Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суб’єкти приватизації




Круг субъектов приватизации определяется ст. 6 Закона «О приватизации имущества государственных предприятий» в форме исчерпывающего перечня, в который входят: государственные органы приватизации, покупатели (их представители), посредники.

Систему государственных органов приватизации определено в законодательном порядке.

Государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым, составляющих единую систему государственных органов приватизации в Украине.

Согласно ст. 7 Закона «О приватизации государственного имущества» Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют на основании Закона Украины «О Фонде государственного имущества Украины» и другие законы Украины по вопросам приватизации. Однако на сегодня такой закон не принят, поэтому правовой статус Фонда государственного имущества Украины определяется Временным положением о Фонде государственного имущества Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 7 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями).

В ст. 7 Закона «О приватизации государственного имущества» указано, что Фонд государственного имущества Украины подчинен, подотчетен и подконтролен Верховной Раде Украины. Эта норма также была предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины, который в решении от 1 июля 1998 г. отметил, что согласно ст. 13 действующей Конституции Украины Верховная Рада Украины не является единственным субъектом права государственной собственности. По Конституции Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти, осуществляющим управление объектами государственной собственности согласно закону. Фонд государственного имущества Украины является государственным органом, осуществляющим государственную политику в сфере приватизации государственного имущества. В связи с этим Конституционный Суд Украины признал неконституционным положения абзаца 2 ч. 2 ст. 7 Закона «О приватизации государственного имущества».

Государственные органы приватизации в пределах своей компетенции осуществляют следующие основные полномочия:

• меняют в процессе приватизации организационную форму предприятий, находящихся в государственной собственности;

• осуществляют полномочия собственника государственного имущества в процессе приватизации;

• выступают арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, согласно законодательству;

• продают имущество, находящееся в государственной собственности, в процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий, объектов незавершенного строительства и бывший военный имущество, получило статус гражданского, а также акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ;

• создают комиссии по приватизации;

• утверждает планы приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, планы размещения акций акционерных обществ в процессе приватизации;

• разрабатывают проекты государственных программ приватизации и представляют их на утверждение Верховной Раде Украины;

• заключают соглашения проведения подготовки объектов к приватизации и их продажи;

• заключают соглашения проведения экспертной оценки стоимости объектов приватизации;

• осуществляют лицензирование комиссионной, представительной и коммерческой деятельности с приватизационными бумагами;

• выступают со стороны государства учредителем предприятий со смешанной формой собственности;

• участвуют в разработке международных договоров Украины по вопросам государственной собственности и ее использования;

• осуществляют защиту имущественных прав государственных предприятий, организаций, учреждений, а также акций (долей, паев), принадлежащих государству, на территории Украины и за ее пределами;

• контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного имущества.

Государственные органы приватизации осуществляют другие полномочия, предусмотренные Законом «О приватизации государственного имущества», другими законами Украины по вопросам приватизации.

Государственные органы приватизации не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины и учредительными документами этих предприятий.

Органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют в пределах полномочий, определенных Фондом государственного имущества Украины, и полномочий, делегированных Верховной Радой Автономной Республики Крым по распоряжению имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым.

Органы приватизации в Автономной Республике Крым в вопросах приватизации имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, являются подотчетными и подконтрольными Верховной Раде Автономной Республики Крым.

Продажа имущества, находящегося в коммунальной собственности, осуществляют органы, создаваемые соответствующими местными советами. Указанные органы действуют в пределах полномочий, определенных соответствующими местными советами, и есть им подчиненными, подотчетными и подконтрольными.

Региональные отделения Фонда государственного имущества Украины и представительства Фонда государственного имущества Украины в районах и городах действуют на основании положений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 1994 г. № 412 Государственные средства производства, подлежащих приватизации, является особым товаром, призванным обеспечивать не только потребности приватизации, но и общественные потребности в продукции, работах, услугах. Поэтому законодатель специально регулирует круг лиц, которые могут выступать покупателями в сделках приватизации, и детализирует ряд элементов правового положения покупателя как субъекта приватизации.

Определен общий круг лиц, которые могут быть покупателями. Это:

• граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства;

• юридические лица, зарегистрированные на территории Украины;

• юридические лица других государств.

Также определен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть покупателями.

Относительно физических лиц речь идет о работниках государственных органов приватизации (кроме случаев использования ими приватизационных бумаг).

Относительно юридических лиц действуют следующие ограничения:

• не могут быть покупателями юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25 процентов;

• не могут быть покупателями юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности;

• не могут быть покупателями органы государственного управления;

• не могут быть покупателями органы местного самоуправления.

Для совместного участия в приватизации граждане могут создавать хозяйственные общества, в том числе из членов трудового коллектива, в порядке, установленном законодательством Украины.

Хозяйственное общество членов трудового коллектива приватизируемого, учреждается на основании решения общего собрания, в которых участвовало более 50 процентов работников предприятия или их уполномоченных.

Статья 6 Закона «О приватизации государственного имущества» относит к субъектам приватизации представителей и посредников. Здесь речь идет о различных по юридической природе и организационно-правовых форм субъектов права, входящих в инфраструктуру приватизации. Инфраструктура - это, прежде всего, специализированные организации, обслуживающие продавцов и покупателей с целью уменьшения их рисков при размещении вкладов покупателей в объекты приватизации, при заключении и исполнении сделок приватизации. Организации инфраструктуры обслуживают также рынок приватизационных бумаг, обращение приватизационных имущественных сертификатов и т.п.. Указанная деятельность осуществляется организациями инфраструктуры на договорных началах. Это означает, что обращение покупателей к услугам посреднических организаций при приобретении государственного имущества не является обязательным.

Закон «О приватизации государственного имущества» предусматривает, что основными инфраструктурными организациями приватизации являются:

• доверительные общества;

• инвестиционные фонды и инвестиционные компании;

• другие финансовые посредники.

Одной из организационно-правовых форм субъекта посреднической деятельности в сфере приватизации является доверительное общество. Функции и правовое положение данного субъекта регулируются Законом Украины «О хозяйственных обществах» (общие положения и особенности правового статуса хозяйственных обществ с дополнительной ответственностью), а также Декретом Кабинета Министров Украины от 17 марта 1993 г. «О доверительных обществах».

Доверительное общество - это хозяйственное общество с дополнительной ответственностью, осуществляющее представительскую деятельность в соответствии с договором, заключенным с доверителями имущества относительно реализации их прав собственников. Имуществом-объектом договора между доверительным обществом и доверителем есть средства, ценные бумаги, документы, удостоверяющие право собственности доверителя.

Особенности создания доверительного общества определены ст. 2 Декрета. Так, его уставный фонд формируется только за счет средств и ценных бумаг участников. Предметом деятельности общества согласно учредительным документам являются так называемые доверительные операции, т.е. услуги общества доверителю. Для граждан - это сохранение соответствующего имущества доверителей, представительские, финансово-посреднические услуги по его обслуживанию. Для юридических лиц - это агентские услуги, ведение банковских счетов ценных бумаг, хозяйственное управление переданными обществу голосующими акциями путем участия в общих собраниях акционерных обществ. Если предусмотрено договором, общество участвует от имени акционеров-доверителей, государственных органов приватизации-доверителей в управлении акционерными обществами.

Доверительное общество осуществляет также (при наличии лицензии Фонда государственного имущества Украины) операции по размещению приватизационных бумаг, в том числе для обществ покупателей. Для осуществления указанной деятельности стороны заключают соответствующий договор: на осуществление доверительных операций; на предоставление комплекса услуг по приватизации определенного объекта; на финансовое посредничество с целью накопления приватизационных средств для вложения их в объекты приватизации; на осуществление так называемых трастовых операций, т.е. на управление имуществом доверителя с целью получения им максимальной прибыли, защиты его средств от инфляции и т.д..

Одной стороной договора является доверитель - юридическое лицо или гражданин, которые передают обществу полномочия собственника принадлежащего им имущества согласно условиям договора, второй стороной - общество как юридическое лицо.

Доверительные операции от имени общества осуществляют его участники - физические или юридические лица (представители, уполномоченные этими лицами), которые называются доверенными лицами.

Общество имеет расчетный счет в коммерческом банке, обслуживающем доверительные операции и сохраняет имущество как общества, так и доверителей. Отношения между обществом и банком регулируются отдельным договором на соответствующее банковское обслуживание. В учредительном договоре доверительного общества предполагается договоренность об ответственности общества и его участников по обязательствам общества перед банком и доверителями, а также о праве доверенных лиц на подпись чеков, получение документов доверителей, хранящихся в банке, и на другие операции.

Участники общества отвечают по его обязательствам перед доверителями и банком в размере своих вкладов в уставный ф ° НДУ-При недостаточности этого имущества участники отвечают дополнительно: принадлежащим им имуществом в п 'яттратному размере к вкладу каждого участника.

Доверительные общества являются коммерческими организациями. Источником доходов общества является плата, которую получают доверенные лица за осуществление доверительных операций. Размер платы устанавливается в договоре между доверителем имущества и доверенным лицом, если иное не предусмотрено законодательством.

Инвестиционные фонды и инвестиционные компании. Правовой статус этих финансовых посредников, кроме Закона «О хозяйственных обществах», определяется также Положением об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утвержденному Указом Президента Украины от 19 февраля 1994

Инвестиционный фонд - это юридическое лицо, основанная в форме закрытого акционерного общества, осуществляющего исключительную деятельность в области совместного инвестирования. Инвестиционные фонды делятся на открытые и закрытые. Открытые фонды создаются на неопределенный срок и осуществляют выкуп своих инвестиционных сертификатов (ценных бумаг, выпускаемых исключительно инвестиционным фондом или инвестиционной компанией и дают право их владельцам на получение дохода в виде дивиденда) в сроки, установленные инвестиционной декларацией. Закрытые фонды создаются на определенный срок и осуществляют расчеты относительно инвестиционных сертификатов по истечении срока деятельности инвестиционного фонда.

Уставный фонд инвестиционного фонда должен составлять не менее 2 тыс. минимальных зарплат, установленных на момент его регистрации, и быть сформированным за счет взносов учредителей в виде денежных средств, ценных бумаг, недвижимого имущества (его доля в уставном фонде не должна превышать 25 процентов).

Участниками инвестиционного фонда являются физические и юридические лица, которые приобрели инвестиционные сертификаты этого фонда. Номинальная стоимость одного инвестиционного сертификата не может быть меньше 10000 руб. и должна равняться номинальной стоимости одной акции принадлежит учредителям.

Для выпуска инвестиционных сертификатов заключается договор с инвестиционным управляющим, аудитором или аудиторской фирмой, а также депозитный договор с депозитарием, проводится регистрация выкупа инвестиционных сертификатов, публикуются инвестиционная декларация (составная часть устава инвестиционного фонда, в которой определяются основные направления и ограничения инвестиционной деятельности фонда, порядок выпуска, продажи и выкупа инвестиционного фонда, а также другие вопросы его инвестиционной деятельности) и информация о выпуске инвестиционных сертификатов.

Управление активами инвестиционного фонда от имени фонда осуществляет инвестиционный управляющий. Согласно Положению об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях инвестиционный управляющий:

• готовит проекты информационных уведомлений о выпуске инвестиционных сертификатов;

• организует продажу инвестиционных сертификатов, в том числе путем привлечения агентов;

• совместно с депозитарием подсчитывает стоимость чистых активов в расчете на один выпущенный сертификат и раз в полгода публикует соответствующую информацию;

• обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов (открытого инвестиционного фонда) по требованию их владельцев от имени и за счет средств фонда, а в случае их отсутствия - за счет собственных средств.

Важную роль в обеспечении деятельности инвестиционного фонда играет депозитарий инвестиционного фонда. Это юридическое лицо, осуществляющее ответственное хранение активов, обслуживания операций с активами инвестиционного фонда и учет движения активов на основании депозитного договора. Депозитный договор с депозитарием заключает инвестиционный управляющий. В договоре указываются предмет договоренности между сторонами, права и обязанности сторон, положения о взаимной ответственности сторон за убытки, которые могут возникнуть вследствие

невыполнение договора, содержание инвестиционной декларации, размер вознаграждения депозитарию за оказание услуг инвестиционному фонду и другие условия, включая оговорки о конфиденциальности.

Инвестиционная компания - это торговец ценными бумагами, который, помимо осуществления других видов деятельности, может привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии ценных бумаг и их размещение.

Инвестиционная компания создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Уставный фонд инвестиционной компании, которая осуществляет инвестиции, должен составлять не менее 50 тыс. минимальных зарплат, определенных на момент ее регистрации.

Инвестиционная компания для осуществления деятельности по совместному инвестированию обязана основать взаимный фонд, провести регистрацию выпуска инвестиционных сертификатов, опубликовать инвестиционную декларацию и информацию о выпуске ею сертификатов.

Взаимный фонд является филиалом инвестиционной компании. Он имеет отдельный баланс, на который инвестиционная компания может передавать имущество в виде ценных бумаг и объектов недвижимости. Инвестиционная компания получает доходы от деятельности, связанной с совместным инвестированием, соразмерно стоимости имущества, переданного ею во взаимный фонд, если иное не предусмотрено инвестиционной декларацией.

Для осуществления совместного инвестирования инвестиционные фонды, а также инвестиционные компании, основали взаимные фонды (далее - фонды), выпускают инвестиционные сертификаты, которые предлагают для размещения среди участников.

Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмениваться на приватизационные бумаги, если эти фонды в установленном Фондом государственного имущества Украины порядке получили разрешение на осуществление коммерческой деятельности с приватизационными бумагами.

Закрытые фонды обслуживают собственников приватизационных бумаг со следующими ограничениями: инвестиционные сертификаты подлежат выкупу фондом не ранее окончания срока использования приватизационных бумаг; участниками инвестиционного фонда не гарантируется фиксированный размер дивидендов. Приватизационные бумаги, которые находятся в собственности фонда, подлежат индексированию в случае общей индексации приватизационных бумаг.

125.Правове регулювання контролю за додержанням дисципліни цін та відповідальність за її порушення.

Государственный контроль за ценами осуществляется главным образом при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. По сфере действия свободных цен контролируется правомерность их применения путем декларирования и соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляют специальные органы - государственные инспекции по контролю за ценами, систему которых возглавляет Государственная инспекция по контролю за ценами.

Закон Украины "О ценах и ценообразовании" не регулирует детально правовой статус государственных органов контроля за ценами, права и обязанности их должностных лиц. Он лишь содержит норму, согласно которой государственные органы, осуществляющие контроль за ценами, и их должностные лица имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом Украины "О государственной налоговой службе".

Согласно положениям Закона Украины "О ценах и ценообразовании" государственные инспекции по контролю за ценами имеют право:

- Осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет и других финансовых документов;

- Получать от должностных лиц в письменной форме объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверках;

- Обследовать производственные, складские, торговые помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и места их нахождения;

- Требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений законодательства о ценах;

- Приостанавливать операции предприятий по расчетным, валютным, другим счетам в банках в случае отказа в проведении документальной проверки и в других предусмотренных законом случаях;

- Налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушение государственной дисциплины цен. Закон Украины "О ценах и ценообразовании" обязывает хозяйствующих субъектов в установленном порядке подавать необходимую информацию для осуществления контроля за правильностью установления и применения цен.

Ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение государственной дисциплины цен установлено в. 14 "О ценах и ценообразовании". Согласно этим законодательным актам вся необоснованно полученная хозяйствующими субъектами сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию в соответствующий бюджет в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных бюджетов взимается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда или хозяйственного суда на основании решения государственной инспекции по контролю за ценами. В случае несогласия предприятия, учреждения, организации по решению государственной инспекции по контролю за ценами оно может быть обжаловано в хозяйственном суде.

Согласно п. 24 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и п. 19 Положения о поставке товаров народного потребления покупатель в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договоров при завышении поставщиком цен на продукцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.