Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа философии




 

Существует так много школ, методов, стилей, тем и образцов философии, что трудно объяс­нить ее природу. Общее объяснение природы философии означало бы, что все или хотя бы бо­льшинство самых различных концепций фило­софии, которые появились в ее истории, имеют нечто общее, что можно принять за основное значение или понятие философии.

Пожалуй, наиболее общей особенностью по­нятия философии можно считать рефлексив­ность. Философия рефлексивна, потому что она является рассуждением о рассуждении. Как рас­суждение о рассуждении философия, по своей сути, является, с одной стороны, практикой ос­мысления человеком мира, себя и других людей, с другой стороны, осмысления человеческого действия, существенным образом детерминиро­ванного разумом.

Иметь представление о мире, себе и других людях – означает иметь представление о том, что существует. Действие, с другой стороны, пред­полагает понимание того, что должно быть сде­лано, или что является добром. Рассуждение об общем вопросе существования определяет мета­физику в качестве (qua) онтологии; рассуждения о том, что должно быть сделано или о том, что является добром – определяет этику. Человечес­кая практика не только базируется – главным образом имплицитно – на ответах на оба воп­роса, она также включает, снова, главным обра­зом имплицитно – многочисленные ответы на третий вопрос: как подтвердить наши верования о том, что существует и о том, что должно быть сделано или что является добром. Данный воп­рос определяет эпистемологию. Философия пы­тается эксплицировать онтологические, этичес­кие и эпистемологические предположения, кото­рые имплицитно присутствуют в человеческой практике.

Эксплицитная рефлексивность необходима, но не достаточна для объяснения природы филосо­фии. Преподаватель, которому не нравится, ко­гда студенты жуют жевательную резинку во время его лекции, может стать рефлексивным, спрашивая себя о причинах такого отношения, но для него этого недостаточно, чтобы стать фи­лософом. Для подлинно философского понима­ния чего-либо, рефлексия должна быть связана с двумя другими особенностями. Рефлексия дол­жна быть рефлексией по поводу общих или фун­даментальных вопросов, причем такая рефлексия должна быть систематической. Самое краткое, наиболее абстрактное, но, тем не менее, действи­тельно полное определение философии может поэтому быть таким: философия – это общая и систематическая рефлексия о том, что сущест­вует, что должно быть сделано или что является добром, и как возможно знание о том и другом.

Данное объяснение отнюдь не претендует на то, чтобы исчерпать предмет философии. Его краткость это исключает, однако, даже гораздо более развернутое и строгое объяснение вряд ли когда-либо будет способно полностью объяснить природу философии, поскольку за разными по­нятиями, которые используются для объяснения ее природы, может стоять то, что невозможно выразить понятийно, несмотря на то, что фило­софия является понятийной деятельностью. Наше объяснение, таким образом, может только наметить отправную точку для ответа на вопрос о природе философии права. Можно предполо­жить, что этот вопрос имеет – как и собственно философия права – некоторую автономию, так что понимание общей природы философии не­обходимо только в качестве первого шага, но не как последнее и окончательное основание, на котором покоится наше понимание природы фи­лософии права, подобно дому на его фундаме­нте.

Мое определение философии как общей и си­стематической рефлексии о том, что существует, что должно быть сделано или что является доб­ром, и как возможно знание о том и другом, ве­дет, несмотря на его чрезвычайно абстрактный и весьма предварительный характер, к трем важ­ным для нас заключениям. Во-первых, рефлек­сия необходимо имеет критическое измерение. Размышлять о том, что существует, что должно быть сделано и что является добром, и что мы можем знать – значит спрашивать и спорить о том, что объективно существует, что является истинным или правильным, и что обоснованно. Если определять нормативность как способность отличить то, что правильно от того, что неправи­льно, то данные вопросы являются норматив­ными. Следовательно, философия, как с необхо­димостью рефлексивный феномен, имеет норма­тивное измерение. Общий и систематический характер философской рефлексии ведет, во вто­рых, к аналитическому и, в-третьих, к синтети­ческому, или холистическому, измерениям фи­лософии. Аналитическое измерение определяе­тся попыткой идентифицировать и выявить фун­даментальные структуры природного и социаль­ного миров, в которых мы живем, а также – фун­даментальные понятия и принципы, посредством которых мы можем понять оба мира. Без этой аналитической части философия в своей сущно­сти не была бы ни общей, ни систематической.

В философии права аналитическое измерение имеет дело с такими понятиями как норма, “до­лжное”, лицо, действие, санкция и институт. Си­нтетическое измерение определяется попыткой объединить все это в когерентное (связное, не­противоречивое – С. М.) целое. Глубоко обосно­ванная и когерентная картина того, что сущест­вует, что должно быть сделано или что является добром, и что мы можем знать, – регулятивная идея философии или, попросту говоря, её конеч­ная цель. Это означает, что философия неизбе­жно холистична. На основании вышеизложен­ного наше определение философии должно быть дополнено следующим: философия является но­рмативной (или критической), аналитической и холистической (или синтетической). Три поня­тия в определении: “рефлексивная”, “общая” и “систематическая”, и три понятия в выводе: “но­рмативная”, “аналитическая” и “целостная”, яв­ляются описаниями одного и того же, но с раз­ных точек зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.