деятельности).

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и граждан-предпринимателей» от 15.05.2003 г. предусмотрел дополнительные к вышеуказанным основания прекращения [дея­тельности] субъекта хозяйствования по решению суда, а именно:

— признание недействительной записи о проведении государ­ственной регистрации из-за нарушений закона;

— несоответствие минимального размера уставного фонда юри­дического лица требованиям закона;

— непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов отчетности;

— наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению.

Ряд исследователей выделяют в качестве особой санкции при­знание лица банкротом'. Действительно, решение суда о призна­нии субъекта предпринимательства банкротом, даже если оно впо­следствии не привело к ликвидации данного субъекта, несет небла­гоприятные последствия для правонарушителя и обеспечивается государственным принуждением. В то же время такая санкция при­меняется по инициативе любых кредиторов, поэтому ее нельзя рас­сматривать в качестве административно-хозяйственной санкции.

Ст. 249 ХК Украины устанавливает, что субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суд решение любого органа государствен­ной власти или органа местного самоуправления о применении к нему административно-хозяйственных санкций, потребовать при­знания недействительным акта, несоответствующего законодатель­ству либо нарушающего его права и законные интересы, а также потребовать возмещения причиненных убытков.

Важной гарантией прав субъектов хозяйствования является революционная норма ст. 250 ХК Украины о сроках применения административно-хозяйственных санкций.

Административно-хозяйственные санкции могут быть примене­ны к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня вы­явления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нару­шения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Ранее названные сроки — т.е. сроки давности применения адми­нистративно-хозяйственных санкций — в законодательстве отсут­ствовали. Более того, Конституционный Суд Украины в решении от 30 мая 2001 г. разъяснил, что сроки, установленные КУоАП Украины для привлечения к административной ответственности физических лиц, не применяются в случае привлечения юридиче­ских лиц к ответственности за нарушение налогового и финансово­го законодательства. Поэтому до принятия ХК Украины субъекты хозяйствования были лишены важнейшей гарантии их прав — дав­ности привлечения к публично-правовой ответственности.

Завершая анализ административно-хозяйственных санкций, следует отметить большой научно-практический потенциал иссле­дования данного правового института, поскольку построение эф­фективной системы указанных санкций призвано обеспечить над­лежащий правовой хозяйственный порядок в Украине.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите отличительные признаки хозяйственно-правовой ответственности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.