Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санкции за нарушение законодательства о ВЭД




§7

§6

Правовое положение свободных экономических зон (СЭЗ)

 

Практика мирового развития показала, что одним из самых перспективных способов активизации ВЭД и привлечения ино­странных инвестиций является создание свободных экономических зон, работа которых способствует резкому повышению деловой активности, росту производства и в конечном итоге — улучшению экономической ситуации в данной стране.

В Украине идея иностранных инвестиций и свободных экономи­ческих зон (далее — СЭЗ) возникла сразу же после обретения неза­висимости, и с начала 90-х годов началось создание соответственной правовой базы. Реформирование социально-экономического поло­жения в Украине требовало применения новых форм регионально­го развития, которые базируются на возможностях регионов полнее и эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и преимущества благоприятного экономико-географического и геополитического расположения.

Правовое регулирование создания и функционирования СЭЗ состоит в настоящее время из целого комплекса нормативных актов, а именно:

— Конституции Украины (ст.92);

— главы 39 ХК Украины, раздела VI Закона «О режиме иностран­ного инвестирования» от 19.03.96 г., ст.24 Закона от 16.04.91 г. «О ВЭД»;

— Закона Украины «Об общих началах создания и функциони­рования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 г. (далее — Закон «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ»);

— законов об отдельных СЭЗ (например, Закон Украины «О спе­циальной (свободной) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 23.03.2000 г. (Далее — Закон «О СЭЗ «Порто-франко»);

— подзаконных актов, включая Указы Президента и постановления Кабинета Министров Украины, акты локального регу­лирования (уставы и положения о конкретных зонах).

В ст. 1 Закона «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ» определяют СЭЗ как часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ вводятся льготные та­моженные, валютно-финансовые, налоговые и прочие условия экономической деятельности национальных и иностранных юри­дических и физических лиц.

Целью создания СЭЗ является: привлечение иностранных ин­вестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высоко­качественной продукции и услуг, улучшение использования есте­ственных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономиче­ского развития Украины и другие цели.

Кроме общих целей для каждой СЭЗ устанавливаются специфи­ческие цели. Например, целями СЭЗ «Порто-франко» являются: содействие развитию внешнеэкономических связей и предприни­мательства, загрузка мощностей портового комплекса и развития его инфраструктуры, увеличения поставок высококачественных товаров и услуг, создания современной производственной, транс­портной и рыночной инфраструктуры.

На территории Украины могут создаваться разные функциональ­ные типы СЭЗ: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы и т.п. Этот вопрос раскрыт в Концепции создания СЭЗ в Украине от 1994 г. Концепция дает классификацию СЭЗ и их об­щую характеристику, которая разработана на базе Закона Украины «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ»:

Внешнеторговые зоны — это часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут сохраняться, покупать­ся и продаваться без уплаты таможенной пошлины и таможенного сбора или с его отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт) за счет предоставления тамо­женных льгот, услуг.

Комплексные производственные зоны, представляющие собой часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый и т.п.) режим эконо­мической деятельности с целью стимулирования предприниматель­ства, привлечения инвестиций в приоритетные области хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения.

Научно-технические зоны, то есть СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производ­ственного потенциала, достижения нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с дальнейшим внедрением результатов научных разработок в производство.

Туристическо-рекреационные зоны или СЭЗ, которые создаются в регионах, имеющих богатый естественный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его ис­пользования и сохранения, а также активизации предприниматель­ской деятельности в сфере рекреационно-туристического бизнеса. Например, Курортополис Трускавец.

Банковско-страховые (оффшорные) зоны — это зоны, в которых вводится в особенности благоприятный режим осуществления бан­ковских и страховых операций в иностранной валюте для обслужи­вания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием лишь нерезидентов и обслуживают лишь ту их предпринимательскую де­ятельность, которая осуществляется за пределами Украины.

Отличительной чертой оффшорных зон является то, что зареги­стрированные на ее территории предприятия не занимаются пред­принимательской деятельностью в зоне, и только при соблюдении этого условия получают существенные налоговые льготы по при­были вплоть до полного освобождения от налога на прибыль, с оплатой лишь регистрации компании, а также небольшого еже­годного платежа принимающему государству и зарплаты работни­кам, принимаемым на работу из числа местных жителей. Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 25.02.2003 г. №77-р закрепил перечень зарубежных оффшорных зон. Законодательство Украины не предусматривает создание оффшорных зон на террито­рии Украины.

Зоны пограничной торговли, представляющие собой часть тер­ритории государства на границах с соседними странами, где дей­ствует упрощенный порядок пересечения границы и торговли, создаются в основном в морских портах, аэропортах.

Кроме вышеупомянутых, в Украине могут создаваться СЭЗ дру­гих типов, а также комплексные СЭЗ, которые объединяют в себе черты и элементы зон разных типов.

По характеру взаимодействия с национальной экономикой стра­ны выделяют такие виды зон:

а) анклавные СЭЗ, которые отделены от всей другой территории системой пропускных пунктов, досмотров, проверок, а субъ­ект СЭЗ не может вести предпринимательскую деятельность на другой территории страны и не имеет права заключать соглашения и осуществлять операции с национальными субъектами (оффшорные зоны), поставлять продукцию внутрь страны (экспортно-производственные зоны);

б) интеграционные СЭЗ, создаваемые на предприятиях, которые находятся на их территории, распространяется особый право­вой режим. Они органически включаются в экономику страны, активно сотрудничают с национальными производителями.

Выбор варианта организации СЭЗ определяется двумя основны­ми критериями: экономическая эффективность и оптимальное объединение типичных элементов со специфическими условиями конкретного объекта.

Порядок создания СЭЗ регулируется разделом 2 Закона Украи­ны «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ» и Кон­цепцией создания и функционирования СЭЗ в Украине, утвержден­ной постановлением КМУ от 14.03.94 г.

Так, ст. 5 вышеупомянутого Закона определяет, что СЭЗ создают­ся Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и местной госу­дарственной администрации.

В случае создания СЭЗ по инициативе Президента или Кабинета Министров Украины соответствующее решение может быть при­нято лишь после получения письменного согласия соответствую­щего местного совета и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить СЭЗ. В случае если инициатива в создании СЭЗ принадлежит местным советам и местным государственным администрациям, они подают соответ­ствующее предложение в Кабинет Министров Украины.

Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создании СЭЗ и подать вывод по этому вопросу в Верховную Раду Украины.

Важной предпосылкой эффективного функционирования СЭЗ является наличие конкретной программы ее развития с определе­нием целей, этапов, задач, направленных на создание соответству­ющей финансово-экономической инфраструктуры (банковской, страховой, инвестиционной и т.п.), сроков их выполнения, объемов и источников инвестиций.

Статус, территория, а также срок, на который СЭЗ создается, определяется Верховной Радой путем принятия отдельного закона для каждой СЭЗ. Например, СЭЗ «Порто-франко» регулируется Законом Украины «О СЭЗ «Порто-франко»от 23.03.2000 г. Данный закон определяет? что СЭЗ «Порто-франко» создается на срок 25 лет на территории Одесского морского торгового порта и определяются ее границы. Оригинал карты СЭЗ «Порто-франко» хранится в Одес­ском городском совете.

Управление специальными (свободными) экономическими зонами осуществляется специально создаваемыми органами. К та­ким органам управления независимо от типа СЭЗ относятся:

а) совет по вопросам СЭЗ, который занимается выдачей документов на право реализации инвестиционных проектов;

б) местные советы и местные государственные администрации в пределах своих полномочий;

в) орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Функции этого органа могут быть возложены на одного из субъектов экономической деятельности специальной (свобод­ной) экономической зоны.

Исходя из этого, ст. 3 Закона «О СЭЗ «Порто-франко» определя­ет, что органами управления СЭЗ «Порто-франко» являются:

а) Одесская областная государственная администрация;

б) Одесский городской совет;

в) орган хозяйственного развития и управления СЭЗ «Порто-франко».

Иначе говоря, государственное регулирование деятельности СЭЗ осуществляют органы государственной исполнительной вла­сти Украины, к компетенции которых входит контроль за соблю­дением требований законодательства Украины на территории, где создана СЭЗ.

Орган хозяйственного развития и управления и субъекты эконо­мической деятельности СЭЗ являются самостоятельными в осущест­влении своей деятельности относительно органов государственного управления Украины, за исключениями, предусмотренными за­конодательными актами Украины.

СЭЗ считается ликвидированной с момента окончания срока, на который она была создана, если он не продлён в порядке изменения закона о конкретной СЭЗ. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидиро­вана законом до окончания срока, на который она была создана. Однако, государство гарантирует сохранение в полном объеме всех имущественных и неимущественных прав субъектов СЭЗ «Порто-франко» в случае ее ликвидации.

Споры между органами управления СЭЗ «Порто-франко», субъ­ектами СЭЗ «Порто-франко» и ликвидационной комиссией, которые могут возникнуть в связи с ликвидацией СЭЗ «Порто-франко», под­лежат рассмотрению в судах Украины, а споры с участием ино­странных субъектов хозяйственной деятельности — в судах по со­гласованию сторон, в том числе за границей.

Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией СЭЗ, урегулирования финансовых отношений между органом хозяйственного развития и управления субъектами эконо­мической деятельности СЭЗ Кабинетом Министров Украины созда­ется ликвидационная комиссия, которая приобретает все полномочия по управлению СЭЗ до момента окончательной ликвидации СЭЗ.

Из вышеизложенного следует, что СЭЗ являются наиболее дей­ственными формами региональной политики. Однако для успешного их функционирования на территории Украины необходимо: обеспечить долгосрочный и предвиденный характер экономической политики; либерализовать условия передвижения капиталов и товаров; обеспечить условия производства и торговли, которые от­вечали бы мировым стандартам, и твердые правовые гарантии за­щиты права собственности; сформировать эффективные формы взаимодействия местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления и органа хозяйственного развития и управление СЭЗ на основах обоюдной заинтересованности в достижении высоких социально-экономиче­ских результатов деятельности.

В соответствии с Законом Украины «О ВЭД» Украина как госу­дарство, так и все субъекты ВЭД, а также иностранные субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность за нарушения законов Украины и своих обязательств, закрепленных в договорном порядке. В то же время Украина как государство не несет ответствен­ности за действия субъектов ВЭД, а субъекты ВЭД не несут ответ­ственности за действия государства Украина.

В ст. 33 Закона «О ВЭД» упоминается имущественная и уголов­ная ответственность за нарушение правил осуществления операций

в ВЭД.

Имущественная ответственность применяется в форме ма­териального возмещения убытков, а также применения имуще­ственных санкций. Если нарушения субъектами ВЭД или иностран­ными субъектами хозяйствования законов Украины о ВЭД привели к возникновению убытков, потери выгоды и/или морального вреда у других субъектов или государства, правонарушители несут иму­щественную ответственность в полном объеме.

Порядок применения и размер договорных имущественных санк­ций определяется во внешнеэкономическом договоре. Кроме того, в случае» когда право контракта — законодательство Украины, то при применении имущественной ответственности используются соот­ветствующие положения раздела 5 ХК Украины о возмещении убыт­ков, взыскании штрафных и оперативно-хозяйственных санкций, а также субсидиарно — нормы ГК Украины об ответственности за на­рушение обязательств.

Уголовная ответственность за нарушение ВЭД наступает только в случаях, предусмотренных нормами уголовного законода­тельства. В частности, ст.ст. 199-204, 207-209 УК Украины пред­усматривают уголовную ответственность за нарушение таможенных правил (в т.ч. за контрабанду), нарушение порядка лицензирования хозяйственной деятельности, уклонение от возвращения валютной выручки и нарушение иного валютного законодательства, незакон­ное открытие счетов за границей и другие деяния, которые могут совершаться гражданами-предпринимателями и должностными лицами при осуществлении ВЭД.

Кроме договорных имущественных санкций и уголовной ответ­ственности к субъектам ВЭД могут применяться административ­но-хозяйственные санкции согласно гл. 27 ХК Украины, а к граж­данам-предпринимателям и должностным лицам также меры адми­нистративного взыскания согласно КУоАП (ст.ст. 162, 164, 169, 202, 208, 209 и др.)

В соответствии со ст. 37 Закона Украины «О ВЭД» за нарушение законодательства Украины о ВЭД к субъектам ВЭД или иностран­ным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены следующие специальные санкции:

— наложение штрафов, размер которых определяется законами (здесь речь идет о применении административно-хозяйственного штрафа по ст. 241 ХК Украины и административного штрафа по различным статьям КУоАП);

— применение индивидуального режима лицензирования;

— временное приостановление ВЭД.

Указанные санкции применяются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины к субъектам ВЭД по решению судебных органов Украины или по представлению органов государственной налоговой и контрольно-ревизионной служб, та­моженных, правоохранительных органов и Национального банка Украины.

Применение индивидуального режима лицензирования как санкции за нарушения в сфере ВЭД, кроме вышеуказанного, регла­ментируется:

а) ч. 1 ст. 245 ХК Украины;

б) «Положением о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономи­ческой деятельности»», утвержденным приказом Министерства экономики Украины и по вопросам европейской интегра­ции Украины от 17.04.2000 г. № 52;

в) «Положением о порядке выдачи разовых (индивидуальных) лицензий», утвержденным приказом того же министерства № 47 от 17.04.2000 г., которое устанавливает, что разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для осуществления отдельной внешнеэкономической операции субъектами ВЭД, к которым применена специальная санкция — индивидуальный режим лицензирования.

С целью контроля за деятельностью субъектов ВЭД, которые до­пустили нарушения в этой сфере, оформляется разовая (индивиду­альная) лицензия, которая выдается Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины или уполномочен­ными им органами. Разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для таможенного оформления товаров и осуществления внешнеэкономических расчетных операций субъектов ВЭД, к ко­торым применены специальные санкции. Лицензия выдается на период не меньше, необходимого для осуществления соответству­ющей внешнеэкономической операции и не подлежит передачедругим лицам.

Временное приостановление ВЭД относительно украинских субъектов ВЭД и иностранных субъектов хозяйственной деятель­ности означает лишение права заниматься всеми видами ВЭД, пред­усмотренными ст. 4 Закона Украины «О ВЭД», за исключением:

а) завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям, при которых со стороны украинских субъектов ВЭД или иностранных субъектов хозяйствования были перечислены средства до применения этой санкции;

б) завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям за продукцию, которая была отправлена за пределы Украины украинскими субъектами ВЭД или отправлена в Украину иностранными субъектами хозяйственной деятельности до применения этой санкции.

Для завершения таких операций украинскому субъекту ВЭД следует получить разовую (индивидуальную) лицензию в установ­ленном порядке.

Временное приостановление ВЭД может применяться в случае действий субъектов:

— которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности;

— приводящих к нарушениям международных обязательств Украины.

Применение указанных санкций может быть обжаловано в суде.

В отдельных случаях, в частности, при возникновении форс-ма­жорных обстоятельств, при подаче иска о признании или взыскании долга, санкции могут быть приостановлены на срок действия форс-мажорных обстоятельств или на время рассмотрения дела в суде.

Считывая специфику предмета правонарушения, особого вни­мания заслуживают санкции за нарушения валютного законода­тельства.

Так, согласно ч.2 ст. 245 ХК Украины при недобросовестной конкуренции, незаконном размещение валютных ценностей на счетах и вкладах за пределами Украины, а также в других случаях, при действиях причиняющих ущерб экономике Украины, экспортно-импортные операции таких субъектов хозяйствования прекра­щаются на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

При открытии валютного счета в банковском учреждении за пределами Украины субъект ВЭД обязан уведомить об этом НБУ не позднее чем в трехдневный срок. Нарушение этого требования вле­чет административно-хозяйственную ответственность в порядке, установленном законом, согласно ч.2 ст. 386 ХК Украины,

В соответствии со ст. 16 Декрета КМУ от 19.02.93 г. «О системе валютного регулирования и валютного контроля» установлена от­ветственность за нарушение положений действующего валютного законодательства. В развитие данного нормативного акта принят ряд подзаконных актов:

— постановление НБУ № 49 от 08.02.2000 г. «Об утверждении Положения о валютном контроле»;

— Указ Президента Украины от 27.06.99 г. «Об урегулирование порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства»;

— приказ Государственной налоговой администрации Украины № 542 от 04.10.99 г. «Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодатель­ства».

В хозяйственной практике Украины большинство представлений о применении специальных санкций осуществляется органами госу­дарственной налоговой службы — около 85 %, поскольку в ходе на­логовых проверок выявляются нарушения законодательства о ВЭД.

Как правило, после соответствующего представления Министер­ства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины принимает решение о применении санкций. Исключение составляют лишь отдельные правонарушения, например, в случае, когда у круп­ного экспортера небольшая задолженность по внешнеэкономическим контрактам по сравнению с общим объемом продаж. Каждый такой случай рассматривается в рабочем порядке по согласованию с орга­ном, направившим представление. Таким образом, применение данных норм может носить и дифференцированный характер.

Применение санкций имеет важное значение для регулирования ВЭД. Так, только на протяжении 1995 года, когда экономика Укра­ины находилась в крайне упадочном состоянии, субъекты ВЭД, к которым были применены специальные санкции, возвратили в Украину валютных средств, незаконно находящихся за границей, на сумму около 200 млн. долл.

Правильность введения ответственности за нарушение законодатель­ства о ВЭД подтверждается наличием аналогичных правовых инсти­тутов в экономически развитых странах Европы и Америки. Отсут­ствие подобной ответственности привело бы к хаосу в сфере ВЭД.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)?

2. Какие существуют виды внешнеэкономической деятельно­сти?

3. Кто может стать субъектом внешнеэкономической деятельности Украины?

4. В чем заключаются государственные методы регулирования ВЭД?

5. Назовите отличия в методах тарифного и нетарифного регулирования ВЭД.

6. Какие требования к форме и содержанию внешнеэкономических договоров предусмотрены законодательством Украины?

7. Что такое базисные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) купли-продажи (поставки) и каково их значение?

8. Назовите особенности расчетов по контрактам в ВЭД.

9. В чем состоит механизм контроля за поступлением валютной выручки в Украину?

10. Охарактеризуйте правовое положение свободных экономических зон (СЭЗ).

Какие вы знаете санкции за нарушение законодательства о ВЭД и в чем состоит порядок их применения?

Глава 15

Система органов охраны и защиты прав (законных интересов) субъектов хозяйствования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.