Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И контроля




Административно-хозяйственного управления

Власти, местного самоуправления и

Антиконкурентные действия органов

В качестве самостоятельного вида правонарушений в сфере за­щиты экономической конкуренции законодатель рассматривает нарушения законодательства о защите экономической конкурен­ции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного уп­равления и контроля.

К названным органам власти Закон «О защите экономической конкуренции» относит министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти, Верховный Совет Авто­номной Республики Крым и органы исполнительной власти Авто­номной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы прива­тизации, Национальный Совет по вопросам телевидения и радио­вещания, местные органы исполнительной власти.

Органами административно-хозяйственного управления и кон­троля признаются субъекты хозяйствования, объединения, прочие лица в части исполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления.

Нарушения, совершаемые со стороны указанных органов, услов­но можно подразделить на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным нарушениям относятся акты и -действия соответствующих субъектов, которые неправомерно вмешиваются в свободу экономической деятельности на рынке и искажают дей­ствие объективных экономических законов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъ­ектов и граждан.

По объекту воздействия такие правонарушения подразделяют на три группы:

а) акты (действия), затрагивающие организационно-экономи­ческую деятельность хозяйствующих субъектов и выражают­ся в создании необоснованных препятствий на пути образова­ния новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

б) акты (действия), затрагивающие текущую экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и устанавливающие прямые или косвенные запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, или предписывают совершить определенные дей­ствия. Здесь следует понимать, что запреты, устанавливаемые противоправными актами органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйствен­ного управления и контроля, могут касаться как определен­ных видов или направлений деятельности (например, запрет на проведение торгово-закупочной деятельности), так и кон­кретных видов товаров, работ или услуг (например, запрет на выпуск лакокрасочных материалов). Особо следует обратить внимание на запреты властных органов на перемещение то­варов из одного региона в другой. Рассматриваемые препят­ствия чаще всего носят характер косвенных барьеров в виде взимания особых платежей (сборов);

в) акты (действия) по необоснованному предоставлению от­дельным хозяйствующим субъектам различных экономиче­ских льгот (изъятий из общих правил общеправового режи­ма). В соответствии с законодательством Украины льготы в какой-либо отрасли хозяйствования могут устанавливаться и предоставляться только в случаях, прямо предусмотренных законом и только для стимулирования экономической дея­тельности). Под льготой, как правило, понимается полное или частичное освобождение от обязанности или предоставление определенного права.

Вторая разновидность правонарушений, совершаемых органами власти, органами местного самоуправления, органами администра­тивно-хозяйственного управления и контроля, заключается в их согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию.

Указанные согласованные действия, в том числе сделки, могут иметь место как между органами исполнительной власти и органа­ми местного самоуправления с обеих сторон, так и между органами власти (местного самоуправления), с одной стороны, и хозяйству­ющим субъектом, с другой стороны. Форма согласованных действий (сделок) может быть различная (устная, письменная, фактические действия). Например, подобной сделкой является соглашение между органом санитарного надзора и отдельным предпринимате­лем о том, что только данным предпринимателем будет осущест­вляться подготовка технических заключений для получения раз­решений на эксплуатацию объектов торговли.

Однако законодательством Украины запрещены лишь те со­гласованные действия, которые имеют или могут иметь целью в совокупности или в отдельности такие последствия, как:

а) ограничение, искажение, недопущение или устранение конкуренции;

б) ущемление интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Статья 15 Закона Украины «О защите экономической конкурен­ции» использует характерный для законодательства Украины о защите экономической конкуренции подход (юридическую кон­струкцию): общий стандарт («генеральный деликт»2) плюс пример­ный перечень составов правонарушений. С помощью такого под­хода в законодательстве приведен список различных актов и дей­ствий, принимать (совершать) которые названным субъектам запрещено.

Итак, в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля яв­ляется принятие любых актов (решений, приказов, распоряже­ний, постановлений и т.д.), дача письменных или устных ука­заний, заключение соглашений или любые другие действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и кон­троля (коллегиального органа или должностного лица), кото­рые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Антиконкурентными действиями органов власти, органов мест­ного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля в соответствии со статьей 15 Закона Укра­ины «О защите экономической конкуренции», в частности, при­знаются:

а) запрет или препятствование к созданию новых предприятий или осуществлению предпринимательства в других органи­зационно-правовых формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдель­ных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;

б) прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяй­ствования к вступлению в ассоциации, концерны, межотрас­левые, региональные и прочие формы объединений или осу­ществлению концентрации субъектов хозяйствования в иных формах;

в) прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяй­ствования к приоритетному заключению договоров, первооче­редной поставке товаров определенному кругу потребителей или к первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;

г) любое действие, направленное на централизованное распре­деление товаров, а также распределение рынков между субъ­ектами хозяйствования по территориальному принципу, ас­сортименту товаров, по объему их реализации или закупки или по кругу потребителей или продавцов;

д) установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другой или предоставление разреше­ния на реализацию товара из одного региона в другой в опреде­ленном объеме или за исполнение определенных условий;

е) предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или прочих преиму­ществ, которые ставят их в привилегированное положение по сравнению с другими конкурентами, что приводит или может привести к недопущению, искажению, ограничению или устранению конкуренции;

ж) действие, вследствие которого отдельным субъектам хозяй­ствования или их группам создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;

з) действие, которым устанавливаются не предусмотренные за­конами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования про­грамм деятельности и развития, распоряжения прибылью.

Кроме этих положений ст. 16 Закона Украины «О защите эконо­мической конкуренции» содержит запрет, касающийся органов власти и органов местного самоуправления, относительно делеги­рования отдельных властных полномочий объединениям, предпри­ятиям и прочим субъектам хозяйствования, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля (их кол­легиального органа или должностного лица) запрещается поведение, которое заключается в склонении субъектов хозяйствования, орга­нов власти, органов местного самоуправления, органов администра­тивно-хозяйственного управления и контроля к нарушению зако­нодательства о защите экономической конкуренции, в создании условий для совершения таких нарушений или их легализации.

§6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.