Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К семинарским и практическим занятиям




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

ТЕМА 18. Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах

1. Международно-правовой режим охраны окружающей среды. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

2. Предмет, источники, объекты и субъекты международного экологического права.

3. Природоохранное законодательство в отдельных зарубежных странах.

Литература нормативные источники: [1-7, 24, 32, 35]; основная: [1-8]; дополнительная: [4, 7, 8, 11, 14, 20, 21]

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику международно-правовому режиму охраны окружающей среды.

2. Перечислите основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

3. Назовите основные источники международного экологического права.

4. Перечислите виды субъектов международного экологического права.

5. Дайте характеристику природоохранному законодательству США.

6. Дайте характеристику природоохранному законодательству Великобритании.

7. Дайте характеристику природоохранному законодательству Франции.

8. Дайте характеристику природоохранному законодательству Японии.

9. Дайте характеристику природоохранному законодательству Канады.

10. Раскройте роль ООН в решении природоохранных вопросов.

 

 

Овладение основами экологического права, как и любой другой учебной дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, для успешной организации которой необходимо:

1. Получить в библиотечном фонде рекомендованную учебно-методическую и научную литературу. При работе с указанными источниками, особенно прошлых лет издания, следует иметь в виду, что многие содержащиеся в них положения устарели ввиду динамичных социально-политических перемен, происходящих в нашем обществе. В связи с этим не­обходимо проявлять вдумчивый, творческий подход к изучаемым темам и вопросам, стараться освоить материал, руководствуясь современными научными концепциями. Этому, безусловно, будет способствовать обращение студентов к периодическим изданиям (журналы «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Юрист» и др.), публикующим материалы по конституционному праву научного характера.

2. Регулярно посещать лекции и конспектировать их, поскольку в современных условиях именно лекции являются одним из основных источников получения новой информации по изучению данного курса. Для более успешного освоения учебного материала следует использовать «систему опережающего чтения». Имея на руках рекомендованную литературу, студенты могут знакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику и другим источникам до лекции. Это позволит заложить базу для более глубокого восприятия лекционного материала. Основные положения темы необходимо зафиксировать в рабочей тетради. В процессе лекции студенты, уже ознакомившись с содержанием, рекомендованных по теме источников, дополняют свои конспекты положениями и выводами, на которые обращает внимание лектор.

3. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме курса, перечитать свой конспект и изучить рекомендованную дополнительную литературу. После этого, следует попытаться воспроизвести свой возможный ответ на все вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия. Оценить степень собственной подготовленности к занятию помогут вопросы для самоконтроля, которые сформулированы по каждой теме после списка дополнительной литературы. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию остаются какие-либо вопросы, на которые не найдены ответы ни в учебной литературе, ни в конспекте лекции, следует зафиксировать их в рабочей тетради и непременно поставить перед преподавателем на семинарском занятии.

Выступление студентов на семинаре не должно сводиться к воспроизведению лекционного материала. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, закономерностей, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами из политико-правовой жизни, практики современного государства и права, а также достижениями современной юридической науки и иных отраслей знаний. Выступающий должен продемонстрировать знание дополнительной литературы, которая рекомендована к соответствующей теме. В процессе устного выступления допускается обращение к конспекту, но следует избегать сплошного чтения.

4. Большую помощь студентам в освоении учебного курса может ока­зать подготовка доклада по отдельным проблемам курса. Соответствующая тематика содержится в планах семинарских занятий. Приступая к данному виду учебной работы, студенты должны согласовать с преподавателем тему доклада и получить необходимую консультацию и методические рекомендации. При подготовке доклада следует придерживаться методических рекомендаций, советов и предложений преподавателя, с тем, чтобы работа оказалась теоретически обоснованной и практически полезной. Подготовленный доклад, после его рецензирования преподавателем, может быть использован для выступления на семинаре, на заседании научного кружка, а также при подготовке к экзамену.

Следуя изложенным методическим советам и рекомендациям, каждый студент сможет овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен учебной программой, успешно сдать экзамен, а впоследствии использовать полученные знания в своей практической деятельности.


Тесты для самоконтроля

 

Тестовые задания предназначены для повторения и закрепления учебного материала, проверки знаний, контроля остаточных знаний.

Тестовые задания могут быть использованы при подготовке к аудиторным занятиям, контрольным работам, экзамену.

Тесты составлены по всему курсу учебной дисциплины «Экологическое право».

1. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено:

а) Э. Геккелем; в) В.И.Вернадским.

б) А. Тэнсли;

2. Что из нижеперечисленного не относится к природным объектам:

а) атмосферный воздух; в)древесина на корню.

б)мировой океан;

3. К основным этапам становления и развития экологического права не относится:

а) дореволюционный; в) советский;

б) доисторический; г) современный.

4. Нормы экологического права подразделяются на:

а) отраслевые, комплексные, экологизированные;

б) отраслевые и комплексные;

в) специализированные, комплексные, экологические.

5. Первый закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» был принят:

а) в 1971 году; б) в 1982 году; в)в 1991 году.

6. В зависимости от оснований возникновения экологические правоотношения делятся на:

а) общие и конкретные;

б) абсолютные и относительные;

в) материальные и процессуальные.

7. В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве:

а) хозяйствующих субъектов и организаций;

б) организаций, осуществляющих деятельность в области охраны ОС;

в)хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны ОС и лиц, имуществу которых причинен вред в результате нарушения экологических норм.

8. К основополагающим экологическим правам граждан в России относятся:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением;

г) все перечисленные права.

9. Окружающая среда - это:

а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропо-генных объектов;

б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропо-генных объектов, а также антропогенных объектов;

в)комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

10. К компонентам природы не относится:

а) земля;

б) недра;

в)озоновый слой атмосферы;

г) околоземное космическое пространство;

д) ботанические сады.

11.Экологическими отношениями не являются:

а) отношения по поводу природных объектов;

б)отношения человека к природным объектам;

в) отношения по обеспечению режима особо охраняемых природных территорий.

12. Конституционной экологической обязанностью граждан России является:

а) повышение экологической культуры;

б) бережное отношение к природным богатствам;

в) участие в экологическом просвещении;

г) повышение уровня знаний о природе.

13. Процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности – это:

а)экологическое нормирование;

б) экологическая стандартизация;

в) экологическое лицензирование.

14. Нормативы, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей – это:

а)нормативы качества;

б) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

в) своеобразные нормативы.

15.По специфическим юридическим функциям нормы экологического права делятся на:

а) императивные и диспозитивные;

б) охранительные, регулятивные и специализированные;

в) отраслевые и комплексные.

16. Отрасль экологического права России - это:

а) систематизированное изложение соответствующего предмета в учебнике по дисциплине «Экологическое право России»;

б) совокупность установленных уполномоченными органами государственной власти норм права, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования ее компонентов и обеспечения экологической безопасности;

в) совокупность федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов, других источников экологического права.

17. Что из нижеперечисленного не стоит относить к принципам экологического права:

а) устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие;

б) сохранение и защита экологического развития;

в)бесплатность природопользования;

г) разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.

18. Под благоприятными условиями жизнедеятельности человека подразумевается состояние среды обитания, при котором:

а)осуществляется контроль за соблюдением санитарных правил;

б) отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека;

в) имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма.

19. Собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять только добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину:

а) до 3-х метров; б)до 5-ти метров; в) до 10-ти метров.

20. Природный комплекс определяется как:

а) комплекс естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическим расположением;

б) природные объекты, объединенные по совокупности составляющих их природных компонентов;

в) природные объекты, объединенные по признаку естественного происхождения;

г) природные объекты, объединенные по признаку хозяйственного воздействия на них человека.

21. К принципам управления в области охраны окружающей среды не относится:

а) принцип приоритета государственного управления над местным самоуправлением;

б) принцип законности;

в)принцип плановости.

22. По характеру осуществляемой деятельности все полномочия органов государственной власти в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на:

а) нормотворческие и регулятивные;

б) организационные, контрольные и координационные;

в)нормотворческие и правоприменительные.

23. Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются:

а) решения органов публичной власти;

б) явления, события;

в) юридические факты;

г) действия (бездействие) субъектов.

24. Что из нижеперечисленного не относится к критериям общего природопользования:

а) субъектами в большинстве случаев являются физические лица, осуществляющие природопользование для собственных нужд;

б) возникает на основании разрешений, выдаваемых соответствующими государственными органами;

в)воздействие на окружающую среду, как правило, не значительно.

25. Вред окружающей среде - это:

а) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

б) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

в) поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

26. К видам экологического страхования не относится:

а) предупредительное страхование;

б) имущественное страхование;

в)страхование ответственности.

27. Задачи организации управления в сфере охраны окружающей среды возлагаются на:

а) органы законодательной власти;

б) органы судебной власти;

в)органы исполнительной власти.

28.Совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства - это:

а) экономический механизм охраны окружающей среды;

б) управление природопользованием и охраной окружающей среды;

в)экологический контроль.

29. Конституция нашей страны, впервые определившая, что охрана окружающей среды есть конституционное право граждан:

а)1936 года; б)1977 года; в)1993 года.

30. Наука экологического права России - это:

а) система знаний, теоретических положений в области экологического права;

б) совокупность установленных уполномоченными органами государственной власти норм права, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования ее компонентов и обеспечения экологической безопасности;

в) систематизированное изложение основных положений экологического права в учебнике.

31. К принципам управления в области охраны окружающей среды не относится:

а) принцип приоритета государственного управления над местным самоуправлением;

б) принцип законности;

в)принцип плановости.

32. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ устанавливается:

а) Конституцией и федеральными законами;

б)договорами о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашениями о передаче части полномочий в сфере охраны окружающей среды;

в)всеми перечисленными способами.

33. К видам управления в области охраны окружающей среды не относится:

а)государственное; б) муниципальное;

в) производственное; г) гражданское.

34. К целям проведения экологического контроля не относится:

а)соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

б) обеспечение экологической безопасности;

в) обеспечение избирательности выдачи разрешительных документов на природопользование.

35. Основными принципами экологического контроля являются:

а) независимость экологического контроля;

б) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

в) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

г) все перечисленные принципы.

36. Процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности – это:

а)экологическое нормирование; б) экологическая стандартизация;

в) экологическое лицензирование.

37. Нормативы, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей - это:

а)нормативы качества;

б) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

в) своеобразные нормативы.

38. По времени проведения экологический контроль делятся на:

а)предварительный, текущий и последующий;

б) государственный и муниципальный;

в) плановый и внеплановый.

39. Система платежей при пользовании недрами не включает в себя:

а) разовые платежи;

б) плату за геологическую информацию о недрах;

в) сбор за участие в конкурсе (аукционе); д) исключительные платежи;

г) лицензионный сбор; е) регулярные платежи.

40. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено:

а) в целях охраны окружающей среды;

б) в целях исключения угрозы жизни и здоровью людей;

в) в целях обеспечения национальной безопасности;

г) во всех указанных случаях.

41. Участки недр не предоставляются в пользование в виде:

а) горного отвода; б) геологического отвода; в) земельного отвода.

42. По виду юридической ответственности экологические правонарушения можно подразделить на:

а) совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

б) на совершенные виновно и по неосторожности;

в) экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения.

43. Понятия «юридическая ответственность» и «правовая экологическая ответственность» соотносятся как:

а) частное и общее; б) общее и частное;

в) идентичные по своему содержанию.

44. К специфическим особенностям правовой экологической ответственности не относится:

а) наступает в соответствии с законом и в пределах, установленных законом;

б) реализуется в форме принуждения с использованием государственной системы с целью защиты экологических требований;

в) является комплексной правовой системой, включающей в себя нормы, относящиеся к различным отраслям права (гражданскому, земельному, административному, уголовному и др.).

45. К основным видам полезных ископаемых не относится:

а) редкие; б) общераспространенные; в)необщераспространенные.

46. Ответственность за экологические правонарушения не выполняет функцию:

а) стимулирующую; б) компенсационную;

в) превентивную; г) поощрительную;

д) карательную.

47. Действующий Водный кодекс РФ был принят:

а) в 2002 году; б) в 2004 году; в)в 2006 году.

48. Право пользования водными объектами на основании договора водопользования не предоставляется в случае:

а) забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

б)сброса сточных вод;

в)использования водных объектов без забора воды для целей производства электроэнергии.

49. По объекту посягательства экологические правонарушения делятся на:

а)экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

б) земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т.п.;

в) предусмотренные экологическим законодательством либо иным (например, уголовным) законом или же тем и другим.

50. Результатом оценки воздействия на окружающую среду не является:

а) информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду;

б) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности;

в) выявление общественных предпочтений при принятии решений, касающихся намечаемой деятельности;

г)решение экспертной комиссии о реализации проекта намечаемой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.