Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением




Теорией антимонопольного (конкурентного) права достаточно полно разработано и освещено с различных позиций определение термина «монополия». Слово «монополия» (monopoly, monopole, Monopol) имеет греческое присхождение (топоэ — один, единствен­ный; poleo — продаю). Монополией может обладать не только про­давец, но и покупатель. Понятие монополия является столь же многоплановым, как и конкуренция.

Следует назвать такие подходы к определению термина «моно­полия» как структурный, поведенческий, функциональный и пра­вовой.

Сторонники структурного подхода к определению «монополии» считают, что «монополией» является исключительное право, кото­рым наделен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность такого положения состоит в том, что такой субъект сосредотачива­ет в своих руках значительную часть производства и сбыта опреде­ленного товара. Такое положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и прочими участниками рыночных от­ношений вплоть до установления монопольной цены и получения за счет этого монопольной прибыли.

В соответствии с поведенческим подходом, «монополия» харак­теризуется как особое поведение господствующего на рынке субъ­екта с целью использования своего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, ис­ходя из собственных издержек производства, намеченной прибыли

и спроса.

Функциональный подход в исследовании «монополии» основы­вается на понимании отрицательных последствий монополизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует не­справедливому перераспределению дохода от потребителей к фирме-монополисту за счет установления монопольно высоких цен. Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведениях.

В специальной юридической литературе термин «монополия» используется для характеристики:

во-первых, господствующего (доминирующего) положения субъ­екта предпринимательской деятельности на рынке;

во-вторых, особых полномочий (привилегий и прав) субъектов предпринимательской деятельности на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

При этом отмечается, что правовая сущность монополии заклю­чается в определенном привилегированном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия оборота товара на рынке (в основном, на их цену).

 

Основными признаками монополии в соответствии с правовым подходом являются:

• факт доминирующего положения на рынке, подтвержденный записью в специальном реестре;

• доминирующее положение может занимать один или несколько конкретных субъектов предпринимательской деятельности на рынке.

При этом монополия (монопольное или доминирующее положе­ние) субъекта хозяйствования на рынке может возникать вслед­ствие:

а) непосредственного регулирующего воздействия государства путем признания определенных сфер предпринимательства монополиями в целях защиты интересов государства и общества, в том числе в силу объективных экономических причин (государственные и естественные монополии);

б) самостоятельных действий субъектов предпринимательской деятельности, связанных с:

— различными способами концентрации капиталов у одного или нескольких субъектов предпринимательства (реор­ганизация, приобретение акций (долей, паев), соглашения и пр.;

— использованием более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской деятельности и в результате этого победы в конкурентной борьбе;

— неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг);

— иными методами осуществления предпринимательской деятельности на основе конкуренции;

в) обладания исключительными правами на результаты ин­теллектуальной деятельности и средства индивидуализации субъектов предпринимательства (на изобретения, полезные модели, товарные знаки и пр.).

Взяв за основу такие критерии, можно выделить следующие виды монополии:

а) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства,

б) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйствования без непосредственного регулирующего воз­ действия государства,

в) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Монополии первого типа (создаваемые в результате непосред­ственного регулирующего воздействия государства) делятся на го­сударственные и естественные (природные).

Под государственной монополией понимается монополия, соз­данная в соответствии с законодательством конкретного государства, определяющим товарные границы монопольного рынка, по­нятие субъекта монополии (монополиста), формы контроля и ре­гулирования его деятельности, а также компетенцию контроли­рующего органа. В частности, в Украине действует государственная монополия на производство оружия и боеприпасов.

Естественная (природная) монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологиче­ских особенностей производства товаров (работ, услуг) и иных уста­новленных специальным законом причин. Сфера создания и деятель­ности естественных (природных) монополий, регулируется как За­коном «О естественных монополиях», так и законами «О транспорте» от 10.11.94 г., «О связи» 15.05.95 г., «О трубопроводном транспор­те» от 15.05.96 г., «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. и др. Со­образно названиям данных законов выделяются области экономики, где наиболее очевидно возникновение естественных (природных) монополий.

Следующий вид монополий — это монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйство­вания под воздействием различных факторов на рынке (экономи­ческих и внеэкономических) без вмешательства со стороны государ­ства. Например, монополистом может стать добросовестное пред­приятие, приложившее свой капитал наиболее удачным образом, усовершенствовав производственный процесс, снизив издержки производства и предложив потребителю товар (работы, услуги) наи­высшего качества по наилучшей цене. Иным примером правомер­ного достижения монопольного положения может быть ситуация, связанная с возникновением временной (открытой) монополии. Такая монополия возникает, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке позже. Такая ситуация за­частую возникает, когда предприятие впервые предлагает потреби­телю совершенно новую продукцию (работы, услуги).

Третьим видом монополии, выделенным в данной теме, являются монополии, возникающие в результате обладания исключитель­ными правами. Этот вид монополии связан с монопольным (доми­нирующим) положением на рынке, которое стало результатом об­ладания, использования определенным субъектом исключительны­ми правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица, продукции (работ, услуг).2 Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, про­мышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наи­менования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. Такой вид монополии в литературе также называют закрытой (законной) монополией. Сущность такой монополии заключается в том, что она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Субъект хозяйственной деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из факта юридического признания за ним статуса их облада­теля (владельца). К таким монополистам относятся, например, об­ладатели патентов на изобретения, промышленные образцы и т.п. Некоторые авторы относят к этому виду монополий также государ­ственную монополию.

В соответствии со ст. 12 Закона Украины от 11.01.2001 г. «О за­щите экономической конкуренции» субъект хозяйствования зани­мает монопольное (доминирующе) положение на рынке товара, если на этом рынке у него нет ни одного конкурента и/или он не ощущает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможно­стей доступа прочих субъектов хозяйствования в отношении закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или дру­гих обстоятельств.

При этом следует учитывать, что понятие монопольного (доми­нирующего) положения следует подразделять на два аспекта: ин­дивидуальный и коллективный.

Индивидуальный аспект монопольного (доминирующего) по­ложения может быть подразделен на исключительный (когда у субъекта хозяйствования нет конкурентов на данном рынке товара), формальный (когда доля субъекта хозяйствования на рынке това­ра превышает 35% и не доказано существование со стороны других субъектов значительной конкуренции), а также допустимый аспект (когда доля субъекта хозяйствования на рынке товара со­ставляет 35% или меньше, но доказано отсутствие со стороны дру­гих субъектов значительной конкуренции).

Коллективный (групповой) аспект доминирующего (монополь­ного) положения на рынке имеет двусложное (касается двух субъек­тов хозяйствования в сфере определенного вида товаров при отсут­ствии у них конкурентов или при наличии лишь незначительной конкуренции); трехсложное (когда совокупная доля не более, чем троих субъектов хозяйствования на одном рынке превышает 50%) и пятисложное (когда совокупная доля не более, чем пяти субъектов хозяйствования на одном рынке превышает 70%) проявления2.

В соответствии с законодательством Украины «О защите эконо­мической конкуренции» ситуация на рынке, при которой субъект или субъекты хозяйствования занимают монопольное (доминирующее положение) не является общественно опасной и запретной, а само по себе монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования на рынке товара не является правонарушением,

в отличие, например, от законодательства США.

В соответствии с п. З ст. 13 и ст. 50 Закона Украины «О защи­те экономической конкуренции» правонарушением является зло­употребление монопольным (доминирующим) положением. Под злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке Закон понимает действие или бездействие субъекта хозяй­ствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в частности, ограни­чение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования, или ущемление интересов прочих субъектов хозяйствования или потребителей, которые были бы невозможными при условии суще­ствования значительной конкуренции на рынке.

По законодательству Украины о защите экономической конку­ренции злоупотреблением монопольным (доминирующим положе­нием) на рынке признаются, в частности, такое поведение субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) по­ложение, как:

1) установление цен или прочих условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования на рынке значительной конкуренции;

2) применение различных цен и различных условий к равнозначным сделкам с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных причин;

3) навязывание субъекту, заключающему договор, дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с торговыми и иными честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;

4) Ограничение производства, рынков или технического развития, что причинило или может причинить вред прочим субъектам хозяйствования, покупателям и продавцам;

5) частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения;

6) существенное ограничение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин;

7) создание препятствий доступа на рынок (выхода с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, прочих субъек­тов хозяйствования.

Перечисленные виды злоупотребления монопольным (домини­рующим) положением субъекта хозяйствования на рынке подра­зумевают наличие нескольких специальных признаков.

Во-первых, это является деянием, то есть активным или пассив­ным поведением хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке, наносящим (или способным нанести) вред общественным отноше­ниям в сфере конкуренции.

Во-вторых, данное деяние должно оцениваться компетентными органами государства с точки зрения его влияния на экономическую ситуацию в Украине и на конкретном товарном рынке. Оценке под­лежит воздействие этого поведения на интересы хозяйствующих субъектов и потребителей. В законодательстве Украины о защите экономической конкуренции не дано легального определения по­нятий «ограничение конкуренции», «устранение конкуренции», «искажение конкуренции». В силу динамики экономической ситу­ации законодатель не приводит однозначные и универсальные при­знаки и критерии, позволяющие установить степень ограничения конкуренции. Поэтому данное понятие является оценочным, и должно каждый раз соотноситься с имеющими место конкретными хозяйственными условиями.

Соответствующий компетентный орган государства призван по каждому конкретному делу выяснить, утрачиваются ли (или могут быть утрачены) важнейшие признаки конкурентного рынка в ре­зультате злоупотребления хозяйствующим субъектом своей рыноч­ной властью. При этом указанный орган государства анализирует рыночную ситуацию, исходя из общего определения экономической конкуренции (конкуренции), которое дано в статье 1 Закона Укра­ины «О защите экономической конкуренции».

При реализации запрета, установленного государством и заклю­чающегося в возможности применения мер государственного при­нуждения к субъекту, нарушившему правовые предписания в этой сфере, органам государства важно установить наличие монополь­ного (доминирующего) положения.

Специальный порядок определения монопольного (доминирую­щего) положения субъекта хозяйствования на рынке установлен Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке, утвержденной Распоряжением Антимонопольного комитета Украины №49-р от 05.03. 2002 г.

В соответствии с этой Методикой, монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования на рынке определяется для получения необходимой информации для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в част­ности, демонополизации экономики, антимонопольного регулиро­вания, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений.

Определение монопольного (доминирующего) положения субъ­екта хозяйствования на рынке включает в себя:

а) установление объектов анализа относительно определения монопольного (доминирующего) положения, а именно, субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования), конкретного товара (продукции, работ, услуг), который выпускается, поставляется, продается, покупается (потребляет­ся, используется) этим (этими) субъектами хозяйствования;

б) составление перечня товаров, работ, услуг, относительно ко­торых должно быть определено монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, и которые имеют признаки одного товара, товарной группы;

в) составление перечня основных продавцов (поставщиков, про­изводителей), покупателей (потребителей) товаров (товарных групп);

г) определение товарных границ рынка;

д) определение территориальных (географических) границ рынка;

е) установление промежутка времени, относительно которого должно определяться положение субъектов хозяйствования на рынке — определение временных границ рынка;

ж) определение объема товара, который обращается на рынке;

з) расчет долей субъектов хозяйствования на рынке;

и) составление перечня продавцов (поставщиков, производи­телей), покупателей (потребителей) товара (товарной груп­пы) — потенциальных конкурентов, покупателей, которые могут продавать (поставлять, производить), приобретать (по­треблять, использовать) тот самый или/и аналогичный товар (товарную группу) на рынке;

к) определение барьеров доступа на рынок и выхода с рынка для субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят), приобретают (потребляют, используют) или могут продавать (поставлять, производить), приобретать (по­треблять, использовать) тот самый и/или аналогичный товар (товарную группу); л) установление монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования (группы лиц) на рынке. При этом в Методике четко установлено, что этапы установления монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствова­ния на рынке, их количество и последовательность могут изменять­ся в зависимости от фактических обстоятельств, в частности, в за­висимости от особенностей рынка, структуры рынка, объема ин­формации о рынке.

На примере данной методики видно, что законодательство о за­щите экономической конкуренции стремится придать экономиче­скому анализу сферы монополизма и конкуренции четкие правовые рамки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.