КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правоохранительные органы в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования
§3 Анализируя вторую группу — правоохранительные органы — следует дать общую характеристику правового статуса: 1. Нотариата. 2. Адвокатуры. 3. Милиции. 4. Прокуратуры. Органы нотариата, состоящие из государственных и частных нотариусов, осуществляют свою деятельность на основании Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г., а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины № 20/5 от 03.03.2004 г. Нотариат в Украине — это система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, а также совершать другие нотариальные действия с целью придания им юридической верности. Статьей 18 ГК Украины прямо предусмотрено, что нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем совершения исполнительной надписи на долговом документе в случаях и порядке, предусмотренном законом. При этом документ, содержащий исполнительную надпись нотариуса, приравнивается к исполнительному документу согласно Закону «Об исполнительном производстве». Кроме данной меры защиты нотариусами совершаются другие действия в сфере охраны прав субъектов хозяйствования: а) удостоверяются сделки (договоры, доверенности и др.); б) выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов); в) выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах гос-нотконторы, частного нотариуса; г) налагается запрет отчуждения движимого и недвижимого имущества, имущественных прав; д) удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них; е) удостоверяется верность подписи на документах;
ж) удостоверяется правильность перевода документа с одного языка на другой; з) удостоверяется время предъявления документов; и) передаются заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; к) принимаются в депозит денежные суммы и ценные бумаги; л) совершаются исполнительные надписи; м) совершаются протесты векселей; н) предъявляются чеки к платежу и удостоверяется неоплата чеков; о) совершаются морские протесты; п) принимаются на хранение документы; р) удостоверяется верность электронной цифровой подписи на документах. Адвокатура Украины в соответствии с законодательством является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно Конституции Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им иную юридическую помощь (ст. 1 Закона «Об адвокатуре» от 19.10.92 г.) и осуществляет свою деятельность на принципах верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и конфиденциальности. Адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; удостоверяют копии документов по делам, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, иных государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; оказывают юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц. Адвокат может осуществлять и иные виды юридической помощи. Адвокат имеет право: — представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, к компетенции которых относится разрешение соответствующих вопросов;
— собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных правонарушениях, в частности: — запрашивать и получать документы или их копии от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан— с их согласия; — ознакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами, за исключением тех, тайна которых охраняется законом; — получать письменные заключения специалистов по вопросам, которые нуждаются в специальных знаниях, опрашивать граждан; — применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством; — заявлять ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и в соответствии с законом получать от них письменные мотивированные ответы на эти ходатайства и жалобы, а также присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать пояснения по их сути; — выполнять иные действия, предусмотренные законодательством. Важной гарантией деятельности адвокатов является то, что они не могут быть допрошены в отношении сведений, которые стали им известны при исполнении своих обязанностей. Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено лишь прокурором области и вышестоящими прокурорами. Квалификационный экзамен, которые сдают адвокаты для получения свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью, является дополнительной гарантией качества оказываемой ими юридической помощи. Следует учитывать, что оказание юридической помощи субъектам хозяйствования не является исключительной компетенцией адвокатуры. Любые специалисты в области права на сегодняшний день могут в свободном (нелицензируемом) порядке оказывать такую помощь, в том числе на правах трудового найма. Однако следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что вышеуказанные гарантии деятельности адвокатов, делают юридическую помощь адвокатов по сложным делам более предпочтительной для субъектов хозяйствования1.
Милиция в Украине — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (ст. 1 Закона «О милиции» от 20.12.90 г.). Традиционно полномочия милиции не рассматриваются при анализе органов защиты прав субъектов хозяйствования. Однако данная недооценка роли милиции в сфере хозяйствования приводит к пробелу в изучении мер борьбы с преступными посягательствами в хозяйственной сфере. Милиция в соответствии со своими задачами обязана: а) выявлять, предотвращать, прекращать и раскрывать преступления; б) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения, осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме; в) прекращать административные правонарушения и осуществлять производство по таким делам; г) выявлять причины и условия, которые содействуют совершению правонарушений, использовать в пределах компетенции меры по их устранению; д) обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства организаций или лиц, которые их проводят, и др. В случае обнаружения факта правонарушения или получения обращения субъекта хозяйствования работники милиции имеют право: — вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, которые находятся в их производстве, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу; — требовать от материально-ответственных и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; истребовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
— получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые по делам о преступлениях, находящихся в производстве милиции, и др. На последний момент следует обратить внимание, поскольку органы милиции зачастую направляют запросы, не связанные с расследуемыми ими преступлениями. В этом случае субъект хозяйствования имеет право отказать в предоставлении такой информации. По результатам изучения материалов и сведений органы милиции имеют право вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, содействующих совершению правонарушений, а также аннулировать выданное предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов и веществ при невыполнении установленных правил пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения, изымать при необходимости такие предметы, опечатывать склады, базы и хранилища, закрывать стрелецкие тиры и стенды, пиротехнические предприятия, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, до устранения нарушений соответствующих правил. Указанные функции милиции могут быть направлены на защиту и охрану прав и интересов субъектов хозяйствования в случае преступных посягательств на их собственность (в порядке УПК Украины), при физической защите от преступных посягательств, для оказания помощи государственному исполнителю при исполнении решений судебных и иных органов, в других случаях, установленных законом. Прокуратура Украины также играет важную роль в защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Согласно Закону Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. Систему органов прокуратуры составляют: — Генеральная прокуратура Украины; — прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (действующие на правах областных прокуратур); — городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры. Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, упрочение правопорядка и имеет своей задачей защиту физических и юридических лиц от неправомерных посягательств. Одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением и применением законов, в частности, за: а) соответствием актов, издаваемых всеми органами, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам; б) соблюдением законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности. Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и иным сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии оснований — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству. Таким образом, органы прокуратуры: а) рассматривают заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда; б) осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства к порядку рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право: а)беспрепятственно входить в помещения органов государственной власти и местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков; б)иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе и таких, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать предоставления таких документов и материалов, выдачи необходимых справок; в) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий и организаций; г) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений о нарушениях закона. При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право: — опротестовывать решения местных советов, акты центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц; — возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций; — давать предписания и вносить представления об устранении нарушений закона, а также обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также юридических лиц. Требования прокурора являются обязательными для всех органов и организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом (по общему правилу, 10-дневный срок) или определенные прокурором сроки. За неисполнение без уважительных причин законных требований прокурора лицо привлекается к предусмотренной законом ответственности. В частности, ч. 2 ст. 185-6 КУоАП устанавливает штраф за непринятие мер в отношении протеста, предписания или представления прокурора. Прокуратура также осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде. Прокурор, который участвует в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и постановлению судебных решений, основанных на законе. В частности, прокурор может вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили. В настоящее время обсуждается возможность установления обязательного участия прокурора в хозяйственном процессе по определенным категориям дел. Прокурор имеет равные права с другими участниками судебно заседания. Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном процессе, определяются процессуальным законодательством Украины.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |