Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные органы в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования




§2

К административным органам в системе органов охраны и за­щиты прав субъектов хозяйствования относятся:

1. Министерство юстиции Украины;

2. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства;

3. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

4. Антимонопольный комитет Украины;

5. Органы административно-налогового обжалования и иные органы.

Министерство юстиции Украины (Минюст Украины) явля­ется ведущим органом в системе центральных органов исполнитель­ной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики и осуществляет свою деятельность на основании Положе­ния о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30.12.97 г. 1396/97.

Основными задачами министерства являются:

а) обеспечение государственной политики и политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;

б) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

в) подготовка предложений по усовершенствованию законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

г) организация исполнения решений судов и иных органов (должностных лиц);

д) организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния;

е) легализация всеукраинских объединений граждан, политических партий, международных общественных организаций, структурных подразделений иностранных общественных (неправительственных) организаций, всеукраинских и международных благотворительных организаций, контроль за соблю­дением их уставов;

ж) государственная регистрация нормативно-правовых актов.

Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Укра­ины от 03.10.92 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» с 01.01.93 г. Минюст осуществляет обязательную государ­ственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, сво­боды и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, а также ведет Единый реестр таких актов.

Однако указанная регистрация не является неоспоримым до­казательством соответствия подзаконного акта законам Украины. Поэтому субъект хозяйствования в случае, если он считает, что за­регистрированный нормативный акт ущемляет его права по срав­нению с действующим законодательством, имеет право подать в суд иск о признании такого акта недействительным.

Таким образом, Минюст осуществляет преимущественно функ­ции охраны прав субъектов хозяйствования. О защите нарушенных прав субъектов хозяйствования со стороны этого органа можно го­ворить лишь в случае, когда органы Минюста (посредством функций государственной исполнительной службы) осуществляют исполне­ние решений судов и иных органов (должностных лиц) согласно законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве».

Государственный комитет Украины по вопросам регулятор­ной политики и предпринимательства (Госпредприниматель­ство Украины) осуществляет свои полномочия на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25.05.2000 г. № 721/2000 и является центральным органом исполни­тельной власти со специальным статусом, который обеспечивает реа­лизацию государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (став правопреемником Государствен­ного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства и Лицензионной палаты Украины после их ликвидации).

Основными задачами Госпредпринимательства Украины явля­ется:

— участие в формировании и реализации единой государственной политики в сфере предпринимательства;

— координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере;

— содействие формированию системы финансово-кредитной, консультативной и информационной поддержки предпринимательства и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Комитет:

а) готовит предложения по формированию единой государственной политики в сфере предпринимательства и обеспечивает их реализацию;

б) обобщает практику применения законодательства по вопросам, принадлежащим к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президен­ту и Кабинету Министров Украины;

в) согласовывает проекты нормативно-правовых актов и директивных писем, которые готовятся органами исполнительной власти, по вопросам регулирования предпринимательской деятельности (так называемых «регуляторных актов»), готовит предложения о целесообразности их издания;

г) применяет в пределах своих полномочий меры по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

д) сотрудничает по вопросам проведения единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства, развития предпринимательства с соответствующими международными организациями;

е) ведет Единый лицензионный реестр и Реестр субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивает доступ к данным этих реестров органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины;

ж) организует в пределах своих полномочий контроль за соблюдением установленного порядка лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации предпринимательства;

з) обеспечивает поддержку деятельности уполномоченных по вопросам защиты прав предпринимателей и выполняет другие функции.

Комитет в пределах своих полномочий издает приказы и при­нимает решения, а также в случае необходимости вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти из­дает совместные акты.

Комитет возглавляет председатель, которого назначает по пред­ставлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномо­чия в этой должности Президент Украины.

Важно учитывать, что Госпредпринимательство вправе издавать разъяснения по вопросам регуляторной политики в сфере хозяй­ствования. Данные разъяснения субъект хозяйствования вправе использовать для защиты своих прав во взаимоотношениях с раз­личными органами управления.

Кроме того, субъект хозяйствования может обратиться в терри­ториальный орган Комитета или непосредственно к уполномочен­ному по вопросам защиты прав предпринимателей, который имеет право применять меры по защите их прав и интересов. В частности, Госпредпринимательства вправе входить с представлениями к ор­ганам управления об отмене либо приостановления действия актов, положения которых ущемляют права и интересы предпринимателей по сравнению с действующим законодательством.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) осуществляет полномочия в соответствии с За коном Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30.10.96 г. и Указа Президента «О Государ­ственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от 14.02.97 г. №142/97.

В соответствии с данными нормативными актами ГКЦБФР явля­ется центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подчиненным Президенту и подотчетным Верховной Раде Украины.

Основными задачами Комиссии являются:

1) формирование и обеспечение реализации единой государственной политики по развитию и функционированию рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стандартам;

2) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, соблюдение требований законодательства в этой сфере;

3) защита прав инвесторов путем осуществления мер по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применения санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий;

4) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений по его совершенствованию;

5) осуществление государственного регулирования и контроля в сфере совместного инвестирования.

ГКЦБФР устанавливает требования по выпуску (эмиссии) и об­ращению ценных бумаг и их производных; устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и иные специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения (лицензии) в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах; разъясняет порядок применения законодательства о ценных бумагах; определяет по­рядок ведения и ведет реестр аудиторов и аудиторских фирм, кото­рые могут проводить аудиторские проверки финансовых учрежде­ний, осуществляющих деятельность на рынках ценных бумаг и их производных, а также выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством.

Таким образом, любой субъект хозяйствования может обратить­ся за разъяснением в ГКЦБФР или с жалобой на действия аудиторов, посредников на рынке ценных бумаг, и Комиссия должна рассмо­треть данное обращение и принять меры к разрешению вопроса.

Комиссия имеет право:

а) выносить в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, ее собственных нормативных актов предупреждения, приостанавливать на срок до одного года размещение (продажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента, действие выданных ею специальных разрешений (лицензий), аннулировать действие таких разрешений (лицензий);

б) обращаться в суд и хозяйственный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением законодательства Украины о ценных бумагах;

в) осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и ее соответствие установленным стандартам;

г) проводить самостоятельно или вместе с другими соответствующими органами проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовых бирж и саморегулятивных организаций;

д) направлять эмитентам, лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовым биржам и саморегулятивным организациям обязательные к исполнению распоряжения об устранении нарушений требований законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством;

е) изымать во время проведения проверок на срок до трех суток документы, которые подтверждают факты нарушения актов законодательства о ценных бумагах;

ж) назначать своих представителей для осуществления контроля за регистрацией акционеров для участия в общих собраниях акционеров акционерных обществ.

Систему ГКЦБФР составляют Комиссия, ее центральный аппарат и территориальные органы. Комиссия образуется в составе Пред­седателя и шести членов Комиссии, которые назначаются и осво­бождаются Президентом по согласованию с Верховной Радой Укра­ины на семь лет. Одно и то же лицо не может быть членом Комиссии более двух сроков подряд.

Территориальными органами ГКЦБФР являются управления и отделения, действующие на основании положения, которое утверж­дается Комиссией, и координируют свою деятельность с местными государственными администрациями и органами местного само­управления.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) осуществля­ет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, за­конами Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., иными нормативно-правовыми актами и является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — обеспечение государственной защиты конкуренции в предприни­мательской деятельности.

Основной задачей АМКУ является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления госу­дарственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, контроля за концентрацией, согла­сованными действиями субъектов хозяйствования, содействия развитию добросовестной конкуренции.

Систему органов АМКУ, которую возглавляет Председатель Комитета, составляют Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения. АМКУ образуется в составе председа­теля и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя председа­теля АМКУ. Комитет создает территориальные отделения.

Председатель АМКУ назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Срок полномочий Председателя АМКУ составляет семь лет и он не может назначаться на эту должность более чем на два срока подряд.

Государственные уполномоченные Комитета назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом по пред­ставлению Премьер-министра Украины на основании предложений Председателя АМКУ. Срок полномочий государственного уполно­моченного также составляет семь лет.

Исключительно к компетенции АМКУ как высшего коллегиаль­ного органа, в частности, относятся:

а) предоставление разрешения или запрет согласованных действий в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции»;

б) проверка решений, принятых государственными уполномоченными и административными коллегиями АМКУ, проверка законности и обоснованности постановлений об административных правонарушениях, вынесенных государственными уполномоченными и административными коллегиями;

в) пересмотр решений, принятых АМКУ, в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и по заявлениям и делам о согласованных действиях, концентрации;

г) утверждение и официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, а также предоставление рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодатель­ства о защите экономической конкуренции.

АМКУ как высший коллегиальный орган может рассматривать любой вопрос, относящийся к компетенции его органов.

Государственный уполномоченный Комитета имеет следующие полномочия:

— беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций во время проведения проверок и расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции при условии предъявления служебного удостоверения и документов, подтверждающих проведение проверки или расследования;

— изымать или налагать арест на предметы, документы или иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения;

— при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в иных предусмотренных законом случаях требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно- хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом;

— составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по этим делам;

— принимать предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции распоряжения и решения, давать заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, предварительные заключения о согласованных действиях;

— давать обязательные для рассмотрения рекомендации и вносить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, субъектам хозяйствования, объединениям об осуществлении мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также о прекращении действий или бездеятельности, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию и устранение причин возникновения этих нарушений и условий, которые им содействуют;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законода­тельством о защите экономической конкуренции.

Решения и распоряжения государственных уполномоченных Комитета принимаются от имени АМКУ.

Таким образом, АМКУ обладает широким кругом полномочий, позволяющим осуществить защиту субъектов хозяйствования от нарушений их прав на свободную экономическую конкуренцию.

Важнейшее место в системе органов защиты субъектов хозяй­ствования от нарушения их прав как налогоплательщиков и соб­ственников имущества занимают органы административно-на­логового обжалования (апелляционного согласования). К этим органам относятся органы налоговой службы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков в порядке административного обжа­лования (апелляционного согласования). Данные органы действуют на основании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными це­левыми фондами» от 21.12.2000 г., Закона Украины «О государ­ственной налоговой службе» и «Положения о порядке представле­ния и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами госу­дарственной налоговой службы» в редакции приказа Государствен­ной налоговой администрации от 02.03.2001 г.1

Данные органы призваны рассматривать жалобы субъектов хо­зяйствования на неправомерные решения налоговых органов.

Органы административно-налогового обжалования занимают особое место в структуре иных административных органов, рас­сматривающих жалобы на решения и действия нижестоящих органов управления. Данное место предопределено особым поряд­ком взаимодействия субъектов хозяйствования с такими органами обжалования, выходящими за рамки Закона «Об обращениях граждан». Данный порядок подчинен жестким процедурам, пред­усматривающим:

а) пресекательные сроки рассмотрения жалоб, когда нарушение таких сроков со стороны органов административно-налогового обжалования влечет удовлетворение жалобы налогоплательщика, а нарушение сроков со стороны субъекта хозяйствования — утрату права на процедуру администраитвно-налогового обжалования;

б) приостановление на время административно-налогового обжалования действия обжалуемого решения, в том числе приостановление начисления штрафных санкций;

в) действие принципа толкования законодательства в пользу налогоплательщика. В частности, в соответствии с Законом от 21.12.2002 г. в случае если норма закона либо иного нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, то решение в рамках апелляционного со­гласования принимается в пользу налогоплательщика;

г) возможность достижения налогового компромисса, когда учи­тывается реальная возможность погашения налогового долга в определенном (не полном) размере в интересах сторон и т.п. Органы административно-налогового обжалования (апелляци­онного согласования) имеют трехзвенную структуру, к которой относятся:

1. Начальник налоговой инспекции, вынесшей решение о взыскании налогового долга.

2. Областное управление апелляций Государственной налоговой администрации в области (г. Киеве и г. Севастополе).

3. Главное управление апелляций Государственной налоговой администрации Украины.

Важно учитывать, что решение Государственной налоговой ад­министрации Украины по рассмотрению жалобы субъекта хозяй­ствования является окончательным для порядка административ­ного обжалования (апелляционной процедуры), но не препятствует обращению налогоплательщика — субъекта хозяйствования в суд за защитой своих прав.

Среди иных административных органов данной группы мож­но назвать:

— органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— органы охраны окружающей среды;

— государственный комитет по статистике;

— государственную инспекцию по контролю за ценами;

— комитет Украины по вопросам стандартизации и сертификации;

— комитет по надзору за охраной труда;

— государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики и иные органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.