Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень рекомендуемой литературы




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Айзенбарт, Барбара. Полный курс акварели. - М.: Внешсигма Аст, 2000.

2. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. – СПб.: Питер, 2006.

В книге рассматриваются этапы освоения одного из жанров- пейзажа. Описаны способы и приемы построения изображения и его основных элементов. Проводится анализ творческих методов работы над пейзажем выдающихся художников- пейзажистов, рассматриваются секреты написания живописной картины на пленэре. Издание рекомендуется студентам педагогических и художественных вузов и училищ.

3. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер, 2006.

В книге содержатся основные знания о цвете, о его трех основных характеристиках, даются конкретные советы о методах точного определения и подбора цвета предмета, о создании цветовой гармонии, воздушной перспективы, фактуры в живописном произведении

4. Живопись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003.

В учебном пособии рассмотрены основы теории и практики живописного изображения применительно к задачам фундаментального обучения студентов. Пособие рекомендовано студентам вузов тестильной и легкой промышленности, может быть полезно в обучении по курсу дизайна и ДПИ.

 

Дополнительная литература:

5. Бойко, Н. История знаменитых полотен / Н.Бойко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Книга подробно повествует о 60 самых известных картин русской живописи XIX века. Кроме того, отражены творческие и духовные судьбы их создателей. Издание содержит большой фактологический материал.

.

6. Герберт, Рид Краткая история современной живописи. - М.: Искусство ХХ1 века, 2006.

Книга адресована студентам художественных вузов. Автор описывает самый бурный период противоречий современного искусства.

7. Григорьян, И.И. Пейзаж в русской живописи. - М.: Олма-Пресс образование, 2006.

В альбоме представлены произведения пейзажной живописи из коллекции российских галерей и музеев.

8. Ж ивопись. Практическое руководство. - М.: Искусство, 1964.

В книге рассматривается живопись акварелью и маслом, даются советы ведущих художников-педагогов основам живописи головы, фигуры, о композиции в живописи, основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи.

9. Зингер, Л.С. Советская портретная живопись 1917-начала 1930 годов.- М.: Изобразительное искусство, 1978.

Автором сделана попытка рассмотреть зарождение и формирование советского живописного портрета как многонациональный процесс, характеризуемый общностью основополагающих принципов и в то же время множественностью их образного воплощения.

10. Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства. – М.: Гилея, 2001.

11. Капланова, С.Г. Русская акварельная живопись конца XIX – начала XX века. - М.: Искусство, 1968/

Новые страницы в развитии реализма. В книге представлено созвездие замечательных имен, подробно рассматриваются новые средства пластической выразительности и декоративности цвета.

12. Ломов, С.П., Яшухин, А.П. Живопись. Учебник. 2-е изд., перер. и доп.- М.: АГАР,1999.

Учебное пособие написано в соответствии с программой по живописи. Она даст знания основ реалистического изображения, а также сведения о материалах, техниках и технических приемах, что является базой для мастерства живописи. Авторы рассматривают особенности живописи различными материалами. Специальный раздел книги посвящен методике выполнения различных видов учебных заданий, а также вопросам копирования и новых художественных технологий.

13. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984.

Пособие знакомит студентов со спецификой работы на пленэре во время практики. Автор анализирует основные приемы, правила и законы пленэрной живописи, дает конкретные рекомендации по методике организации занятий.

14. Мастера мировой живописи. Великие художники XIX-XX веков.- М.: Белый город, 2002.

15. Натюрморт. Выставка произведений живописи художников Российской Федерации / Автор- составитель И.Н. Филонович. – М.: Художник РСФСР, 1975.

16. Никодеми, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г.Семеновой.- М.: Издательство ЭКСМО- Пресс, 2002.

Краткий курс в историю техники живописи: масляной, темперной, акварельной, пастельной, фресковой. В книге представлен обзор старинных, а также современных материалов и инструментов для профессиональных художников и начинающих.

17. Полный курс масляной живописи. – М.: Внешсигма, 2000.

На примере работ в представленных жанрах изобразительного искусства натюрморта, портрета и пейзажа описаны материалы для живописи, их характеристика и техника нанесения в масляной живописи.

18. Поспелов, Г.Г. Бубновый валет.- М.: Советский художник, 1990.

В книге рассматривается московская живопись ХХ века, ее художественное самоопределение в искусстве. Особое внимание уделено выставке «Бубновый валет», устроенной в 1910 году.

19. Пространство картины: Сборник статей / Сост. Н.О. Тамручи.- М.: Советский художник, 1968.

Альманах искусств «Живопись». Узловая тема альманаха: пространство как основа образного строя произведений искусства, ядро его художественности. Сборник рассчитан на художников, искусствоведов.

20. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: Рефл- бук, К.: Ваклер, 1996.

Серия «Актуальная психология» Цвет в Греции, Черной Африки, средневековом христианстве, западноевропейской и японской живописи, а также работы на эту тему И.В.Гете, В. Кандинского, С.М. Эйзенштейна дают самое широкое представление, как об истории развития цветовосприятия, так и о тонкостях и отличиях в цветоощущении у различных народов. Издание адресовано психологам, искусствоведам, художникам, а также широким кругам читателей, интересующихся психологией цвета и искусства.

21. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. – М.: Наука, 1980.

В книге анализируется теория пространственных построений в изобразительном искусстве. Теоретические вопросы рассматриваются на материале искусства древнего Египта, средних веков и в творчестве Сезанна.

22. Русакова, А.А. Символизм в русской живописи- М.: Белый город, 2001.

Книга знакомит с художниками и объединениями: «Мир искусства», «Голубая роза», Абрамцево, М. Врубель, В. Борисв-Мусатов, К.Петров-Водкин и др.

23. Сарабьянов, Д. Русская живопись 1900-х начала 1910-х годов. Очерки.- М.: Искусство, 1971ю

Автор очерков рассматривает художественное открытие, почти не останавливаясь на проблеме противоречий в искусстве ХХ века. Творчество художников в это время рождало новое искусство. Автор лишь поставил некоторые вопросы и не пытался решить проблемы нового искусства.

24. Стефано, Дзуффи Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. - М.: Олма- Пресс образование, 2002.

В издании представлен указатель живописцев и их работ с описанием

25. Хеннес, Руиссинг Полный курс масляной живописи.- М.: Внешсигма, 2000.

Книга обобщает личный авторский художественный и дидактический опыт. В ней рассматриваются жанры живописи и отдельные художественные концепции. Книга стимулирует индивидуальное видение и придаст уверенность в создании собственных картин.

26. Шедевры русской живописи- М.: Белый город, 2005.

В издании использован текст книги П.П.Гнедича «История искусств». В издании представлен богатый иллюстративный материал.

27. Энциклопедия пейзажа- М.: Олма –Пресс Образование, 2002.

Энциклопедия знакомит с пейзажным жанром в живописи. Издание включает сведения о художниках-пейзажистах, оказавших большое влияние на развитие данного жанра. Особое место уделяется русскому пейзажу, книга содержит богатый иллюстративный материал.

28. Якимович А. Реализмы ХХ века- М.: Галарт, Олма-Пресс, 2001.

Автор рассматривает магический и метафизический реализм в искусстве, а также идеологический реализм и сюрреализм.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Академическая живопись»

 

Живопись натюрморта.

Натюрморт имеет основополагающее значение. Писать натюрморт можно долго и обстоятельно. В постановах натюрморта не должно быть повторяющихся схем. Постановка не может быть громоздкой, беспорядочной. Сюжетно-тематическая направленность должна облегчать отбор предметов для ее постановки. Целесообразно использовать примеры составления разнообразных натюрмортов у мастеров живописи.

Для длительных постановок берутся предметы или продукты, которые не портятся от длительного хранения. Лучше всего использовать муляжи овощей и фруктов.

На первых порах следует ставить ясные в пластическом и цветовом отношении натюрморты. Натюрморт, как правило, имеет не очень большие размеры, чтобы побудить зрителя к внимательному рассматриванию.

Особое внимание следует уделять живописи первого плана натюрморта. Работа ведется от общего к частному и от частного к обогащенному деталями общему.

Живопись головы человека.

В учебных заданиях по живописи головы надо стремиться к лаконичности постановки. Для позирования на первых занятиях приглашать мужчин среднего и пожилого возраста возможно с гротескными чертами лица. Вначале ведется поиск места. Нежелательно увеличивать натуру больше ее натуральной величины. Для этого удобен размер картона или холста в пределах 30х40 см. Расстояние от рисуемой модели должно быть около 1,5- 2 метров.

Рекомендуется будущий этюд вначале решить в больших тональных отношениях на палитре. Работа над этюдом должна вестись как единый процесс от общего к частному. В живописи головы важна роль фона.

Начинать изучать живопись головы лучше всего с монохромного ее изображения при естественном или искусственном освещении. В быстрых этюдах следует ставить конкретные живописные задачи. Размер таких этюдов может быть в пределах 20х15, 30х20.

В качестве основы можно использовать картон, холст на картоне, плотную, проклеенную бумагу. Рисунок делается кистью.

Сложность учебных заданий должна нарастать постепенно. Размеры этюдов в условиях пленера должны быть меньше, чем в условиях мастерской. Работать на пленере следует под солнцезащитным зонтом. Это поможет избежать ошибок в подборе смесей красок на палитре.

Живопись фигуры человека.

Живопись фигуры требует глубокого знания пластической анатомии. Студентам необходимо выполнять наброски с фигуры и писать быстрые этюды в разных поворотах (со спины, в фас, сбоку), в разных условиях освещения и в разных живописных техниках. Размер для этюдов не следует брать большой. Первые задания по живописи фигуры желательно выполнять со стоящей мужской модели ясной в пластическом отношении. Начинать работу с натурой следует с визуального анализа. К рисунку фигуры нужно подходить с большой точностью. Чем точнее рисунок, тем успешнее можно решить живописные задачи. При изображении фигуры встречается затруднения, обусловленные, например, одеждой, ее складками. Следует сделать несколько набросков с обнаженной модели в том же положении.

Подготовительный рисунок можно выполнять со светотенью, а потом закрепить лаком. Полезно практиковать выполнение рисунка непосредственно кистью. Это способствует тренировке руки и глаза, развивает чувство целого.

Перед работой на холсте полезно выполнить этюд-эскиз небольшого размера или ограничиться небольшим нашлепком, в котором будут найдены необходимые сочетания красок для выполнения этюда. Нашлепок может иметь вид палитры-эскиза, где красочные смеси в виде пятен располагаются в том соседстве, в каком цвета находятся в натуре.

Важный этап в выполнении длительного этюда –работа над подмалевком. В нем закладывается основа цветового решения, намечается методика технического исполнения. Живопись ведется по всей поверхности холста, а затем частями, когда каждая часть доводится до завершенности.

При работе над длительным этюдом следует пользоваться кистями разных размеров.

Параллельно с живописью фигуры весьма полезно писать натюрморты, чтобы не было вялости тонально-цветовых отношений в портрете, в обнаженной натуре. Рекомендуется посещать выставки, музеи, мастер-классы. Контрольные задания по живописи направлены на проверку приобретенных ранее знаний и умений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.