Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как мир гармонии




 

В исторической драме борьбы между силами порядка и хаоса, созидания и разрушения, организованности и стихийности скла­дывалась новая, высшая реальность, которой равно чужды и ло­гика саморазрушения, и мертвящая заорганизованность. Ее имя — культура.

Подобно тому, как порядок — это еще не гармония, цивили­зация — еще не культура, а лишь совокупность социальных пред­посылок и условий ее развития. Важнейшее предназначение ци-вилизационных институтов состоит в том, чтобы, препятствуя угрозе тотальной деструкции, обеспечивать развитие культуры давать «зеленый свет» ее нарождающимся и совершенствующим­ся формам.

Конкретные культурные феномены мифологического, религи­озного. этического, художественного характера издавна, еше со времен античности составляли предмет познавательного интере­са. Но в качестве особой целостности, самостоятельной системы ценностей, норм, видов человеческой деятельности культура ста­новится предметом специального философского анализа только в Новое время.

На сегодняшний день существует около двухсот научных де­финиций культуры. Но все это многообразие может быть в итоге сведено к четырем основным определениям:

1) культура — это творческие способности человека;

2) культура—творческая деятельность человека, специальные усилия людей, в результате которых их способности и таланты превращаются в объективные материальные и духовные ценнос­ти;

3) культура — совокупность созданных человеком ценностей;

4) культура — процесс духовного обогащения человека, дина­мика превращения существующих ценностей в его духовное до­стояние, творческие силы и способности.

Из этих определений образуется культурологический круг как модель-схема культуры в целом.

 

Культурологические способности человека

 
 


Духовное обогащение личности Творческая деятельность

       
 
   
 


Культурные ценности

 
 

 


Схема 1

 

В историческом времени развития мировой цивилизации этот круг превращается в спираль, поскольку энергия культуротвор-ческих способностей, воплотившаяся в созданных человеком цен­ностях, возвращается уже не к исходному пункту. Она духовно обогащает новые поколения, подготавливая их к культуротвор-ческой деятельности. Так размыкается круг и образующаяся спи­раль устремляется в историческую перспективу.

За понятиями цивилизации и культуры стоят два ряда различ­ных реалий. За цивилизацией — порядок, необходимость, соци­альность, государство, власть, право, дисциплина, справедливость. За культурой — гармония, свобода, духовность, совершенство, идеалы, истина, красота, нравственность. Если цивилизация преж­де всего регулирует, организует, упорядочивает социальные от­ношения, то культура призвана гармонизировать их. Если цивилизация сугубо нормативна и ее продуктивность соразмерна наличным условиям и обстоятельствам, то культура сверхнорма-тивна, то есть ориентирована не только на нормы, но и на идеа­лы. Ей присущи избыточная продуктивность и прорывы творче­ской энергии за пределы существующих традиций и стереотипов в мир высших гармоний, красоты и совершенства.

Ценности культуры существуют не разрозненно; они связаны между собой в единое гармоничное целое — культурный космос. Этот мир — особая нормативно-ценностная реальность, внутри которой социализированный человек живет как духовное суще­ство, как субъект духовности. Чем развитее духовное «Я» личнос­ти, тем значимее для нее эта реальность. Именно в ней человек обретает свою истинную сущность и реализует ее наиболее дос­тойным, возвышенным и гармоничным образом.

Культура, будучи средством борьбы с всеотрицающей силой времени, с физической конечностью индивидуального существо­вания, дает человеку возможность фиксировать свои переживания и мысли, особенности своего мироотношения в знаковых, симво­лических, образных и понятийных формах, остающихся в наслед­ство следующим поколениям. Основным средством подобных фиксаций является язык культуры, втягивающий человека в мир собственных смыслов, ценностей и норм, ставящий его в центр культурного универсума. Этот универсум имеет свое энергетиче­ское поле, от которого исходят разнообразные нормативные тре­бования, призывы, воззвания, заставляющие человека вольно или невольно, сознательно или бессознательно корректировать свое социальное поведение.

Культурные механизмы долговременной исторической памя­ти позволяют обществу регулярно воспроизводить и приумножать социальный опыт, удерживать его в эпицентре общественного внимания, способствовать его активному участию в социализа­ции новых поколений.

Через культуру уроки исторического прошлого обретают для человека личностную значимость и императивность, а с ними и способность воздействовать на его духовную и практическую жизнь, его мировоззрение, нравственность и правосознание. Бла­годаря культуре личность обретает способность сознавать себя существующей одновременно и в средоточии живых социальных отношений, и в универсуме идеальных гармоний.

Нормативные требования культуры, которым человек подчи­няется, обязывают его чувствовать, мыслить и действовать таким образом, чтобы оставаться на уровне своего высокого предна-тачения. Эволюция затратила огромные усилия, чтобы возвести человеческое существо по своей лестнице на очень высокую сту­пень, в то время как множество остальных живых существ оста­лись на нижележащих уровнях. Это требует от человека ответных усилий' он обязан удерживаться на высоте и не соскальзывать вниз. Возможность сорваться в бездну зла, пороков и преступлений у него всегда есть. Но у него есть и средство, благодаря которому он может успешно удерживаться на краю бездны, на пороге тьмы, у границ хаоса. Это средство — культура. Религия, нравственность, философия, искусство способны направлять витальные силы и социальную энергию человека к высшим идеалам гармонии и со­вершенства. ',

Культура призвана помогать человеку гармонизировать его j практическую и духовную жизнь, облекать его внутренние про- \ тиворечия в соразмерные формы, устремлять содержащийся в них взрывной потенциал в русло созидания, творчества, а не разру­шения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.