Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Предпосылки русской философии уходят в глубь славян­ской истории




Предпосылки русской философии уходят в глубь славян­ской истории. Ценными источниками русской средневеко­вой мысли являются "Слово о законе и благодати" (XI в.), "Слово о полку Игореве" (XII в.), "Повесть временных лет" (XI-XII вв.) и др.

Во времена формирования и укрепления московского го­сударства вызревает идея "Москва — третий Рим". Этот иде­ал православного царства впоследствии будет постоянно до­минировать в русской мысли. Несовпадение же его с реаль­ной практикой социально-государственной жизни послужит источником многих драматических противоречий в общест­венном сознании, включая современность.

В XVII в. философскую мысль России захватывают новые интересы. Если раньше господство в ней принадлежало тече­ниям византийского типа, то в XVII в. на смену приходит за­падноевропейская схоластика. Ее очагами были Киево-Могилянская и Московская духовные академии. Наиболее вид­ные представители — братья Иоаникий и Софроний Лихуды.

В XVIII в. в России заявляет о себе материализм как фи­лософское течение (М. Ломоносов, А. Радищев). Философ­ские взгляды этих мыслителей формировались под влияни­ем идей европейского Просвещения. Если достоинство мате­риалистических воззрений М. Ломоносова в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, то в центре философии А. Радищева была проблема человека. Философ намечал подходы не к абстрактному индивиду, а к живому, конкретному человеку, искал пути его освобождения.

У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоял П. Чаадаев (1794-1856), завершивший свой знаменитый цикл из восьми "Философических писем" к началу 30-х гг. XX в. В них главенствующей идеей предстает идея единства религии и философии. В конечном счете П. Чаадаев строит свою систему, в которой сочетает элементы "философии то­тальности" с установками "философии индивидуальности", т.е. религиозного и личностного начал. Первой историче­ской разновидностью "философии тотальности" была фило­софия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Акса­ков и др.). Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, монархия — как идеальная фор­ма социума, крестьянская община — как идеальный нрав­ственный мир.

В полемике со славянофильством складывалось западничество (разновидность "философии индивидуальности"). Его представители ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, тяготели к материализму и атеизму. Филосо­фию Г. Гегеля М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен воспри­няли как "алгебру революции".

Западниками было положено начало традиции русского Просвещения. Философия русских просветителей 40-60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской "философии тотальности". Наиболее полно материалистическую филосо­фию просветителей представлял Н. Чернышевский (1828-1889). В статье "Антропологический принцип в философии" обоснование единства и целостности человеческого организ­ма осуществляется автором как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи.

Неизгладимое впечатление в идейном развитии России конца XIX-XX вв. оставил Ф. Достоевский (1821-1881). В набросках «О системе истинной философии» он развил аргу­ментацию в пользу бессмертия души и построил концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархаль­ность, цивилизацию, христианство. С позиций этой схемы он полемизировал по поводу социализма, считая его внеш­ним устройством человечества. Ф. Достоевский предельно обнажил истину, выстраданную опытом многих поколений: нет на земле и не может быть такой цели, ради достижения которой была бы допустима жертва.

Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Толстого (1828-1910) была идея создания "новой рели­гии", соответствующей развитию человечества, религии Хрис­та. "Камень веры" Л. Толстого — принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел в системах буддиз­ма, даосизма, конфуцианства.

Тема подлинного и мнимого прогресса стала главной в учении Н.Данилевского (1822-1885). В труде "Россия и Ев­ропа" (1869) он продолжил начатую славянофилами идею ев­ропоцентризма. Отличительная черта выводов книги состоя­ла в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех пози­ций и решений — политическом интересе русских и всех славян.

Философия В. Соловьева (1853-1900) явилась заверша­ющим синтезом русской религиозной философии XIX в. За­падному "рационализму" он противопоставил идеал "свобод­ной теософии", совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал В. Соловьева — "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и про­тестантизм. Реализация этого идеала предполагает созида­ние "богочеловечества" — конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретают свое единство вера в Бога и вера в Человека.

Ярким продолжателем русской религиозной философии был С. Булгаков (1871-1944). Он ставил в центр проблему Софии — Божественной Премудрости. Строить софиологию С. Булгаков начинает с экономической проблематики. Этому посвящен труд "Философия хозяйства" (1912). С. Булгаков последовательно вскрывает "софийные корни" хозяйствен­ной деятельности в труде, производстве, потреблении и др. Мыслитель затрагивает также вопрос о "корнях" науки, ис­кусства, других форм деятельности человека и приходит к выводу, что человеческое творчество в знании, хозяйстве, культуре, искусстве софийно.

Свое завершение идеи С. Булгакова получили в книге "Философия имени" (1953). В ней автор представил своеоб­разную философию слова, соединившую неоплатоническую, патристическую, гегелевскую традицию с идеями В. Гум­больдта и других известных исследователей языка.

Один из самых оригинальных философских умов Рос­сии — Н. Бердяев (1874-1948). В начале творчества целью мыслителя является образ христианской философии, при­званной выразить целостно и универсально человеческий опыт. Итогом творческих поисков явилась работа «Филосо­фия свободы» (1911). В ней Н. Бердяев выступает как про­должатель традиций русской философии. В 1916 г. вышла его работа "Смысл творчества". Центральный стержень этого труда — идея творчества как откровения человека, как со­вместного с Богом продолжающегося творения. С 1922 г. Н. Бердяев живет за границей, где публикует работы "Фило­софия неравенства" (1923), "Смысл истории. Опыт челове­ческой судьбы" (1923), "О назначении человека. Опыт пара­доксальной этики" (1931). Последнюю мыслитель считал наи­более совершенной своей книгой. Один из основных ее тези­сов гласит: творчество возможно при допущении свободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия.

Итак, рациональному знанию просвещенной и цивилизо­ванной Европы русскими мыслителями были противопо­ставлены фундаментальные и вечные нравственные поня­тия — любви, свободы, сострадания, совести и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.