Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды




План

Лекция 4.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93}

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

3. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 № 167-ФЗ (ред. от 30.06.2003)

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.0J.97 № 22-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ (ред. от 10,01.2003)

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003)

7. Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 (ред. от 06.06.2003) "О недрах"

8. Закон РФ от 05.03.92 № 2446-1 (ред. от 25.07.2002) "О безопас­ности"

9. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации"

10. Федеральный закон от 23.02.95 № 26-ФЗ "О природных лечеб­ных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

П. Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ (ред. от 30.12.2001) "Об особо охраняемых природных территориях"

12. Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ "О животном мире"

13. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об общественных объединениях"

14. Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ (ред. от 28.03.2002) "Об использовании атомной энергии"

15. Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 15.04.98) "Об экологической экспертизе"

16. Федеральный закон от 30.11.95 № 187-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О континентальном шельфе Российской Федерации"

17. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

18. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ "Об охране атмосфер­ного воздуха"

19. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окру­жающей среды"

20. Постановление Правительства РФ от 19.02.96 № 158 "О Крас­ной книге Российской Федерации"

Литература

1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М, 1998.

2. Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1998.

3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, М, 1995.

4. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995.

5. Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Экология. М.: Издательство Приор, 1999.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

1 Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды

2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
3. Экологическое страхование

 

Мировой опыт свидетельствует, что использование экономических рычагов воздействия на природопользователей дает больший эффект в деле охраны природы, чем применение к последним административных санкций. Поэтому во всем мире задача охраны окружающей среды решается путем сочетания этих двух методов. Не является исключением и Россия.

Экономическое регулирование отношений в области охраны окружаю­щей среды (экономического механизма охраны окружающей природной среды) связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впос­ледствии заложенные в нем конструкции экономического воздействия на природопользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и дру­гих нормативных актах.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей сре­ды — это совокупность способов воздействия со стороны государства на поведение субъектов экологических правоотношений для формиро­вания у них экономической заинтересованности в соблюдении эколо­гических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Анализ российского экологического законодательства позволяет выде­лить несколько принципиально разных направлений экономического регулирования деятельности субъектов экологических правоотношений.

Во-первых, экономические санкции — меры принудительного взима­ния с природопользователей платы за негативное воздействие на окру­жающую среду.

Во-вторых, экономические стимулы — предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадици­онных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окру­жающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В-третьих, экономические гарантии — система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-эконо­мического развития и экологических программ, экологическое страхо­вание и аудирование, учет экологических факторов при приватизации государственных и муниципальных предприятий, поддержку предпри­нимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и т.д.

Однако не все положения главы четвертой Закона об охране окружа­ющей среды, посвященные вопросам экономического регулирования охраны окружающей среды, можно назвать удачными. Во-первых, закон относит к числу экономических методов возмещение вреда, при­чиненного экологическим правонарушением. Такой подход вряд ли обоснован, поскольку это мера гражданско-правовой ответственности, а, следовательно, составная часть правового механизма (а не экономи­ческого) реализации экологического законодательства.'

Во-вторых, отдельные элементы экономического механизма не до конца продуманы и включены в систему иных нормативно-правовых актов. Так, ст. 14 Закона об охране окружающей среды предусматри­вает возможность предоставления юридическим лицам и гражданам налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих тех­нологий, однако подобная мера «не вписана» в банковское и налоговое законодательство, что затрудняет ее исполнение.

В-третьих, в отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., дейс­твующий Закон об охране окружающей среды не предусматривает в качестве метода экономического регулирования возможность создания экологических фондов как формы консолидации денежных средств, расходуемых исключительно на цели охраны окружающей среды. В связи с этим, в некоторых субъектах РФ приняты региональные зако­ны, например, закон Удмуртской Республики от 20 апреля 2001 г. «Об экологическом фонде Удмуртской Республики». Данный закон устано­вил правовые основы функционирования этого целевого бюджетного фонда республики. Утверждено положение о фонде, его цели и задачи, в частности, финансирование экологических программ и мероприятий.

В-четвертых, необходимо дополнить главу IV Закона об охране окру­жающей среды отдельной статьей, посвященной экологическому ауди­ту, поскольку данный термин раскрывается (ст. 1), но далее по тексту нигде не используется.

Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды пока не заняло достойного места

механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести. В яжной экономический кризис, непоследовательность в экономичес-За х реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению

альной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым Адресованы такне нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схема-

чный характер правового обеспечения экономических инструментов, наличие норм, отсылающих «в никуда».1 Последний недостаток прояв-

ется и в0 многих иных эколого-правовых институтах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.