Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и источники регулирования приватизации государственного и коммунального имущества




§1

Правовое регулирование приватизации государственного и коммунального имущества

После принятия в 1991 г. законов Украины «О собственности», «О предпринимательстве» и «О предприятиях в Украине» в нашем государстве активно начали развиваться коллективная и частная формы собственности, до того находившиеся «в тени» государствен­ной. Следующим шагом реформирования экономики стало принятие ряда нормативных актов, регулирующих порядок перехода (отчуж­дения) государственного имущества в коллективную и частную собственность. Именно с этой целью и вводилось новое понятие — «приватизация».

Основной стратегией приватизации стран, имеющих развитую рыночную экономику, является санация (восстановление) эконо­мики предприятий за счет частных инвестиций, а не получение прибыли государством. Поэтому переход большей части производ­ственных предприятий «в частные руки» (в середине 2002 г. в не­государственный сектор было переведено 75,7 % объема производ­ства в Украине'), как правило, влечет дальнейшее улучшение и развитие экономической ситуации в стране. Однако, преследуя благородную цель оживить производство, к сожалению, государство не обеспечило приватизацию механизмами привлечения реальных инвесторов в сферу функционирования бывшей государственной собственности.

Приватизация государственного имуществаэто отчуж­дение имущества, которое находится в государственной соб­ственности, и имущества, принадлежащего Автономной Респуб­лике Крым, в пользу физических и юридических лиц с целью по­вышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины (ст. 1 Закона Украины «О приватизации государствен­ного имущества» от 04.03.92 г.).

Данное определение выделяет три основных признака привати­зации:

а) отчуждаемое имущество должно относиться к государствен­ной или коммунальной собственности;

б) имущество переходит к юридическим или физическим лицам (изменяется форма собственности), в связи с чем повышается заинтересованность трудового коллектива в результатах соб­ственного труда;

в) основные цели приватизации — повышение социально-эко­номической эффективности производства, создание конку­рентной среды и привлечение средств на структурную пере­стройку экономики Украины.

Законодательное регулирование приватизации осуществляет Верховная Рада Украины, оперативное регулирование и контроль за выполнением законодательных актов и Государственной программы приватизации — Президент Украины, Кабинет Министров, Фонд государственного имущества (далее — ФГИУ), Антимонопольный комитет, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондово­му рынку, иные органы управления в пределах их компетенции.

В течение короткого периода сформировалась нормативная база данного института, в которую вошли такие законы Украины, как:

— «О приватизации государственного имущества» от 04.03.92 г. в редакции Закона от 19.02.97 г.;

— «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» от 06.03.92 г. в редакции Закона от 15.05.96;

— «О приватизационных бумагах» от 06.03.92 г.;

— «О приватизации государственного жилого фонда» от 19.06.92 г.;

— «Об особенностях приватизации имущества в агропромыш­ленном комплексе» от 17.07.96 г.;

— «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 07.07.99 г.;

— «О Государственной программе приватизации» от 18.05.2000 г.;

— «Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства» от 14.09.2000 г.

Важным источником регулирования приватизации земельных участков выступил Декрет Кабинета Министров Украины «О при­ватизации земельных участков» от 26.12.92 г.

Приватизационные процедуры обеспечил и ряд указов Прези­дента Украины, среди которых выделяются:

— Указ «О единой системе органов приватизации в Украине» от 19.02.94;

— Указ «Об обеспечении гласности в процессе приватизации государственного имущества» от 11.04.95 г.;

— Указ «О корпоратизации предприятий» от 15.06.93 г.;

— Указ «О холдинговых компаниях, которые создаются в про­цессе корпоратизации и приватизации» от 11.05.94 г.

Среди иных наиболее важных подзаконных актов в сфере при­ватизации следует указать также на следующие:

— Типовое положение об органах приватизации административ­но-территориальных единиц, утвержденное приказом Фонда государственного имущества Украины (далее — ФГИУ) № 465
от 02.11.92 г.;

— Положение о комиссии по приватизации, утвержденное при­казом ФГИУ № 743 от 15.07.97 г.;

— Положение о применении способов приватизации имущества государственных предприятий, утвержденное приказом ФГИУ от 04.02.93 г., и многие другие нормативно-правовые акты.

Центральное место среди правовых актов данной сферы занима­ет Государственная программа приватизации. Это документ, определяющий основные цели, приоритеты, задачи и способы при­ватизации государственного имущества, имущества, принадлежа­щего Автономной Республике Крым, и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, которые подлежат приватизации, ориентировочные задания по объемам приватизации и поступлению средств от нее в Государственный бюджет Украины и соответству­ющие мероприятия по выполнению Программы.

До 2000 года такие программы принимались Верховной Радой Украины ежегодно, и только в 2000 году в связи со снижением тем­пов приватизации и стабилизировавшейся экономикой парламент страны принял решение об утверждении программ на 3 года. Теперь Программа разрабатывается Фондом государственного имущества Украины и утверждается Верховной Радой Украины законом Укра­ины один раз на три года не позднее чем за месяц до утверждения Государственного бюджета Украины на соответствующий год, но до начала следующего бюджетного года, и действует до утверждения очередной Государственной программы приватизации. Так, ныне действующая Государственная программа приватизации была рас­считана на 2000-2002 годы, однако в связи с непринятием новой программы продолжает действовать до сих пор.

ФГИУ ежеквартально представляет Верховной Раде, Президен­ту и Кабинету Министров Украины аналитическую справку о ходе выполнения Программы приватизации, а также ежемесячно ин­формирует Кабинет Министров о ходе ее выполнения. Верховная Рада Украины ежегодно заслушивает и утверждает отчет ФГИУ о выполнении Программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.