Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования




§4

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

В отношении подавляющего большинства товаров, производи­мых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев уста­навливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Однако государ­ственные органы по общему правилу не устанавливают конкретные цены на изделия, изготовляемые отдельными собственниками.

Государственное регулирование цен осуществляется примени­тельно к продукции предприятий, занимающих монопольное поло­жение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (мно­гоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования дол­жен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государствен­ного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочета­ние позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития.

Одним из основных направлений государственной деятельности в сфере экономики является проведение ценовой политики.

Ценовая политика является составной частью общей экономиче­ской и социальной политики Украины и направлена на обеспечение:

— регулирования государством отношений обмена между субъ­ектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в про­цессе реализации национального продукта;

— соблюдения необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности;

— стабильности оптовых и розничных цен.

Функции по обеспечению ценовой политики в соответствии со ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «О ценах и цено­образовании» возложены на Кабинент Министров Украины. В част­ности, этот орган:

а) устанавливает порядок ценообразования для казенных пред­приятий;

б) издает правила по установлению или регулированию цен для сторон публичного обязательства;

в) утверждает перечень ресурсов, продукции и услуг:

— определяющих существенное воздействие на общий уровень и динамику цен;

— имеющих социальное значение для населения;

— природных монополистов.

г) определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также контро­ля за ценами (тарифами).

Данные полномочия подтверждены Решениями Конституцион­ного Суда Украины от 02.03.99 г. по Делу № 1-18/99 (дело о комму­нальных услугах) и от 10.02.2000 г. по Делу № 1-21/2000 (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и иные услуги).

В своих Решениях Конституционный Суд Украины отметил, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномо­чиям Верховной Рады Украины относится определение основ по­литики ценообразования и выработка на законодательном уровне принципов установления и применения цен (осуществлено в Зако­не «О ценах и ценообразовании»). Однако только Кабинет Мини­стров Украины обеспечивает проведение политики ценообразова­ния, осуществляет непосредственное регулирование цен (тарифов), а также контроль за ними.

Органы государственной исполнительной власти и местного са­моуправления устанавливают цены и тарифы на отдельные виды продукции, товаров и услуг в соответствии с полномочиями, опреде­ленными Кабинетом Министров Украины в постановлении № 1548 от 25.12.96 г. «Об установлении полномочий органов исполнитель­ной власти и исполнительных органов местных советов относитель­но регулирования цен (тарифов)». В частности:

1. Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики формирует сметную нормативную базу и определяет порядок ее применения в строительстве.

2. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации наделены правом регулировать залоговые цен на стеклянную тару.

3. Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции утверждает перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.

4. Министерство транспорта:

а) подает Кабинету Министров Украины предложения относительно установления тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги;

б) устанавливает по согласованию с Минэкономики:

— тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой внешнеторговых и транзитных грузов в морских и реч­ных портах (на причалах), и услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских и реч­ных портах (на причалах) Украины;

— тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном и внутреннем соединении (кроме пригородных перевозок);

— тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами междугородных межобластных маршрутов;

— аэронавигационные сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Украины;

— аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропортах Украины (посадка-взлет воздушного судна, обслуживания пассажиров в аэровокзале, сверхнормативная стоянка воздушного судна, обеспечение авиационной безопасности).

5. Госкомсвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы:

а) на основные услуги электросвязи, которые предоставляются на территории Украины, и услуги международной связи;

б) на универсальные услуги почтовой связи, которые предоставляются на территории Украины, и услуги междуна­родной связи;

в) на прием и доставку отечественных периодических печатных изданий по подписке.

6. Минфин по предоставлению Межведомственной комиссии по вопросам государственной ценовой политики в горно-метал­лургическом комплексе устанавливает размеры коммерческой (оптово-сбытовой) и других видов надбавок к цене произво­дителей на горнорудную продукцию отечественного произ­водства, реализуемой для последующей продажи на внутрен­нем рынке субъектами хозяйствования независимо от формы собственности.

7. МОН, Держкоминформ, другие центральные органы исполнительной власти, которые размещают государственный заказ на выпуск печатной продукции, устанавливают норматив рентабельности производства (в случае выпуска печатной продукции за счет бюджетных средств) в размере 5 процентов и на их доставку к потребителям в размере 5 процентов.

8. Национальная комиссия регулирования электроэнергетикие устанавливает тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению для бытовых потребностей, а также:

— предельный уровень оптовых и розничных цен на природ­ный газ, используемый для потребностей населения и бюджетных организаций;

— тарифы на транспортировку магистральными трубопроводами природного газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака та этиленовых веществ, которые поставляются потребителям Украины;

— тарифы на хранение и транспортировку природного газа распределительными сетями и поставку природного газа;

— по согласованию с Минэкономики предельный уровень оптовой цены на природный газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики, тепловых электростанций, электроцентралей и котельных субъектов хозяйствования (в объемах, которые используются для производства тепловой энергии для населения, бюджетных учреждений, при условии ведения этими предприятиями отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды для указанных потребителей).

9. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов регулируют (устанавливают) тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения).

10. Укрпромжелезтранс устанавливает тарифы на перевозку грузов железнодорожными подъездными путями, погрузо- разгрузочные работы и другие услуги, которые предоставляются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.

11. Госкомзем по согласованию с Минфином и Минэкономики:

 

— устанавливает цены (тарифы) на разработку документации по землеустройству и проведению землеоценочных работ;

— определяет предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной передачи гражданам Украины земельных участков в соответствии с законодательством.

Вышеуказанным постановлением КМУ № 1548 от 25.12.96 г. установлены также другие полномочия органов управления всех уровней в отношении регулирования цен и тарифов в различных сферах.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправитель­ственных соглашений о принципах торгово-экономического сотруд­ничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях про­изводят по договорным ценам, а в других случаях — для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции — применя­ются мировые цены.

В ряде соглашений, заключенных Украиной с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласован­ной политики в области ценообразования. Важно предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в себестоимость, ис­пользовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому основной целью таких согла­шений становится обмен информацией о применяемых норматив­ных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.

Кроме того, возникает необходимость в проведении согласован­ной ценовой политики при межгосударственных поставках в увяз­ке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.